Поиск по сайту

ЕГЭ по химии: первый опыт


Авторcтво: О. Б. Проничева


Проничева Ольга Борисовна, учитель химии ГОУ СОШ № 62,

методист ГОУ НМЦ по химии Выборгского района Санкт-Пeтербурга,

тел. 8-904-647-01-42 , olga_qwerty@mail.ru

Первый раз в прошедшем учебном году учащиеся нашего района проходили итоговую аттестацию по химии в форме ЕГЭ. По-разному восприняли учителя свою роль в подготовке выпускников к государственному тестированию – от недоумения и протеста: «Разве мы обязаны готовить к поступлению в вуз? Разве возможно подготовить детей к сдаче ЕГЭ, если в 10-11 классах всего один час химии в неделю?» - до полной поддержки новой формы аттестации как возможности для дальнейшего профессионального самосовершенствования, плацдарма для поиска новых педагогических идей и технологий.

В Выборгском районе Санкт-Петербурга экзамен по химии сдавали 335 выпускников, что составляет 2,996% от их общего количества (по России доля выпускников, выбравших экзамен по химии, составила 8,2%, по СПб- 8,93%) , видимо, наш предмет не пользуется особой популярностью в нашем промышленном районе, в котором располагается 4 профильных вуза. Наибольший процент выпускников, выбравших экзамен по химии, показали школы, в которых есть классы естественнонаучного профиля – ГОУ № 62,488,623 – на эти школы приходится 22% от всех экзаменуемых.

Средний балл по району составил 52,44 (в СПб -51,65, по России – 52,68). Не справились с выполнением экзаменационной работы и получили балл ниже минимально установленного 38 человек, что составляет 11,34% (в СПб -10,44%, по России – 11,76%).

Лучшие результаты среди школ района, в которых сдавали химию более 5 учащихся, показали ГОУ № 73,61 (эти две школы вошли в первую десятку по городу), 488, 623, 92, 108, 62, 107.

Полностью выполнили задания части А – 6 человек, части В – 3 человека, максимально возможный балл за часть С набрали 4 учащихся.

30,1% учащихся района не приступили к выполнению части С или не смогли выполнить ни одного задания (набрали 0 баллов), 33,73% от 1 до 5 баллов.

Выполняя первую часть работы, выпускники показали хорошие знания классификации органических и неорганических соединений, 90% учащихся справились с расчетами по термохимическому уравнению, верно выполнили задания А22-А23 (диссоциация электролитов и реакции ионного обмена). В части А самыми сложными оказались вопросы политехнического характера (А29) – промышленные способы получения веществ, общие принципы химического производства, а также вопросы А10-А13, в которых проверялись знания характерных химических свойств классов неорганических соединений. Нужно отметить, что на эти вопросы очень сложно «натаскать» учащихся за короткий период, они требуют детальной проработки в ходе изучения курса химии в основной школе (8-9 класс) и должны быть усвоены именно в этот период обучения.

В части В самыми сложными оказались вопросы В6-В8, в которых проверялось знание характерных химических свойств углеводородов, азот- и кислородосодержащих соединений, а также вопрос В4- гидролиз солей.

В части С также наиболее трудными оказались задания, направленные на проверку знаний химических свойств веществ. К числу таких заданий можно отнести задание С3 – «Уравнения реакций, подтверждающие генетическую связь между основными классами органических веществ», С2 – «Реакции между неорганическими веществами и их растворами». В задании С1 наибольшее затруднение вызвало определение возможных продуктов реакции с учетом среды, выполняя задание С2, многие учащиеся смогли указать на возможность протекания реакций между предложенными веществами, но, к сожалению, как и в С1, не смогли определить состав продуктов. В задании С3 особую сложность представляли реакции окисления органических веществ перманганатом калия.

Проверка работ показала, что одна из основных проблем заключается в том, что учащиеся не знают специфических свойств веществ, изучение которых выходит за рамки базовой программы. Учащиеся нехимических классов, не занимающиеся химией дополнительно, просто не могут знать, как влияет характер среды на протекание ОВР (С1), не владеют достаточным объемом информации по химии элементов, чтобы составить требуемые 4 уравнения в задании С2; не могут составить уравнение реакции, а следовательно, даже при развитой математической логике, не смогут решить задачу С4. При этом задание С3 (цепочка по органике) может быть фрагментарно выполнена учащимся базового класса, и те учащиеся, которые имели представление о «пошаговом» оценивании заданий части С, смогли здесь получить определенное количество баллов. Также успевающие учащиеся базовых классов вполне могли решить задачу на вывод формулы, с этим заданием справилась четверть экзаменующихся. Если в школе реализуется программа расширенного естественнонаучного образования или есть возможность выделить дополнительные часы на элективные курсы, то, по моему мнению, наиболее рационально это время использовать для изучения неорганической химии, химии элементов. Для этой цели вполне подходят предложенные кабинетом химии СПбАППО элективные курсы «Металлы» и «Неметаллы».

На какие аспекты следует обратить внимание, планируя подготовку учащихся к ЕГЭ? Прежде всего, необходимо понять, что школа призвана учить, а не готовить к ЕГЭ, экзамен является лишь логическим завершением многолетней совместной работы педагога и ученика, следовательно, подготовка к ЕГЭ по химии должна начинаться с первых уроков в 8 классе. Любая официальная учебная программа, реализуемая учителем, обеспечивает овладение знаниями и умениями в соответствии с требованиями стандарта образования и как результат подготовку к итоговой аттестации. За один год заново пройти курс химии невозможно. Одним из непременных условий качественной подготовки к ЕГЭ является повышение качества обучения своих учеников, обязательное выполнение как теоретической, так и практической части курса химии на протяжении всех четырех лет изучения предмета, регулярный мониторинг качества знаний учащихся и своевременная их корректировка. Один из существенных плюсов ЕГЭ - стандартизация оценочной деятельности учителя. На практике это должно отразиться в изменении подхода к оцениванию уровня учебных достижений. Традиционные контрольные работы, проводимые в конце изучения темы, не позволяют оперативно реагировать на плохое усвоение отдельных элементов содержания и скорректировать знания учащихся своевременно. Короткие диагностические работы в тестовой форме, проводимые регулярно, не только позволяют учителю быстро установить обратную связь, но и помогают учащимся овладеть техникой работы с тестами.

Каждый учитель, независимо от того, работает он в выпускных классах или нет, должен хорошо изучить спецификацию и кодификатор элементов содержания, ознакомиться с демоверсией и заданиями открытого сегмента банка ФИПИ. Применение этих материалов многопланово - тесты можно использовать не только для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся, но и для организации самоконтроля и построения системы индивидуализированного обучения.

В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся выбирает ЕГЭ по химии для аттестации. Особое внимание уделить учащимся, не имеющим возможность заниматься дополнительно на курсах или с репетитором, таким выпускникам следует помочь составить план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. В течение всего года следует помнить об информационной поддержке учащихся. Считаю, что в кабинете химии в обязательном порядке в доступном для ознакомления учащихся виде должны быть такие материалы, как:

  • Спецификация, кодификатор и демоверсия работы текущего года;
  • Подборки заданий в соответствии с планом экзаменационной работы;
  • Образцы бланков ЕГЭ;
  • Список литературы, рекомендованной ФИПИ для подготовки к ЕГЭ и хотя бы по одному экземпляру указанных пособий;
  • Списки сайтов, на которых учащиеся могут как найти информацию обучающего характера, так и потренироваться в выполнении тестов в режиме он-лайн.

Также нужно понимать, что для успешной сдачи экзамена по химии учащиеся должны обладать знаниями профильных химических классов. Забота о наполняемости классов и сохранении контингента не освобождает образовательные учреждения от предоставления объективной информации родителям о возможностях школы. Родители должны знать, по каким учебным предметам сокращены часы в старшей школе еще до поступления в 10 класс, чтобы заранее продумать, каким образом будет осуществляться углубленная подготовка по нужным для поступления в вуз предметам, и по необходимости перевести ребенка в профильное образовательное учреждение.

В заключение хочу сказать, что методическая работа школ по вопросам подготовки учащихся к новой форме аттестации только начинается, она, несомненно, требует и продолжения, и развития. Главная задача учителей - создать все условия для того, чтобы все учащиеся смогли освоить основные компоненты содержания предмета на базовом уровне, администрации - организовать полную и объективную оценку качества повседневной деятельности педагогического коллектива, методической службы школы – обеспечить постоянное повышение квалификации учителей, внедрение в педагогическую практику современных эффективных методик преподавания, а учащихся – добросовестно учиться.


Поделиться: