Поиск по сайту

Творческая активность на уроках русского языка


Авторcтво: Максимова Светлана Валентиновна, ведущий научный сотрудник Центра социализации воспитания и неформального образования, к.пс.н., научный руководитель экспериментальной площадки ФГУ «ФИРО»; Солоухина Татьяна Павловна, директор, к.эк.н.; Конусова Ольга Анатольевна, зам. директора по УВР МОУ СОШ № 3 Североморска, к.п.н.


Шесть лет в СОШ № 3 г. Североморска Мурманской области работает экспериментальная площадка Федерального института развития образования по теме «Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе изучения русского языка с использованием обучающих технологий и проектной деятельности». Ведь развивать творческую активность младших школьников следует не только в таких видах деятельности, как рисование, конструирование, пение и др. Научить ребенка творчески мыслить, решать проблемные задачи, проявлять заинтересованность и активность необходимо и на материале более сложного для усвоения учебного предмета – русский язык. Таким образом, целью экспериментального исследования стало определение эффективности психолого-педагогических условий развития творческого потенциала младших школьников в процессе изучения русского языка с использованием обучающих технологий и проектной деятельности.

Одна из основных задач первого этапа эксперимента – научиться отслеживать проявления творческой активности учеников в процессе обучения русскому языку. Учителям предстояло провести диагностику активности обучающихся экспериментальных и контрольных классов по методу надситуативности, вести дневник наблюдений за проявлениями творческой активности обучающихся, портфолио учеников, в которых фиксируются их творческие достижения.

В контрольных и экспериментальных классах на учебных занятиях педагоги проводили видеозапись уроков русского языка с последующим анализом и обсуждением результатов в педагогическом коллективе. Выступая в роли экспертов, педагоги также учились отслеживать проявления творческой активности учеников. В результате проделанной работы нами накоплен значительный видео-материал.

Опыт показал, что необходимыми условиями целенаправленного формирования творческой активности учеников на уроках являются содружество и сотворчество учителя и ученика; создание на уроке ситуации успеха; создание у обучающихся внутренней мотивации учения с установкой на творчество; корректная педагогическая помощь ученику.

Мы исходим из того, что в результате комплексного психолого-педагогического воздействия у школьников должен проявиться интерес не только к знаниям, но и способам их добывания, способам их применения в нестандартных ситуациях. При просмотре видео-уроков нами было замечено, что некоторые игры, упражнения и задания «работают» так, что творческая активность обучающихся, независимо от класса (с первого по четвертый), повышается. В результате мы стали отбирать такие игры (упражнения, задания) и систематизировать их в трех блоках.

Первый блок. Эти игры формируют у младших школьников качества, необходимые для творческой деятельности: наблюдательность, внимание, сообразительность, воображение, привычку анализировать и осмысливать факты. С этой целью на уроках русского языка вводятся игровые ситуации, используются языковые игры, ребусы, шарады, кроссворды, загадки и др. Здесь и «Лесенки из слов» (Подбор слов на определенную букву, В каждом последующем слове должно быть на одну букву больше.); «Собери словечко» (Составление нескольких слов из букв заданного слова.); «Я начну, а ты закончи»; «Стихи-запоминалки»; мини-викторины: знаток словарных слов, знаток фразеологических оборотов, знаток пословиц, знаток правил…

Второй блок. Эти упражнения, игры, задания направлены на развитие исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка при наблюдении за языковыми явлениями: «Твердые-мягкие» (Вычленение на слух изученной орфограммы.); «Скажи наоборот» (Сравнения при антонимической паре. Придумывание предложений с заданными словами.); «Рассуждалки» (Объяснить значение фразеологичесого оборота, пословицы, поговорки, «крылатого выражения». Составить рассказ с использованием данного фразеологического оборота); микроисследования, творческие проекты (Создание детьми «Энциклопедии одного слова», работа со словарями, энциклопедиями. Создание творческого проекта.).

Третий блок. Эти задания развивают творческую активность обучающихся в ходе закрепления учебного материала способствует, самовыражению индивидуальности, личности ученика через творчество. Сюда включаются: подготовка к написанию сочинения-описания, сочинения-миниатюры; «Составь фантастический рассказ»; «Что бы произошло, если бы…?» (Надо придумать как можно больше гипотез, объясняющих, что бы случилось в результате какого-либо заданного действия, предположить вытекающие из этого последствия.); «Фотомонтаж» (Составление текста по нескольким, явно не связанным между собой картинками)…

Исследования наших педагогов показывают, что детское творчество неисчерпаемо и главный стимул для сотворчества – ощущение радости, которое оно приносит и ученику, и учителю.

                                                                                                                                                                                                                           Материал впервые опубликован в газете "Горизонты современного образования", №2 (41), 2011г.




Поделиться: