Поиск по сайту

Что кроме ЕГЭ?..


Авторcтво: З.Ю.Смирнова; Ю.В.Ээльмаа


Сегодня, как и в течение нескольких последних лет, споры о ЕГЭ не утихают. Но это уже не споры о том, нужно или не нужно. Такое направление дискуссии бессмысленно, потому что Единый экзамен из экспериментального режима перешел в законодательный. Обсуждается другое, в частности, вопрос о форме: только тесты или возможно что-то еще? Разумеется, тестовая форма проверки знаний имеет свои плюсы и свои ограничения. Плюсы – прежде всего, как мне кажется, в том, что тестовая форма, дающая возможность компьютерной проверки, обеспечивает быструю обработку огромных массивов информации и объективность оценки. Разумеется, только относительную объективность, потому что часть С проверяется «вручную», экспертами, и здесь субъективность неизбежна. Но ведь есть части А и В…

Однако задумаемся, что же подвергается объективной проверке? Только знания и умения – именно на это и нацелены в большинстве предметов части А и В. В частности, в контрольно-измерительных материалах по русскому языку это именно так. Но ведь мы декларировали в образовании компетентностный подход. Мы хотим оценивать не только «базу знаний» выпускника, но и его способность этими знаниями оперировать. А это уже часть С. В ЕГЭ по русскому языку – создание собственного текста на основе прочитанного, когда выпускник демонстрирует способность понимать текст, видеть в нем проблему, осмыслять авторское отношение к этой проблеме, формулировать и аргументировать собственное отношение к ней. И именно эти – компетентностные – результаты оцениваются экспертами. Значит, оцениваются с определенной долей субъективности. Вообще возникает вопрос: а можно ли оценивать компетентность иными – не экспертными, а «компьютерными» – способами?

У авторов идей по этому поводу нет. Поиск таких идей у умных и профессиональных людей тоже успехом не увенчался. И в мировой практике тоже… Разумеется, может быть, плохо искали, но …

Значит, компетенции выпускника мы будем оценивать экспертными методами. Тогда почему только с помощью ЕГЭ? Есть и другие способы оценки личностных результатов ученика, широко распространенные в мировой практике и активно используемые у нас. Самый распространенный – портфолио.

Портфолио в переводе с итальянского - “папка с документами”, “папка специалиста”. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые специалистом в разнообразных видах деятельности.

Цель создания портфолио – представить отчет о работе специалиста, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост, способствовать формированию навыков рефлексии (самоанализа и самооценки).

Так что понятие «портфолио» родом не из образования. Это способ накопления и представления результатов профессиональной деятельности человека, который в основном используется в творческой среде. Дизайнер, специалист в области рекламы, журналист, модельер, фотограф, представляя себя как профессионала, обращаются именно к технологии портфолио.

Что же может дать портфолио системе образования именно в контексте оценки результатов обучения школьника? Попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к опыту использования портфолио в современной школе.

Что же кладут наши школьники в свою «папку специалиста»?

Опыт знакомства с портфолио учащихся в разных школах Петербурга говорит о том, что в этой папке в основном – свидетельства достижений ученика: грамоты, дипломы, сертификаты, перечень прослушанных спецкурсов и прочие документы, по которым можно проследить своеобразную «учебную биографию» школьника. Ну, может, не только учебную, но и внеурочную. Участвовал в олимпиадах, творческих конкурсах, проектах, конференциях, представлял свои работы в рамках фестивалей, получил благодарности за выступления на школьной сцене, защищал честь школы на спортивных соревнованиях, посещал кружки, секции, спецкурсы, был активистом школьного самоуправления…

А зачем они нужны, эти документы? На долгую и добрую память о «школьных годах чудесных»? Хорошая вещь – долгая и добрая память. Но ведь мы ведем речь не о том далеком времени, когда все эти документы превратятся в артефакты прекрасного прошлого, а о вполне современных проблемах выпускника, которому как-то надо представить свои личностные достижения, продемонстрировать уровень сформированности определенных компетентностей как результата обучения в средней школе.

Нужно ли это кому-нибудь? Интересно ли? Будет ли учтено в конкурентной борьбе за место в престижном вузе? Когда мы ищем ответ на этот вопрос, вспоминается одна очень давняя – десятилетней давности – история.  

В лицее № 590 существует хорошая традиция. Ежегодно по итогам учебного года издается приказ о достижениях учеников. В нем отмечались все личностные результаты детей, которые проявили себя в учебе, творчестве, спорте, исследовательской деятельности, самоуправлении. Подготовка такого приказа – огромный труд. Каждый классный руководитель, каждый учитель подавал информацию о детях, так или иначе проявивших себя. Информация эта собиралась по такому принципу: нет достижений и успехов больших и маленьких, а есть замеченные и незамеченные. И старались, чтобы замечены были все – даже самые скромные. Аккумулировалась эта информация у специального ответственного человека, который и формировал основной корпус приказа, потом его еще раз просматривали все в школе, вносили корректировки и дополнения. В итоге ежегодно оказывались отмеченными обычно процентов 60-70 детей. Приказ о достижениях учащихся входил как обязательная составляющая в информационный сборник по итогам года вместе с анализом работы школы, информацией о достижения педколлектива, основными перспективными направлениями развития. Сборники эти печатались собственными силами, небольшим тиражом (порядка 50-60 экземпляров), частично распространялись среди сотрудников (завучи, председатели МО), остальные хранились в библиотеке.

В 2000 году школу заканчивала замечательная девочка. Многообразная одаренность, артистизм, активность, энергия… Надо ли говорить, что ее имя неоднократно повторялось в приказах о достижениях: успехи в учебе, победы в олимпиадах, яркая учебно-исследовательская работа «История инакомыслия в России: от Чаадаева до Венечки Ерофеева», участие в «Сахаровских чтениях» и «Парусах науки», выступления на школьной сцене, интересные инициативы… Поступала она в СПбГУ на филологический факультет, выбрала новую тогда специальность – «межъязыковые культурные коммуникации». Экзамены сдала хорошо (две пятерки и четверка), однако при этом набрала лишь «нижнюю границу» баллов. И возникла сложная ситуация: 10 человек с одинаковыми баллами, выбрать должны были только двух. Приемная комиссия объявила дополнительный конкурс – своеобразный конкурс достижений. Мама выпускницы обратилась к администрации с просьбой – дать эти самые школьные ежегодные сборники для представления в приемную комиссию. Самое интересное, что в приемной комиссии эти сборники с приказами о достижениях рассмотрели – и девочка прошла тот самый дополнительный жесткий конкурс достижений и была зачислена. Возвращая сборники, мама сообщила, что в приемной комиссии ей сказали: девочку возьмем, потому что у нее есть не только школьные пятерки, но и опыт исследовательской работы, участия в научных конференциях, она активная, творческая, энергичная, нам именно такие студенты нужны. Замечательный подход. Очень правильный. Действительно, студент должен не только иметь знания, но и быть готовым к разнообразным видам самостоятельной творческой деятельности. Кстати, в университете училась девочка успешно, занималась научной работой, по окончании поступила в аспирантуру, заканчивает диссертацию.

К сожалению, в запасе у авторов больше таких историй нет, но и эта – замечательный повод к размышлению. Наличие свидетельств о многообразных ярких достижениях выпускника школы помогло при поступлении в престижный вуз на хорошую специальность. Вуз в этом случае проявил добрую волю, принял эти свидетельства достижений к рассмотрению в ходе конкурсного отбора – и не ошибся в выборе талантливого, заинтересованного, активного студента, для которого образование, наука, творчество являлись настоящими ценностями, который шел в университет не за дипломом, не за престижем, а по глубокой внутренней заинтересованности.

Сегодня, когда преподаватели вузов жалуются, что студенты пассивны, не проявляют интереса к учению, не готовы к самостоятельной образовательной деятельности, такой способ выбора «хорошего», перспективного студента – не самый бессмысленный. Разумеется, трудоемкий – более трудоемкий, чем подсчет среднего балла, но ведь если усилия вознаграждаются…

Конечно, мы не предлагаем отменить «знаниевый» отбор. Экзамен – ЕГЭ – необходим. Уровень знаний абитуриента – это одна из основ успешности его обучения. Одна из – важная, но не единственная.

Хотелось бы все-таки, чтобы студент был способен не только выучить материал к экзамену и более или менее успешно воспроизвел его. Важно, чтобы у него был интерес к получаемой специальности, к изучаемой области знаний, способность и готовность работать самостоятельно, решать проектные и творческие задачи.

Как эту готовность увидеть и оценить? Да из того же школьного портфолио. Если абитуриент в своем школьном прошлом имеет опыт участия в проектной и учебно-исследовательской работе, значит, с большой долей вероятности можно утверждать, что у него сформированы определенные навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности. Если в его портфолио отмечены олимпиады, конкурсы, спецкурсы, факультативы, кружки в определенной области знаний, значит, эта область знаний ему интересна, значит, выбор направленности образования в вузе не случаен, не продиктован такими факторами, как невысокий балл, необходимый для поступления на «выбранную» специальность в прошлом году.

Помните, летом 2009 по ТВ было много материалов о результатах ЕГЭ и приема в вузы? Нас тогда поразил сюжет о некой питерской барышне-выпускнице, которая подала заявление на 20 (!) факультетов в разные вузы. Честно глядя в глаза корреспонденту, который брал у нее интервью, героиня сюжета ничтоже сумняшеся поведала миру о своих мотивах простыми и убедительными словами: «Ну, куда-нибудь же пройду». Интересно, какой вуз можно поздравить с таким осознанным выбором?

Получается, что портфолио нужно не только выпускнику – вузу тоже не должно быть безразлично, какой опыт за плечами у тех, кто сядет на студенческую скамью. И, значит, усилия, которые нужны для дополнительного конкурса – конкурса портфолио – не будут потрачены впустую. Разумеется, система высшего образования сегодня массово не готова рассматривать достижения абитуриентов в качестве оснований для поступления, но мельницы, как известно, мелют медленно – и все-таки мелют…

А теперь вернемся к содержанию, вернее – к содержимому портфолио школьника.

Чаще всего портфолио – это папки. Папки с бумагами. Разумеется, как уже было сказано, такие бумаги – свидетельство каких-то дел, увлечений, они говорят о проявлении тех или иных способностей, склонностей, свойств личности.

Но, если вернуться к определению, ведь портфолио – это «папка специалиста», и цель создания такой папки – представить профессионала, показать продукты его деятельности. В портфолио фотографа – его работы. В портфолио дизайнера – проекты. В портфолио модельера – эскизы и фотографии. В портфолио журналиста – тексты. А как иначе?

Представим себе ситуацию: необходимо выбрать дизайнера для оформления помещения. Как будем выбирать – по дипломам и свидетельствам или все-таки по реальным работам? Разумеется, дипломы – это хорошо, однако вспомним классика: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Поэтому своими глазами взглянуть – это вернее, по пословице, гласящей, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А вот в ситуации с портфолио школьника мы, увы, довольствуемся чужими оценками, пусть самыми компетентными, но все же чужими, потому что дипломы, грамоты, сертификаты были выданы по итогам экспертной оценки, которая проводилась, разумеется, уважаемыми и компетентными, но все-таки людьми, которые, как известно, «могут обмануться». Да и не спорят о вкусах.

И снова – пример из жизни. В прошлом году выпускник одного из атворов выиграл конкурс, по итогам которого был взят на работу в престижную физическую лабораторию в Англии. В конкурсе принимали участие более 200 молодых физиков-теоретиков. Процедура конкурса состояла в следующем. Участнику по электронной почте в обозначенное им время высылались 6 задач. В течение 48 часов со времени получения письма он должен был отправить в адрес конкурсной комиссии свои решения. Молодой человек, о котором я пишу, закончивший наш Физтех, решил 5 задач из шести. Один из участников решил все 6. Но организаторы конкурса выбрали именно российского специалиста, потому что ход его мысли при решении сложных и неоднозначных задач показался им более продуктивным. Таким образом, выбор был сделан не по формальным количественным показателям, а на основании тех особенностей мышления, которые выявились в ходе анализа конкретного продукта деятельности – решенных задач.

Эта история вспомнилась сейчас в связи с размышлениями о содержании портфолио выпускника. Хорошо бы, чтобы там были не только свидетельства достижений, но и продукты деятельности – творческие, исследовательские, проектные работы. Именно они могут и должны становиться объектами экспертной оценки. Именно они скажут больше всего о специфике мышления автора, о его творческом почерке, способностях и направленности, об уровне сформированности тех самых компетентностей в различных областях деятельности. Ничего нового в этой идее нет. Ведь абитуриенты, поступающие на творческие специальности, представляют на конкурс свои работы. Так, может, стоит расширить практику?

Теперь еще один непраздный вопрос. А как это сделать технически? Ведь не все можно отпечатать на бумаге, не все можно сложить в папку. Ответ прост: кроме папки, нужно формировать электронное портфолио, включающее работы в тех форматах, которые не могут быть представлены «бумажно». Впрочем, и «бумажные» работы также можно представлять в электронном виде: это проще, чем верстать объемные папки.

Значит, портфолио выпускника может существовать в виде диска, на котором в электронной оболочке будут размещены и свидетельства достижений (сканированные варианты дипломов, сертификатов, грамот), и проектные, исследовательские, творческие работы выпускника – в адекватных электронных форматах. Этот вариант – компактный и в то же время полный – и может стать объектом экспертной оценки уровня сформированности тех или иных компетентностей. И в этом случае ЕГЭ станет источником информации об уровне знаний – информации объективной, а портфолио, оцениваемое экспертами, позволит судить и о круге интересов выпускника, и о направленности его личности, и о его способности к исследовательской и творческой деятельности, и об осознанности выбора пути продолжения образования.

…Несколько лет тому назад вышла статья В. Болотова, одного из самых активных и последовательных сторонников ЕГЭ. Статья называлась так: «Для оценки качества образования одного ЕГЭ недостаточно». Согласимся?


Поделиться: