Поиск по сайту

Дистанционные уроки по истории и обществознанию: проблемы и пути их решения


Авторcтво: Махота Дарья Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ № 31" г. Абакан


       Образование в современных условиях ставят новые проблемы и требуют поиска решений таковых. Дистанционное обучение вполне резонно заявляет о себе как о новом, актуальном, современном и перспективном виде организации образовательного процесса.
      Актуальность такого вида обучения доказала себя в тех условиях, в которых в недавнем прошлом оказался весь мир, то есть в условиях самоизоляции и пандемии.
      В ходе дистанционных уроков по истории и обществознания можно активно развивать познавательную деятельность обучающихся. Каким образом?
Во-первых, дети используют свои знания и умения применения компьютерной техники при выполнении заданий, при подключении к онлайн урокам. Это удобно. И для учителя в том числе. Используя наглядный материал (он достаточно легко создается и не требует особых материальных затрат), можно сэкономить время и визуализировать материал или задание. Однако, следует обратить внимание при каких условиях наиболее целесообразно использование компьютерных технологий и учитывать:
1. психологические особенности учащихся;
2. цели и желаемые результаты обучения;
3. выбор наиболее эффективных компьютерных технологий для решения конкретных задач на конкретном уроке.
      В том числе, для того, чтобы не «перегрузить» урок, стоит учитывать возраст учащихся и рекомендуемое СанПиН время нахождения за компьютером.
      Правильно подобранный и оформленный материал для урока позволяет повышать успеваемость и развивать интерес к предмету, ценностное отношение к истории.
      Познавательные возможности учащихся связаны с возрастом учеников и уровнем исторических знаний и умений, поэтому учитель должен учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы.
      Не стоит забывать, что дистанционные уроки в значительной степени отличаются от традиционных уроков. Методические рекомендации, наглядный материал, программы, в большей степени, разработаны для привычных форм проведения уроков. А для проведения урока в дистанционном формате таких вспомогательных средств нет либо очень малое количество.
     Таким образом, было бы целесообразным создание электронной библиотеки наглядных материалов и разработок для возможности использовать их в педагогическом процессе. Современные средства мультимедиа позволяют создать средства обучения с мощными интерактивными возможностями. Своего рода базу эффективных методических средств обучения в дистанционном формате (различные тренажеры для работы с таблицами, контурными картами, создание тестов при помощи специальных программ).
     Проведение уроков истории и обществознания несколько проще чем, скажем, проведение уроков по химии или физике, есть доля практических занятий (опыты, лабораторные работы), требующие использования специальных приборов и веществ. Но, тем не менее, наглядные материалы также важны.
     В процессе дистанционного обучения истории и обществознания встает другая проблема: систематизация объемов учебного материала до таких объемов, чтобы он легко воспринимался учащимися в условиях удаленности от учителя и ограниченности времени. Тем более, следует учитывать при работе с информацией на компьютере, в отличие от полиграфического издания, увеличивается нагрузка на зрение и возрастает утомляемость.
     А работа с наглядным материалом очень важна на уроках истории. Поэтому следует сочетать вербальные методы обучения истории и методы поисковой и творческой деятельности. Результатом этой деятельности могут стать проекты (как индивидуальные, так и групповые). Для этого необходима обратная связь с учащимися.
     Подобная работа требует и соответствующего уровня владения компьютерной техникой. Не у всех обучающихся, а не редко и у учителей, этот уровень высок. Соответственно. Возникают проблемы с выходом в сеть Интернет и присоединения к видео уроку или конференции.
     Путем выхода из данной проблемы может стать обучение работы с программами, обеспечивающими участие в онлайн конференциях.
     Другая проблема–несвоевременная сдача учащимися работ. Для этого можно использовать образовательные платформы, где есть возможность ограничения времени выполнения заданий и установить срок сдачи. Удобством данных платформ является тот факт, что после решения заданий появляется оценка.
     У МБОУ г. Абакана «СОШ № 31» есть такая образовательная среда. Свою эффективность данная форма организации обучения доказала во время обучения в дистанционном формате. Кроме того, здесь можно отследить активность учащихся и их попытки решения заданий. Это позволяет вовремя работать с отстающими и слабоуспевающими учащимся. 2022 | № 4 (54) | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ | 93 Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла
     Таким образом, хоть дистанционная форма обучения и является современной и актуальной, тем не менее, несет в себе ряд трудностей. Для их преодоления необходимо оперативно работать всей образовательной системе.

                                                                                    Литература

• Айзман, Р. И. Дистанционное обучение – возможность для непрерывного образования / Р. И. Айзман, В. А. Королев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – № 6. – С. 22—24.
• Онлайн-образование: растущая индустрия // Университетская книга.–2017.–№ 10 (декабрь).–С. 50— 56. 18
• Можаев, Е. Е.Дистанционное образование с применением компьютерных технологий[Текст] / Е. Е. Можаев // Ректор вуза. – 2017. – № 6. – С. 38—47.

Поделиться: