Поиск по сайту

Реализация проекта "Студент-наставник" в ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района


Авторcтво: Ковалькова Любовь Владимировна, методист по ИЗО ГБУ ИМЦ


Помогайте другим — этим вы развиваете свои навыки.

Д. Эймен 

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В. О. Ключевский

 

     Работа педагога, учителя детей тесно связана с наставничеством. А вот выполнять роль наставника для учителя может человек с большим опытом работы, творческий, инициативный, способный найти нужный подход к наставляемому. Но есть другая форма наставничества – тьюторство. Это когда учитель находит среди учеников – старшеклассников такого, который может стать наставником для ученика младшего класса, выполняя вместе с ним интересный для обоих проект. Учитель, в этом случае, будет тьютором, курирующим работу этого тандема. Я думаю, что организовать такую работу может практически любой учитель. Было бы желание.

     Поделюсь своим опытом тьюторской работы.

Опыт работы педагогов ДДЮТ Выборгского района, которые реализуют программу детского наставничества, явился стимулом поиска наставников для группы учеников 7–9 классов программы «Художник-дизайнер». В этой программе есть раздел «Знакомство с профессией», что дает возможность глубже познакомить учеников с профессией дизайнера, которая сегодня крайне востребована.

      Весной 2021 года мы составили несколько писем руководству Института Дизайна Интерьеров Государственного Университета Технологии и Дизайна с предложением о сетевом взаимодействии в области наставничества. Институт очень положительно отнесся к нашему предложению и на кафедре состоялась встреча, в ходе которой куратор проекта «Наставничество» от института Ильина Светлана Владимировна отметила, что для Института этой работе важно, чтобы студенты:

-  получили навык наставничества,

- получили навыки взаимодействия с подрастающим поколением,

- формировали умения коммуникации и сотрудничества со сторонними организациями

- формировали чувство ответственности у студентов кафедры ИДИ,

- получили первый практический опыт в педагогической деятельности

- дополнительная реклама института

      В октябре 2021 года был заключен договор с Институтом Дизайна Интерьеров о сотрудничестве.

Цель нашей совместной работы была сформулирована так: «Оказать помощь учащимся в формировании понимания их задач на ближайшее будущее», что означает:

·          настроить учеников на более осознанное отношение к занятиям,

·          помочь им в конкретизации целей собственного образования,

·          выстроить собственный индивидуальный маршрут дальнейшему получению профессионального образования.

·          с ними планы, по которым они смогут осуществлять подготовку к С куратором института был составлен план работы. И для начала в октябре 2021 прошла выездная стартовая встреча учеников со студентами в институте Дизайн Интерьера.

В ходе встречи ребята познакомились:

·          с программой обучения и работами студентов,

·          с коллективом студентов, с которыми им предстоит взаимодействовать,

·          студенты узнали о целях и задачах программы наставничества.

Затем студенты института провели в ДДЮТ мастер класс «Профессия дизайнер интерьера». Ребятам очень подробно рассказали:

·          как работает дизайнер интерьера, какие он выполняет функции;

·          как разрабатывается проект интерьера;

·          как можно подготовиться к поступлению в институт;

В ходе мастер-класса ребята выполнили и защитили проекты оформления интерьера.

Для оперативного взаимодействия с наставниками группе ВК была создана GOOGL-таблицу, где ученики сформировали свой запрос студентами/наставникам (приложение 1).

В таблице ученики задали свои вопросы, а студенты ответили на них. Мы получили развернутые, очень полезные советы-ответы в области:

·          путей саморазвития,

·          компьютерной грамотности и работы с информацией,

·          развития личностных способностей,

·          выбора путей дальнейшего обучения и сдачи вступительных экзаменов.

     В нашем плане работы стояла подготовка к участию в Районном конкурсе проектов. В этой же таблице наставники написали нам очень подробные рекомендации по созданию презентации к защите проекта, по подготовке текста выступления, провели ряд индивидуальных консультаций через ZOOM.

Еще на платформе ZOOM прошли две встречи, где студенты провели игры, развивающие фантазию и воображение (приложение 2).

При подготовке к Городскому конкурсу «День детских изобретений» в GOOGL-презентации мы собрали подготовительные эскизы учеников, и студенты-наставники их прокомментировали, дали свои советы и подсказки (приложение 3).

В нашем плане работы на март-апрель 2021 стояла подготовка к Городскому конкурсу-выставке в Союзе художников. Студенты/наставники подготовили для учеников/наставляемых видео обращение - видеозапись на телефон (приложение 4).

      Подводя итог 2021/23 (год ковидной изоляции) учебного года, можно сказать, что нами выработаны способы дистанционного взаимодействия через платформу ZOOM и GOOGL-документы: таблицы и презентации, видео обращение - видеозапись на телефон. Ученики/наставляемые преодолели чувство стеснения и больше готовы к диалогу, они открыты к обсуждению своих тем. Студенты/наставники не теряют интерес к занятиям с детьми, для них важно понимание значимости их слов, мнения, комментария. Открытость и сопереживание, желание поделиться своим опытом все это присутствует в действиях студентов.

      Если в 2021/22 учебном году все участники программы наставничества «студент-ученик» налаживали дистанционные формы работы, пробовали разные формы взаимодействия, то в 22/23 учебном году мы работали в очном формате и отрабатывали разные формы очного проведения занятий для учащихся, такие как:

·         мастер-класс «Выбираем профессию дизайнер» - знакомство с профессией (приложение 5),

·        помощь в подготовке презентации к выступлению на защите проектов и подготовка к городскому конкурсу,

·        творческие лаборатории, где каждая лаборатория состояла из 3 учеников и одного наставника-консультанта (приложение 6),

·        «мозговой штурм» - разработка эскиза композиции к XVII Международному конкурсу молодых дизайнеров «АРБУЗ», тема конкурса «Наследие+» (приложение 7),

·         выездное занятие в стенах института, где прошло занятие по рисунку натюрморта (приложение 8),

·        занятие на тему: «Как написать сценарий мультфильма» в рамках подготовки к конкурсу мультфильмов (приложение 9),

·        занятие на тему: «Тайны цвета и красок»,

·        занятие на тему: «Композиция в графике»,

·        лекционное занятие по истории искусства: «Казимир Малевич и Борис Кустодиев: «Творческие пути современников» в рамках подготовки проектов к конкурсу «Я знаток искусства».

      В середине учебного года у нас сменился состав наставников, так как студенты ушли на подготовку к диплому, и появилась другая группа очень творческих студентов, заинтересованных в наставнической работе. И началась наша работа с подготовки к Городскому детскому проекту Я дизайнер – 100 идей». Тема проекта «Эко-сон». Студенты/наставники рассказали много интересного про сон человека, как нужно спать, чтобы сохранить здоровье, и какая должна быть кровать (приложение 10). Занятие прошло в форме творческих мастерских. Ребята придумали, нарисовали и выступили с защитой своих уникальных проектов спальных зон. Занятие прошло интересно, весело и с пользой для всех.

      Подводя итог года, можно сделать вывод, что

для учащихся:

·           работа с наставниками положительно влияет на образовательные результаты;

·           развивается креативность, критическое мышление, умение учиться;

·           появляется умение взаимодействовать, договариваться и обсуждать свою работу с другими людьми;

·           наблюдается улучшение умения формулировать свои мысли и выступать перед коллективом;

·           формируются представления о следующей ступени образования;

·           работа с наставниками положительно влияет на образовательные результаты;

для студентов:

·         сформировалась методика составления планов лекций и занятий;

·         появилось умение выступать перед аудиторией;

·         сплотился творческий коллектив внутри вуза, появились межкафедральные связи;

·         зародилась традиция наставничества, способствующая профессиональному росту и самосознанию;

     Программа наставничества «студент-ученик» оказывает положительное влияние на развитие дизайн образования в нашем городе.

     В этом учебном году продолжается работа по программе наставничества в форме «студент-наставник – ученик». Цель первого полугодия 2023/24 учебного года: написание исследовательских проектов в области истории искусства и участие в Районном конкурсе проектов «Я знаток искусства».

     В октябре 2023 года группа студентов-наставников провела лекционное занятие для учеников отдела ИИИ, занимающихся изобразительным искусством, по теме «Общий обзор периодов развития искусства». И в конце занятия детям, желающим написать исследовательскую работу, было предложено выбрать период из истории, наиболее их заинтересовавший. Каждому желающему нашелся студент-наставник. Таким образом составилось четыре тандема, цель которых была: написание исследовательских проектов в области истории искусства и участие в Районном конкурсе проектов «Я знаток искусства», и сложились темы проектов:

·        «Тенденции изображения человека и природы в XX веке»,

·        «Ландшафтный дизайн Франции и России»,

·        «Хаяо Миядзаки и его творчество»,

·        «Мифы о пирамидах».

     Работа тандемов проходила по индивидуальным расписаниям дистанционно в мессенджерах, или очно по расписанию занятий. Со студентами-наставниками мы проводила консультации, составила календарный план работы, по мере необходимости беседовала в мессенджерах, по телефону или очно. У моих учеников по мере выполнения заданий наставников тоже возникали вопросы по поиску информации, написании текстов, выполнении презентаций, макетов, изделий, и я приходила им на помощь.

     Если говорить о причинах и мотивах участия в этой работе, то наставники утверждают, что это, в первую очередь, желание получить опыт работы в исследовательском проекте и коммуникации с детьми, а наставляемые проявили интерес к истории искусства и желание достичь результата – подготовить работу. Помогала возможность в мессенджерах быстро решать возникающие вопросы. На очных встречах можно было глубоко погружаться в тему проекта, проводить дискуссии и обсуждения. Наставников радовала вовлечённость детей в тему обсуждения, сосредоточенность на быстрых вопросах-ответах. Дистанционный формат помогал решать вопросы с оформлением проекта и презентации к нему.

     Но были и мешающие факторы: большая загруженность как детей, так и студентов-наставников, необходимость разбавлять рабочий процесс небольшими перерывами для обсуждения сопутствующих, но относящихся к тематике встреч, темы, которые интересовали детей. Тандемы сталкивались с трудностями недостатка и неточности информации, поиска научных статей, переработки научного языка в более упрощённый. Дети откладывали большие задания в «дальний ящик», и нужно было делить больше задание на несколько маленьких заданий, порционно их выдавать (приложение 11).

      В итоге получились отличные проекты. На Районном конкурсе проектов они получили 3 диплома победителей и 1 диплом лауреата.

Приложения.


 Приложение 1. GOOGL-таблица «Формирование запроса учащихся/наставляемых к студенту/наставнику.


Приложение 2. На ZOOM-e прошли 2 встречи, где студенты провели игры, развивающие фантазию и воображение.


Приложение 3. GOOGL-презентация, где собраны подготовительные эскизы учеников. Студенты-наставники дают свои комментарии.


Приложение 4. В беседе VK размещены рисунки и фотографии изделий. Студенты разместили видеозапись, где они комментируют выполненные работы.


Приложение 5


Приложение 6


Приложение 7


Приложение 8


Приложение 9


Приложение 10


Приложение 11. Отзывы учеников/наставляемых о работе при подготовке к Районному конкурсу проектов «Я знаток искусства».

Кузьмина Полина, 7 класс.

ЦЕЛЬ:

Я никогда не участвовала в таких работах, потому захотелось. Да и тема, которую я выбрала для меня очень интересна. Хотелось что-то узнать о Франции. И было решено выбрать ландшафтный дизайн, так как появился он во Франции.

МОТИВЫ:

Мне захотелось попробовать что-то новое и как раз была такая возможность (наставничество). Вот я и решила поучаствовать. Так как это достаточно интересно, и я узнала много нового.

ЧТО ПОМОГАЛО:

Мне помогало мое желание изучить хотя бы немного сады Франции.

Так же наставник и педагог тоже помогали в этом.

ЧТО МЕШАЛО:

Мешало лишь, то, что я участвовала ещё в других конкурсах, времени не хватало.

ТРУДНОСТИ:

Были в создании макетов и в поиске какой-нибудь информации, так как многое не подходило и было совершено не то, что нам нужно.

КАК СПРАВЛЯЛИСЬ:

Я просила помощи наставника либо педагога. Кто чем помогал. Макет мне помогала делать педагог, а информацию я либо находила, смотря на картинки, либо наставник помогала найти.

ПЛАН МОЕЙ РАБОТЫ:

1. выбрать тему, поставить цели (октябрь)

2. изучить литературу по теме проекта (октябрь-ноябрь)

3. начать делать презентацию (ноябрь-декабрь)

4. макет (декабрь — январь)

5. текст выступления и подготовка (январь)

ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Мне кажется, моя работа получилась достаточно хорошо. Да, может есть моменты, которые стоит доработать, но я довольна своим результатом. То, что я хотела это все удалось!


Сорочан Алина, 7 класс.

Я захотела поучаствовать в этом проекте, т. к. мне стало интересно справлюсь ли я с поставленной задачей. А также узнать что-то новое для себя. В программе наставничества мне понравилось участвовать. В паре работать интересно, можно получить помощь и совет, когда это нужно. Самым сложным для меня было выбрать тему. Когда тема была выбрана, я начала изучать творчество художников и сравнивать их работы, написанные в разное время. Полученные результаты были представлены в виде статей, которые я объединила в журнале об искусстве.


Макушев Макар, 7 класс.

МОТИВЫ: Мне показалось это креативная работа, в которой можно проявить своё творчество.

ЦЕЛЬ: хорошо подготовиться к сдаче проекта и параллельно узнавать что-то новое для себя.

ЧТО ПОМОГАЛО: мне помогала та мысль, что, когда я закончу проект, я смогу показать его одноклассникам.

ЧТО МЕШАЛО: очень мешала школа, ведь когда параллельно делаешь уроки и проект иногда не получалось ни то, ни другое.

ТРУДНОСТИ: я специально выделял время чтобы комбинировать школу и проект.

ПЛАН МОЕЙ РАБОТЫ: сначала мы обсуждали тему, решали, в каком формате мы её будем делать, потом делали зарисовки и начинали презентацию.

ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: результат меня порадовал, я хорошо выступил и доволен работой, а ещё я скоро сделаю выставку в ДДЮТ.



Кисель Антония, 5 класс.

Я захотела участвовать, так как меня очень заинтересовала эта работа.

Мне помогали наставник и педагог, + с помощью интернета было легче найти информацию. А мешали потеря времени и неправильный план работы именно по времени.

Старалась хотя бы 1 раз в три недели уделять внимание работе над проектом; и также помогли педагог и наставник.

Работа проходила медленно и спокойно.

Результат меня воодушевил, и я готова делать новую работу, ведь с опытом и мастерством можно добиться лучших результатов!


Поделиться: