Поиск по сайту

Новые ресурсы образовательной среды в практике допрофессиональной педагогической подготовки учащихся


Авторcтво: Лубенникова Светлана Анатольевна, директор, Кузьмина Светлана Анатольевна, заместитель директора, Кириченко Дарья Александровна, заместитель директора, Шмакова Светлана Викторовна, методист ГБОУ СОШ №482 Санкт-Петербурга


В России завершился Год педагога и наставника. Но это только формальное его завершение. Ведь внимание, которое уделялось педагогам и наставникам в этом году, - трамплин для дальнейшего развития российского образования. На протяжении всего года по всей стране проходили различные педагогические мероприятия: лекции, флешмобы, обучающие тренинги, мастер-классы.

В Год педагога и наставника в нашей школе открыт первый психолого-педагогический класс. Появление профильных психолого-педагогических классов обусловлено запросами времени и рынка труда. Проблема нехватки учителей была актуальна всегда, но сегодня государство уделяет решению этого вопроса особое внимание в связи с необходимостью подготовки современных кадров для педагогической и других человекоцентрированных видов деятельности [Организация деятельности … , 2021].

Еще на этапе допрофессиональной подготовки учащимся важно понять – какая она, профессия учителя в реальности, попробовать в ней свои силы. Такую возможность предоставляют профильные психолого-педагогические классы (ПППК).

Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в ПППК рассматривается в контексте непрерывного образования как основа «…для формирования универсальных педагогических компетенций в процессе непрерывной педагогической подготовки на последующих этапах образования [Груздев, 2023, с. 13].

При открытии первый ПППК в нашей школе, существенное внимание было уделено развитию образовательной среды школы как системы влияний и условий формирования личности каждого обучающегося, возможностей его развития [Алдошенко, 2023]. Новые ресурсы образовательной среды предполагают ее педагогизацию: внесение усиленной педагогической составляющей межчеловеческих отношений, а также развитие дидактической, предметно-пространственной, социальной составляющей в открытом образовательном пространстве.

Педагогизация среды направлена на проектирование новых средств, способов и технологий включения в личностно-средовое взаимодействие на основе освоения социальных знаний, умений, отношений, что определяет накопление опыта самостоятельной, социально значимой деятельности, личной ответственности за сделанный выбор в условиях постоянно изменяющейся социальной ситуации [Блясова, 2019, с. 35].

Образовательная среда должна стать «…площадкой формирования новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, их образовательной самостоятельности, а также совместном творчестве детей и взрослых» [Касаткина, 2023, с. 4].

В 2022 - 2023 учебном году в школе был дан старт проекту «Педагогические пробы» для учащихся 5-11 классов, желающих попробовать свои силы в проведении уроков и внеклассных мероприятий. Учащимся была предоставлена возможность подготовить и провести: урок, внеурочное занятие или внеклассное мероприятие согласно учебному плану. Стимулом для участия школьников в этом проекте стала проба своих сил в педагогической профессии и защита индивидуального итогового проекта. Отзывы учащихся о проведенных занятиях и о впечатлениях о них размещены на официальной странице школы.

Основная суть педагогических проб — это помощь в профессиональном самоопределении обучающихся, осознанный выбор в пользу педагогической профессии или отказ от неё. Ученики свободны в выборе формы проведения занятия. Выбор предмета делается с учетом интересов и возможностей ученика.

Изначально основными участниками должны были стать ученики 8-9 классов в целях предпрофильной подготовки к педагогическим классам, но проект вызвал широкий интерес у обучающихся. Таким образом, участниками проекта стали ученики 5-11 классов.

В рамках проекта в феврале - июне 2023 года учащиеся самостоятельно проводили уроки по различным предметам. Проект вызвал живой интерес у многих учащихся школы: в нем приняли участие ученики с пятого по одиннадцатый классы. Всего было проведено:

  • 23 урока: по математике, русскому языку, литературе, обществознанию, информатике, окружающему миру, английскому языку, географии, ИЗО и музыке;

  • 10 лекций от участников Всероссийского конкурса «Большая перемена». Старшеклассники школы рассказывали о возможностях, предоставляемых конкурсом, и делились собственным опытом с учениками младших классов;

  • 2 мастер-класса были проведены для воспитанников детского сада;

  • 3 воспитательных мероприятия были проведены для воспитанников детского городского оздоровительного лагеря «Лучик».

С сентября 2023 проект был продолжен по многочисленным просьбам учеников. Положительный отзыв проект получил от родителей и учителей.

Планируемый результат проекта: увеличение количества учеников, осознанно выбравших педагогический класс, колледж (после окончания 9 класса), педагогическое высшее учебное учреждение. В 2023-2024 учебном году:

40 учеников выбрали педагогический класс, 2 ученика – педагогический колледж, 3 ученика – поступили в РГПУ им. А.И. Герцена.

Уже в начале этого года ученики ПППК активно включились в педагогические пробы как реально организуемое взаимодействие с более младшими учащимися и сверстниками, моделирующее элементы педагогической деятельности. Включенность обучающихся в профессиональные пробы, безусловно, способствует более осознанному профессиональному выбору [Ротова, 2022].

В День самоуправления, учащиеся педагогического 10 А класса самостоятельно провели уроки в четвертых классах школы. К этому событию они долго готовились: избрали среди своих одноклассников директора и заместителя на этот праздничный день. С помощью классных руководителей четвертых классов, назначенных кураторами старшеклассников по профессиональным пробам, были определены темы занятий, изучена психолого-педагогическая и методическая литература, подготовлены специальные задания и методы поощрения учеников.

После уроков прошел малый педагогический совет, на котором учащиеся обсудили прошедшие уроки: рассказали о запоминающихся моментах и трудностях, с которыми столкнулись, поделились своими впечатлениями и отзывами четвероклассников о проведенных занятиях. В завершении мероприятия директор школы произнесла трогательное напутствие будущим педагогам и выдала свидетельство о посвящении в педагогическую профессию каждому десятикласснику.


Особое значение в работе психолого-педагогических классов имеет развитие сетевого сообщества образовательных и других учреждений, ресурсы которых могут быть использованы в организации образовательного процесса [Байбародова, 2022]. Создано и активно функционирует сетевое сообщество образовательных учреждениях Выборгского района Санкт-Петербурга, которые реализуют программу в ПППК. В 2023-2024 учебном году педагогические классы открыты в шести школах района.

На встрече школ сетевого сообщества учащиеся обсуждали возможности, которые им дает обучение в психолого-педагогических классах, перспективы развития, профессионального самоопределения и личностного роста. Звучали актуальные вопросы: Кем именно я хочу стать? Чему я могу научиться?

Ответы на эти вопросы, учащиеся находили, участвуя в тренингах на формирование гибких навыков по 2-м направлениям: «Учимся, играя» и «PROвожатый». В ходе тренингов своим опытом делились ученики 10-х и 11-х классов гимназии № 114, а также ее выпускники. Они также познакомились со своими единомышленниками из других школ.

Среди отзывов наших учащихся о мероприятии хочется выделить следующее: «Более всего тронула речь одного из учителей, принимавших участие в проведении урока. Главная ее мысль заключается в том, что нам, как будущим учителям, надо следовать «золотому» правилу: умейте показать то, что происходит за окном, в реальном мире, а не то, что прописано черным по белому в учебнике, не подкрепленное реальным опытом».

В психолого-педагогической подготовке обучающиеся имеют возможность использовать уникальную среду профессионального самоопределения Санкт-Петербурга и современную цифровую среду, насыщенную большим количеством профориентационно значимых возможностей. Сетевой проект «Учитель начинается в школе» объединяет учащихся психолого-педагогических классов, педагогов, ресурсы сетевых учреждений культуры, спорта, дополнительного образования Санкт-Петербурга, студентов и преподавателей педагогических колледжей, лучших специалистов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Сетевое взаимодействие – современная высокоэффективная инновационная технология, направленная на развитие школы и образования в целом.

В данном сетевом сообществе в этом году запланированы и реализуются:

  • совместные программы, проекты, мероприятия для педагогов и обучающихся по направлению психолого-педагогического класса;

  • реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ психолого-педагогической направленности;

  • методическая поддержка реализации образовательной программы ППК;

  • взаимодействие в выявлении и поддержке одаренных обучающихся;

  • совместная деятельность в рамках школьного психолого-педагогического консилиума, организационной и методической поддержки школьной службы медиации;

  • участие в открытой региональной Олимпиаде по профориентации «Мы выбираем путь»;

  • разработка и реализация совместных воспитательных проектов;

  • создание УМК ППК, единого информационно-методического пространства;

  • организация совместных вебинаров и конференций.

Кроме того, в нашей школе второй год реализуется проект ШАНС (Школа Активного Наставнического Сотворчества) – путь в педагогическую профессию.

Его основными ориентирами мы считаем:

  • включение в программу целевого обучения выпускников по педагогическим специальностям;

  • увеличение охвата обучающихся наставническими практиками;

  • внедрение и развитие наставнических практик «студент – ученик»;

  • обеспечение деятельности по совершенствованию предметных, методических и психолого-педагогических компетенций педагогических работников с использованием активных форматов профессионального развития;

  • увеличение охвата родительской общественности в реализации мероприятий школьной экосистемы;

  • поиск индикаторов и способов оценки образовательных результатов, подтверждающих сформированность компетентностей XXI века.

Миссия современной школы ориентирована на подготовку выпускника, открытого миру, с набором развитых гибких умений, готового применять их в условиях реальной жизни и будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время можно говорить о промежуточных результатах этапах проекта ШАНС: пропедевтического (5-7 классы) и предпрофильного (8-9 классы).

Для реализации проекта используется саморасширяющаяся школьная система наставничества, направленная на формирование группы «гибких навыков» средствами экологического образования и просвещения на основе циклических эколого-образовательных и просветительских проектов.

Разрабатываемая система ранних профессиональных проб включает вожатство, наставничество, модераторство, практику подготовки и реализации обучающимися собственных педагогических проектов, проведение обучающих школьных событий и воспитательных мероприятий.

В школе традиционно проводятся конкурсы и соревнования педагогической направленности, онлайн-события, формирующие сообщества школьников, имеющих интерес к педагогической деятельности: школьная научно-практическая конференция «Знание – сила»; конкурс научно-исследовательских проектов школьников и научно-практическая конференция «Зеленая планета»; открытый конкурс «Экологические сказки»; выставки и конкурсы чтецов; спортивные турниры; смотр-конкурс строя и песни для 5-6 классов; конкурс «Признание» по номинациям: «Лучший класс» (в параллели), «Ученик года».

Учащиеся школы – активные участники олимпиад и конференций: Международная конференция «Просветительская работа в зоопарках и аквариумах»; Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» (НИУ Высшая школа экономики); открытая региональная Олимпиада по профориентации «Мы выбираем путь»; Межвузовская олимпиада школьников «Первый успех»; районная олимпиада «Человек и его здоровье».

В 2022 году из инициативных старшеклассников был организован вожатский отряд, задачей которого была помощь в организации и проведении мероприятий в школьном летнем лагере.

Проект «ШАНС» предполагает разработку и реализацию мероприятий, направленных на поддержку социально-педагогических инициатив учащихся, обеспечение их образовательной самостоятельности, взаимодействие друг с другом и со взрослыми:

  • Педагогический КВН;

  • Разработка мероприятий «Педагогического календаря»;

  • Экскурсионные треки для учащихся и их родителей;

  • Конкурсы эссе («Что значит быть современным учителем?», «Мой наставник») и пр.

В рамках проекта разрабатывается школьная психолого-педагогическая олимпиада.

Запланированы мероприятия совместно с организациями среднего и высшего профессионального образования:

  • межвузовская олимпиада школьников «Первый успех», предметные олимпиады РГПУ;

  • мероприятия по профессиональной ориентации и профильному обучению: мастер-классы преподавателей, семинары, проекты;

  • совместная научно-исследовательская и методическая деятельность;

  • педагогическая практика обучающихся РГПУ на базе школы.

Осуществляется активное взаимодействие с организациями дополнительного профессионального образования:

  • участие в конкурсах для учащихся и профессиональных конкурсах (Центр развития наставничества, Педагогический музей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования);

  • научно-методическое сотрудничество, экскурсии, совместные проекты на базе Педагогического музея;

  • научно-информационная поддержка проекта;

  • повышение квалификации педагогов;

  • публикации в журнале РОНО Выборгского района.

Коллектив школы продолжает искать и находить эффективные практики допрофессиональной педагогической подготовки школьников, развивающие открытую образовательную среду, способствующие ее педагогизации. Ведется планомерная всеобъемлющая работа «взращивания» будущих педагогов. Надеемся, что общими усилиями мы подготовим надежную смену будущих ПЕДАГОГОВ и НАСТАВНИКОВ.

Библиографический список

  1. Алдошенко У. В. Ресурсы образовательной среды как инструмент выработки управленческих решений повышения качества образовательной деятельности / У. В. Алдошенко, П. Р. Аббасов, Д. В. Аверьянова // Управление в современных системах. 2023. № 1. С. 51-68.

  2. Байбородова, Л. В., Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в условиях сетевого взаимодействия / Л. В. Байбородова, Е. Н. Шипкова, О. Н. Шальнова, Ю. А. Бушкова, Светлана Г. Скоробогатова5 // Образование и саморазвитие. Том 17, № 4, 2022. С. 94-110.

  3. Блясова, И. Ю. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий / И. Ю. Блясова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 34-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogizatsiya-sredy-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-rezultat-integratsii-vospitatelnyh-vzaimodeystviy/viewer

  4. Груздев, М. В. Допрофессиональная подготовка школьников в контексте непрерывного педагогического образования / М. В. Груздев, Л. В. Байбородова, А.Н. Козловский // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 8-19.

  5. Касаткина, А. П. Профильный психолого-педагогический класс как ресурс формирования педагогической (социальной) одаренности / А. П. Касаткина // Образование и воспитание. 2023. № 2 (43). С. 4-6. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8086/ (дата обращения: 23.10.2023).

  6. Ротова, Н. А. Организация профессионального самоопределения обучающихся класса психолого-педагогической направленности посредством профессиональной пробы / Н.А. Ротова // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 2. С. 22–27.

  7. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 392 с.

  8. Шамигулова О. А., Василина Д. С., Мусифуллин С. Р. Организация психолого-педагогических классов как ресурс личностного развития и ранней профилизации обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 06. С. 58–71. URL: http://e-koncept.ru/2022/221044.htm


Сведения об авторах:

Лубенникова Светлана Анатольевна, директор ГБОУ школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга

Кузьмина Светлана Анатольевна, зам. директора по НМР ГБОУ школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга, канд. пед. наук, доцент

Кириченко Дарья Александровна, зам. директора по ВР школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга

Шмакова Светлана Викторовна, методист ГБОУ школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


Поделиться: