Поиск по сайту

Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития


Авторcтво: Ахметшина Алия Хуснулловна, учитель английского языка, Нигматзянова Екатерина Михайловна, учитель английского языка МБОУ «Лицей № 38» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан


«Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни»  С.Л.Рубинштейн

 

     Перед каждым школьником рано или поздно встает вопрос, куда пойти учиться после школы, какую профессию выбрать, какое образование получить. Порой выпускнику трудно выбрать из множества специальностей одну, с которой он свяжет свою жизнь. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? Как её выбирать? Чем руководствоваться в выборе? У кого спросить совета? На все эти вопросы дает ответы профориентация.

       Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Цели школьной профориентационной работы:

·        Формирование у детей готовности к труду.

·        Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.

·        Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии

Проблемы профориентации школьников:

•      Имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии.

•      Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. Получив соответствующее образование и приступив к работе человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил.

•      Сочетание острой нехватки ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям.

•      Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи.

•      Требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий, что приводит к череде ошибок, таких как выбор будущей карьеры по степени её «престижности», за компанию с друзьями или просто по советам родителей к профессиональному определению.

•      Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.

     На сегодняшний день существует множество направлений и программ, способствующих развитию у учащихся представлений о мире профессий. Из наиболее известных в нашем городе можно отметить следующие:

1.Курс «Основы творческого проектирования» нацелен на реализацию программ профессиональной ориентации школьников г.Нижнекамска «Мир профессий Нижнекамска» и «Введение в профессию». Он определяет содержание и основные пути профориентационной работы взаимодействия «Школа – Центр технического творчества и профориентации – СПО»

     В ходе изучения курса для учащихся:

– даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

– моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

– определяется уровень готовности школьников к самоопределению.

Задачи курса:

1. Ознакомить школьников с градообразующими предприятиями, с их основными рабочими профессиями и специальностями.

2. Вызвать интерес у учащихся к коллективной творческой и проектной деятельности.

3. Ознакомить школьников с учебным заведением, специальностями и профессиями, реализуемыми в колледже.

4. Организовать экскурсию на предприятия промышленной зоны г. Нижнекамска.

5. Сформировать у школьников интерес к специальности и соответствующей ей рабочей профессии колледжа.

6. Создание условий для развития пространственного, логического мышления, творческих, коммуникативных способностей.

      Методы и формы обучения:

       Программа представляет собой объединенный комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся посредством изучения основ творческого проектирования.

Мастер-классы организованы в учебно-производственных мастерских учреждений СПО, экскурсий на предприятия ОАО «ТАНЕКО», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», УК ООО «Татнефть-Нефтехим» и других предприятий под руководством опытных мастеров производственного обучения.

     В результате изучения курса учащиеся должны иметь представления: о

возникновении и развитии профессии; о социальной значимости труда; об учебных заведениях и о специальностях; о роли и сущности профессии.

Знать: требования, предъявляемые к личности специалиста; права и обязанности в получении профессионального образования; правила поступления в учреждения профессионального образования города.

Уметь: анализировать свою деятельность; осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к специалисту

   2. «Билет в будущее»проект ранней профессиональной ориентации для школьников 6–11-х классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации представляют собой комплекс мер, которые помогут определить готовность школьника к выбору профессии с учетом его индивидуальных особенностей и запросов кадровой экономик.

        Разработанные материалы дают отличную платформу для развития компетенций педагогов, работы с мотивацией школьников, предварительного знакомства учеников с рынком труда, где в скором времени им предстоит стать полноправными участниками, а это социализация подростков. Также в пределах рекомендаций важная роль отведена родителям, которые, как никто другой, способны помочь ребенку осознанно выбрать профессию».

3.В рамках внеурочной деятельности в нашем лицее проводятся занятия «Профессиональное самоопределение школьника» для 5-9 классов. Основной целью данной программы является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам, схемы, видеоматериалы. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Предполагаемые результаты реализации программы

Учащиеся будут иметь представления:

-о психологических особенностях своей личности;

- об учреждениях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;

- о «профессиях», «специальностях», «специализациях», «квалификациях», «характеристиках труда», «классификациях профессий», «целях труда», «орудиях труда», «формулах профессии», «типах профессии», «типах личности», «подтипах профессий», «профессионально важных качеств»;

- о мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития;

4.     Проектория

Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников. Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами.

Это сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов. В обмен участники смогут получить образование, стажировку, трудоустройство или другое поощрение от заказчика, рассчитывают организаторы программы.

В данный момент на сайте размещено примерно 60 задач в различных областях – от создания внедорожника для арктических экспедиций для «Автоваза» и беспилотного автомобиля для МГТУ имени Баумана до планетохода для ОРКК и неинвазивного нейроинтерфейса для Курчатовского института.

Пользователи со всей России (единственное условие – наличие доступа в интернет) после регистрации на сайте могут объединяться в команды и предлагать собственные концепты решения той или иной задачи. Помогать им будут эксперты («тьюторы») – ученые, преподаватели и другие представители вузов, сотрудничающих с «Проекторией».

Трудовая деятельность должна приносить человеку удовлетворение. Для этого необходимо воспитать в себе реалистичное представление об уровне притязаний на признание в обществе. Проще говоря, не стоит рассчитывать на большую похвалу, чем человек заслуживает по фактическим результатам своей деятельности. Зачастую молодые специалисты получают несоразмерное их навыкам и умениям признание. Это может крайне негативно отразиться на их дальнейшей деятельности. Так, человек, у которого развито нереалистичное представление о притязаниях, отодвигает мысль о том, что громкий успех отсутствует по причинам, скрытым в нем самом. Такой человек начинает объяснять неудачи действиями других (вокруг все мешают, завидуют, замедляют деятельность и пр.). Во избежание таких ситуаций, в рамках программ по профориентации детям разъясняются все стороны той или другой трудовой деятельности.

Выбирая специальность, ребенок должен быть готов не только к успеху, но и к трудностям, с которыми ему придется столкнуться. Он должен обладать соответствующими навыками, умениями, знаниями, психологическими качествами. Когда выпускник поступает в институт или иное профильное учреждение, у него должно быть сформировано четкое представление о своем будущем. Занятия по профориентации помогают смоделировать события своей жизни. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит взрослым. Профессия оказывает значительное влияние на жизнь человека вне трудового коллектива. Это воздействие должно быть положительным.

Список используемой литературы:

1.     Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / электрон. данные. – Режим доступа. – http://atlas100.ru/

2.     Бобровская, Л.Н. Человек и профессия. Образовательный курс

профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с

электронным сопровождением курса / Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина,

Е.А.Сапрыкина, под ред. Н.Н.Рождественской. – М. : Глобус, 2008. – 101 с.

3. Вершинин С.И. Основы профориентологии. М.: Академия развития, 2009. 176 с.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.:Просвещение,2000. 209 с.

5. Выготский А.С. Педагогическая психология. М.: Дело, 2009. 542 с.

 

          

 

 

 

 

 


Поделиться: