Поиск по сайту

Современные методы и приемы в изучении лексики на уроках английского языка


Авторcтво: Мелконян Екатерина Серобовна, учитель английского языка, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Сасово Рязанской области


           В наше время наблюдается снижение интереса школьников к учебной деятельности, нежелание учить лексические единицы, работать с информацией, выражать свои мысли и анализировать свою деятельность. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний. Предполагается, что при целенаправленном и грамотном использовании методик, гуманном и индивидуально-личностном подходе к ребёнку процесс формирования у учащихся лексических навыков в соответствии с ситуациями общения и коммуникации проходит наиболее успешно. Для запоминания лексики очень важно активное участие всех видов памяти: зрительной, которая тренируется путем чтения и написания слов; слуховой, которая развивается при восприятии иностранного языка на слух и в процессе устной речи; моторной, участие которой связано с работой органов речи и актом письменной фиксации слов, и, наконец, логической, при помощи которой происходит полное осмысление и всестороннее продумывание усвоенного материала. Константин Дмитриевич Ушинский писал, что для запоминания информации важно,«чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». «При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения», - указывал Ушинский, - «вы победите самую ленивую память».[9, с. 14]. Одним из самых сложных, скучных и длительных 3 видов работы по изучению иностранного языка, как показывает опыт, является для учащихся заучивание новых слов и выражений. Но именно у детей с богатым словарным запасом больше шансов овладеть навыками устной и письменной речи. Когда речь идёт об общих тенденциях в современной методике, можно выделить основные: - индивидуальный подход к ученикам (метод подстраивается под ученика, а не наоборот), - Более активная роль учащихся, - Использование онлайн ресурсов в обучении (учебные видеоролики, веб- упражнения и тесты, онлайн-платформы для обучения) - Частое применение игровых заданий - Внедрение творческих заданий с использованием технологий (проекты, веб -квесты, запись аудио и видео монологов) Итак, как же добиться того, чтобы ученики могли спокойно пользоваться иностранной речью в повседневной жизни, и при этом процесс обучения был для них непринужденным и интересным? Как известно бучение лексике иностранного языка традиционно складывается из трех этапов: 1) ознакомление с новым материалом (введение и объяснение слов, словосочетаний); 2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление); 3) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность). Ознакомление с новым материалом Для того, чтобы урок был успешен, необходим правильный настрой. Залог мотивации – положительные эмоции. Одной из важнейших педагогических задач на начальном этапе урока является формирование понимания детьми и самостоятельная постановка темы, целей и задач. Рассмотрим некоторые примеры использования технологий критического мышления, которые можно применить на этом этапе: Синквейн, кластер, интеллектуальная разминка, учебно-мозговой штурм и много других приёмов. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а рассмотрение разнообразия подходов, чтобы найти верное решение. Здесь нет неправильных ответов, поэтому даже слабые ученики с 4 активностью включаются в работу, а скучное, на первый взгляд, задание превращается в увлекательный поиск истины. Процесс составления синквейна очень нравится ученикам. Это один из любимых приемов у учащихся . Такое творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Например, в 4 классе перед знакомством с лексикой по теме «Дом» детям можно предложить угадать, что они будут изучать, обсуждать. Опираясь на уже знакомые слова, ученики высказывают свои догадки. 1. ……….(House) 2. nice, pleasant 3. live, talk, eat 4. the place I live in Составлять синквейн можно по любой из изучаемых тем со 2 по 11 класс. По готовому синквейну легко составить рассказ. Например, в 4 классе, изучая тему «School is fun», после составления синквейна дети легко могут рассказать о школе. School Big, new Learn, read, and write Here I meet my friends. Fun. Our school is a nice new building. It is not very big, it has two floors. I go to school in the morning. At school we read, write, and learn many interesting things. Here I meet my friends. I like my school. It’s fun. Следующий любимый прием учеников – это прием кластер. «Кластер» (Cluster, англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В центре доски нужно писать слово (тему или проблему) и предложить детямсамостоятельно или спомощью учителя записать любые слова, которые приходят им на ум в связи с этой темой. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления детей, определяет информационное поле данной темы. 


2. Следующий этап – презентация новых лексических единиц.
Здесь самым продуктивным приемом остается наглядность. По данным ученых, человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и 50% того, что он видит и слышит одновременно. Лексика запоминается лучше, если она продемонстрирована при помощи картинок, рисунков, игрушек, жестов, мимики или реальными предметами. Для запоминания лексики можно использовать также компьютерные презентации и интерактивные приложения [10, 11, 13, 14, 15, 16, 17]. Все перечисленные сайты имеют богатый выбор онлайн-игр и распечатанные игры, презентаций и тематических материалов. Все это поможет сделать урок ярким, интересным, а также повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка. Также у учащихся замечается повышенный интерес к изучению слов, выражений через карточки. Флэш-карточка – это карточка с числами, словами, терминами, формулами, картинками, которая создана для вызова мгновенного отклика от учащихся в тот момент, когда учитель демонстрирует карточку в быстром темпе. Чаще всего используется при чтении, арифметических действиях, а особенно для закрепления и совершенствования лексических навыков.  Карточки должны быть удобны в использовании. Необходимо подобрать нужный размер для карточек, которые будут удобно помещаться в ладонь, которые будет легко перекладывать.  Для карточек используется плотная бумага или картон, можно заламинировать карточки для большего срока использования. homew ork tests sport subject s teacher s friends scho ol 6  На лицевой стороне карточки помещается слово на иностранном языке, возможно добавление транскрипции и пример употребления слова в предложении. На оборотной стороне помещается картинка или перевод, обозначающий лексическое значение слова. Использование флэш-карточек является эффективным методом для:  Изучения графической формы слов  Запоминания лексического значения  Быстрого речевого воспроизведения слова (чтения)  Перехода слов из пассивного словарного запаса в активный (использование в говорении)  Повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Огромный выбор готовых красочных флэш-карточек можно найти на различных сайтах [12, 16].

3. Тренировка лексических единиц (первичное закрепление). На данном этапе обучения лексике самыми эффективными для повышения мотивации детей являются, на наш взгляд, игровые технологии. Игра – уникальная форма обучения, особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения. Желание решить вопросы, представленные в игре, обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, – увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения, способствует формированию устойчивой мотивации к учебной деятельности. Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале учителя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. Но следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Лексические игры можно использовать на любых этапах урока: вначале - для создания комфортной атмосферы и повторения ранее пройденного лексического материала, который будет использоваться учащимися в дальнейшем, в середине или конце занятия - для снятия напряжения усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла и времени начинать какое-то более сложное серьезное упражнение. Лексические игры помогают сплотить группу, превратить изучение языка в увлекательное и приносящее удовольствие занятие. Учитель сам определяет форму проведения игры в зависимости от: - уровня подготовленности учащихся; - от целей и задач игры; - характера лексических единиц, включенных в игру. Существует огромное количество различных лексических игр, с различной методикой: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. Цели лексических игр: - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; - активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся. Расскажу о некоторых видах игр, которые нравятся моим ученикам. Игра в мяч. Дети любят играть с мячом, двигаться. Я использую этот момент на своих уроках. Вариантов много: -«переводчик» (учитель бросает мяч одному из учеников и называет слово по-русски, ученик возвращает мяч и переводит слово на английский язык); - forbidden number (запрещенноечисло); - Продолжифразу (I like…., I can….. , I have…..). Игра-крокодил «Прилагательные для описания людей». Учащиеся делятся на две группы - А и В. Предлагаю группам карточки, где написаны прилагательные. Слова у групп А и В не совпадают. Задача учеников -объяснить значение данных слов, при этом, не говоря их вслух. Описать нужно при помощи других слов и жестов. Детям очень нравится такая игра. Также активно использую игры: «Что пропало?», «Запомни и назови», «Цепочка из слов», «Снежный ком», «Бинго» и многие другие. В старшей школе игра по-прежнему не утрачивает свое значение. Особую роль на уроках английского языка играют ролевые игры. Например, при изучении в 5 классе темы «Город», где учащиеся знакомятся с названиями городских зданий и учреждений, предлогами направления и фразами о том, как узнать дорогу, добраться до пункта назначения, уместно на этапе закрепления материала провести игру «план города». Участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки. Либо другой вариант: Один ученик загадывает место на карте, другие по наводящим вопросам, должны угадать это место. Ролевая игра «В магазине» Заранее заготавливаю «товар для продажи» в виде карточек с надписями. Задача учеников - разыграть диалоги от лица покупателя и продавца, используя лексику на карточках. Ученикам также нравится игра-лото, для которой тоже заранее готовлю карточки с несколькими рисунками и изображениями предметов пронумерованные кружочки для закрывания рисунков. Произношу на английском новые слова, а ученики закрывают соответствующий рисунок кружочком с номером. Далее произношу новые слова со скоростью, достаточной для сознательного оперирования их значениями школьниками. Детей нужно предупредить о том, что как только учитель называет следующее слово, им следует работать с изображением следующего предмета. Интерактивная тетрадь. Одной из интересных и эффективных современных методик для повышения мотивации учащихся является также методика интерактивного обучения. Я применяю на своих уроках элементы интерактивных тетрадей. Интерактивная тетрадь - это тетрадь с включением интерактивных элементов: - цветные иллюстрации, придуманные детьми; - мини-книжки, созданные своими руками; - кармашки, с карточками для игр и практики; - книжки со всевозможными окошками, которые вызывают интерес; - книжки-гармошки, которые раскладываются; - 3D элементы, благодаря которым, в тетради, в одну минуту вырастают пирамиды и города. Когда можно использовать эти тетради? - для введения материала; - для отработки материала; - повторение темы; - демонстрационный материал. Результаты использования интерактивной тетради:  уроки становятся увлекательными и эффективными;  изучение новых лексических тем превращается в увлекательное занятие;  дети принимают активное участие на уроках;  они постоянно взаимодействуют с информацией;  развивается мелкая моторика;  развиваются творческие способности учащихся.
Видеоматериал. Если интерактивные тетради при изучении лексики больше подходят для учащихся начального звена, то в основной школе на этапе отработки и закрепления нового лексического материала я часто использую видеоматериал. Использование видеофрагментов на уроках иностранного языка способствует индивидуализации обучения, развитию мотивированности речевой деятельности обучающихся, а также помогает «оживить» и разнообразить урок. Например, тема «Еда». Можно показать ученикам сцену пира в главном зале из фильма о Гарри Поттере. Задание: посмотрите и опишите, какую еду вы видите на столе. Последний этап - употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность). На заключительном этапе – метод проектов. Приобретая все большую популярность, метод проектов получил широкое применение в педагогике двадцатого века, был и продолжает оставаться предметом исследований многих ученых и научных деятелей, освещающих различные аспекты этого метода. Уже несколько лет я использую метод проектов на своих уроках. Проектную технологию применяю в урочной и внеурочной деятельности. На мой взгляд, данную технологию просто невозможно не использовать на уроках гуманитарного цикла, где существуют благоприятные условия для ее реализации. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от возраста и класса учащихся и затрагивают историю, жизнь и отношения людей, географию, литературу и искусство, зоологию и многие другие темы. Очень современная и увлекательная форма работы - оставление различных коллажей, например: «Я и мои родители», «Сохраним нашу природу», «Весёлые животные» и т.д. С пятиклассниками работали над проектом «Мой дом - моя крепость». Учащиеся составляли рассказы о своей семье, заранее готовили наглядные пособия, рисунки, фотографии, с помощью которых были презентованы проекты. В 6-7 классах были проекты «Праздники и обычаи в России и Великобритании». Дети задавали вопросы «Почему Рождество настолько популярно в Великобритании, чтобританцы забывают про празднование Нового года, в то время как у нас это самый популярный праздник?, почему Хэллоуин возник в России относительно недавно, а в Великобритании празднуется давно? Чем отличается британский английский от американского английского? Возможно ли учить английский с помощью фильмов, мультфильмов, песен? Всё это навело на мысль о необходимости организовать проекты по темам: «Праздники и обычаи в Великобритании», «Рождество и Новый год», «Экскурсия по городу или стране», «Здоровый образ жизни», «Человек и природа», «Жизнь в моей стране 50 лет назад и через 50 лет», «Праздники и обычаи в России и Великобритании» и ряд других проектов С проектами «Традиции чаепития в России и Англии», «Американский и Британский английский», «Цветовые идиомы в английской речи», «Английские надписи на одежде», «Изучение английского языка с помощью фильмов и сериалов» ученики 4,6,10,11 классов удачно выступали на муниципальном и региональном конкурсах. Мой опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой учебный материал не вызовет у них интерес к предмету. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
Заключение
При изучении английской лексики необходимо использовать все вышеописанные методы и приемы в комплексе. Применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Помогает развивать творческую самостоятельность учащихся, обучать работе с различными источниками знаний, расширять лексический запас, закреплять ранее изученные лексические единицы на практике. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы. Результатом успешности поставленной мною задачи использование современных образовательных технологий при обучении лексике на уроках английского языка, я считаю, активное участие моих учеников в различных конкурсных испытаниях и олимпиадах.

                                                                                                                     Список использованных источников

1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова. –М.: ИОШ РАО, 1994.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров: Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ № 2,3 2001г.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
5. Полат Е.С., ИОСО РАО, Метод проектов, http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005.
7. Тевс Д.П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В., Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул – БГПУ – 2006.
8. Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка/ Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.
9. Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как? – СПб.: АСТ, Астрель, 2014.
10. http://a4esl.org/ 11. https://agendaweb.org/vocabulary-exercises.html
12. https://www.english-4kids.com/flashcards.html
13. https://englishteststore.net/#gsc.tab=0
14. https://en.islcollective.com/
15. https://juliaapt.blogspot.com/
16. https://www.kids-pages.com/flashcards.htm
17. https://learningapps.org/

Поделиться: