В нашей школе доска STAR Board появилась в конце 2006 года. Этот замечательный факт омрачался тем, что ни обучающих занятий, ни специальной литературы, с помощью которых можно было бы изучать это устройства, предусмотрено не было. Я понадеялась на Интернет, но там, в основном, представлена пока рекламная информация. Тогда, методом проб и ошибок, мы — группа педагогов — приступили к освоению современного интерактивного устройства.
Интерактив — от англ. interactiv — взаимодействие. До сих пор, когда говорили об интерактивном режиме работы, подразумевали, как правило, диалог пользователя с компьютером. Но то, что сложно было представить себе еще два года назад — диалог с ученической доской, сегодня стало реальностью.
Первое «открытие», которое мы сделали, было то, что доска может работать в двух режимах: режим компьютера и режим доски (или режим пера). Переключаться из одного в другой легко: с помощью кнопок на панели инструментов STAR Board или на пластиковой панели самой доски слева. С первым режимом разбираться долго не пришлось - навыки работы с компьютером есть почти у всех педагогов, да и уроки с мультимедийным комплексом уже не редкость в нашей школе. А вот второй режим оказался более сложным и интересным. Постепенно погружаясь в изучение его возможностей, мы выяснили, что в этом режиме можно писать, чертить, рисовать, работать с графическими объектами; можно размещать на рабочей поверхности документа различные инструменты и работать с ними; можно делать снимок экрана и сохранять его в виде электронного документа, а также многое другое. Понятно, что в рамках короткой заметки сложно рассказать про все возможности. Но опыт даже первых уроков с использованием доски показал, что наибольшего результата на уроке можно достичь тогда, когда педагог уверенно использует оба режима.
Как в книге сказок: на новой странице — новое чудо, так и с интерактивной доской, на очередном занятии учителей с электронной доской мы открывали какую-нибудь замечательную функцию этого устройства. Каждый педагог из нашей творческой группы увидел и оценил то, что могло бы эффективно быть использовано именно им на своих уроках.
Обобщая все, попробую назвать некоторые приемы, которые может использовать педагог, стоя у электронной доски:
активно комментировать материал: выделять объекты электронным маркером или карандашом, у которых можно изменить цвет и толщину линии. С их помощью уточнять, добавлять информацию, рисовать, делать схемы, чертежи;
использовать для работы на доске листы с разными фонами: клетка нужного размера, линейка, нотная линейка, миллиметровка, специальные фоны. Все они находятся в папке шаблонов фоновых изображений;
работать с рукописным или печатным текстом, осуществлять разбор отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;
набирать с помощью электронной клавиатуры любой текст и демонстрировать его в режиме реального времени;
работать с рисунками, взятыми из библиотеки картинок доски;
выделять объекты, а затем перетаскивать, менять их размер, размещать в нужной части документа или экрана;
переключаться в режим демонстрации презентации, видео или другого мультимедийного материала со звуковым сопровождением. Переключившись в другой режим с помощью светового пера виртуальным карандашом или кистью делать комментарии поверх остановленных видеофрагментов, презентаций, различных графических изображений;
использовать для создания чертежа или математических построений электронный транспортир, «умное перо»; размещать на экране и работать с секундомером или таймером, электронной лупой;
проводить показательное тестирование или опрос учащихся у доски;
делать снимки экрана доски, распечатывать или сохранять их в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате. Это позволяет педагогу вернуться к любому моменту текущего урока или урока, проведенного ранее, а также выстраивать снимки в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов.
В качестве примера использования доски на уроках я расскажу о двух уроках, проведенных педагогами нашей школы.
Сейчас практически все уроки физики и астрономии педагог Верх Екатерина Александровна ведет с использованием интерактивной доски. На своих уроках она использует УМК «Открытая физика» и «Открытая астрономия», а также другие современные программные продукты и материалы из Интернета. В январе она провела открытый урок по теме «Дифракция и интерференция волн». Как с помощью традиционных способов продемонстрировать эти явления учащимся на одном уроке? И нарисовать и объяснить схемы явлений, рассказать и показать дифракционные решетки. С помощью электронной доски эти вопросы решаются легко. В ходе объяснения нового материала педагог демонстрировала интерактивные модели и видеофрагменты из УМК «Открытая физика», тут же рисовала схемы явлений, вводила новые понятия и определения. За один урок удалось сделать столько, сколько раньше с трудом удавалось делать за два. Важно ещё то, что этот большой теоретический вопрос был изложен доступно, наглядно и изящно.
Иначе использовалась доска на уроке истории по теме «Союз нерушимый республик свободных…». Учитель высшей категории Смирнова Светлана Семеновна проводила его в 9 классе. В основу урока (с точки зрения использования электронной доски на уроке) легла презентация, подготовленная учителем.
Хочу сразу оговорить тот факт, что в ходе урока учащиеся работали не только с презентацией. На уроке прозвучали сообщения, подготовленные дома; учащиеся анализировали тексты статей и документов, рассуждали, делали выводы и дискутировали. Я же попытаюсь написать о том, как в ходе урока использовалась доска.
Урок начался со вступительного слова учителя, в котором она вспомнила о национальных конфликтах в последние годы. «Чем вызваны национальные волнения, а главное, как решить национальный вопрос безболезненно для народов страны – об этом мы будем говорить в ходе урока». Далее учитель объявил тему урока, ставил цели и задачи. Все это было проиллюстрировано на доске в виде текста, сохраненного заранее как заметка.
Тема: «Союз нерушимый республик свободный…»
Цели урока:
Проанализировать предпосылки и причины объединения в единое государство, принципы процесса объединения советских республик в СССР,
Проследить этапы образования в СССР,
Спроектировать возможные последствия подобного объединения.
«Что такое национальный вопрос? Как его решали царское правительство, национальные круги, русская интеллигенция?» Учитель в режиме работы с презентацией ставил вопросы и обозначал проблемы. Ему помогали учащиеся, выступающие в роли политологов или в роли историков.
Слайд № 1 был иллюстрацией к выступлению ученицы по «истории национального вопроса».
Предпосылки объединения в Союз записывались педагогом на слайд № 2 по мере того как они формулировались учащимися.
Текст на слайдах № 3,4,5 сопровождался комментарием и подвергался тщательному анализу. Электронным маркером ученики выделяли в нем наиболее важные слова.
На слайде № 6 цитаты из документов. Сравнивались принципы объединения государств на основе автономизации (по Сталину) и союзного государства (по Ленину). Электронным карандашом подчеркивались различия в документах.
На слайде № 7 с картой СССР ученица, рассказывая о государствах-участниках объединения, с помощью электронного карандаша обводила их границы, а затем границы СССР.
Последний слайд иллюстрировал рассказ учащихся о сторонах, подписавших «Договор об образовании СССР».
В конце урока учитель возвращает на экран доски страницу с темой и целями урока и заставляет учащихся задуматься о последствиях объединения советских республик в единое государство, о возникновении национального вопроса уже в новом советском государстве, и как следствие, распаде СССР.
Наш опыт показал, что использование интерактивной доски на уроках значительно экономит время, позволяет увеличивать объём информации, усваиваемой детьми на уроках, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе, повышает мотивацию обучения. За последние годы мы привыкли, что желающих выйти отвечать урок к доске нет. К электронной доске хотят выйти все ученики.
Использование доски позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала и значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися.
Необходимо учесть и важный психологический момент: многие школьники ориентированы на восприятие информации с помощью современных цифровых устройств. У многих из них дома есть компьютеры, оснащенные по последнему слову техники, цифровые видеосистемы. Благодаря этому наши ученики воспринимают окружающую действительность через «аудиовизуальные» образы. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников именно на такое восприятие, причем для этого могут успешно использоваться как игровые и обучающие программы, так и видео, аудиозаписи. Таким образом, на уроках обеспечивается успешность обучения, развитие творческой активности и увлеченности предметом.
И еще один немаловажный аспект. Педагог, работая с доской, предстает перед учащимися совершенно в другом свете. Нельзя не заметить, что такие уроки ребятам очень нравятся. Кроме того, они способствуют повышению авторитета педагога, как человека идущего в ногу со временем и стремящегося в совершенстве владеть современными технологиями.
Поделиться: