Поиск по сайту

Наставничество в ГБОУ школа 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга


Авторcтво: Васильева Анна Александровна, методист, учитель английского языка ГБОУ школы №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга


        Уважаемые коллеги, нам с вами посчастливилось жить и работать в условиях модернизации системы Российского образования, когда одним из приоритетов для государства стало развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства опытных педагогических работников и молодых педагогов, а также их успешная адаптация к условиям работы в образовательных организациях. В рамках поддержки курса стремительных изменений в системе Российского образования была внедрена система наставничества педагогических работников.

       ГБОУ школа 457 Выборгского района Санкт-Петербурга под руководством директора школы Исаевой Инны Александровны активно включилась в реализацию целевой модели наставничества с 2020-2021 учебного года. Наставнические пары возникли в разных методических объединениях. Были составлены персонализированные программы наставничества с учетом потребностей самого наставляемого и обозначены сроки демонстрации результата совместной работы наставника и наставляемого. И уже 25 марта 2021 двое сотрудников нашей школы выступили на XI Петербургском Международном Образовательном форуме в АППО с докладами об опыте работы нашей школы.

      В свое время Альберт Эйнштейн говорил, что: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». В рамках программы наставничества это означает, что наставник – опытный специалист, находясь на более высоком уровне профессионального развития способен помочь своему коллеге, наставляемому, понять и преодолеть затруднения в профессиональном развитии. При этом мы имеем ввиду не только отношения молодого специалиста, только что вышедшего из ВУЗа с опытным коллегой из школы, но и отношения этого опытного коллеги, в свою очередь, со своим наставником, который помогает ему достичь еще большего профессионального успеха. Таким образом, в самый первый год работы программы «Наставничество» в нашей школе возникло наставническое трио: молодой специалист (наставляемый) – опытный коллега (наставник и наставляемый одновременно) – опытный коллега (наставник).

      В 2021-2022 учебном году сформировались новые наставнические пары, а база наставников нашей школы сложилась и обрела устойчивую форму.

      25 марта 2022 года наша школа стала презентационной площадкой «Наставничество: петербургский формат» в рамках XII Петербургского Международного Образовательного Форума, где еще больше количество учителей школы наравне с приглашенными спикерами смогли поделиться своим опытом работы.

     Наставники нашей школы рассматривают наставничество как процесс не директивной коммуникации и опираются на ведущие принципы андрогогики, раздела теории обучения, раскрывающего специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога:

1.     взрослому человеку, который обучается — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

2.     он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

3.     взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

4.     взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

5.     процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

6.     процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

      В 2023-2024 учебном году в школе стартует реверсивное наставничество. Коллеги обнаруживают, что им есть чему научиться друг у друга, в том числе у молодых специалистов. Реверсивное наставничество обеспечило ценностно-мотивационное движение молодого педагога по освоению общепрофессиональных и профессиональных компетенций для успешного вхождения в профессию и адаптации в ней. А опытному педагогу позволило обрести новые идеи и практики для организации образовательного процесса.

      Сопровождение коллег в их обучении и развитии – это сложная и многогранная задача. В процессе своей наставнической деятельности наставник осваивает много ролей: трекер, тьютор, фасилитатор, коуч, ментор и многие другие. Но это не страшит наставников нашей школы. Каждый из них проходит необходимое обучение, прежде чем приступить к выполнению функционала наставника. Среди них курсы повышения квалификации от Министерства Просвещения Российской Федерации «Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях», от Академии Постдипломного педагогического образования «Андрогогическая подготовка к наставничеству в педагогическом коллективе современной школы» и даже курсы по коучингу в международной тренинговой компании.

Высокая профессиональная активность наставников ГБОУ школы 457 находит свое отражение в трансляции накопленного опыта на семинарах и конференциях районного, городского и регионального уровней.

         Наставничество – цикличный процесс. Когда растет молодой специалист, он заставляет и своего наставника расти. Помогая расти профессионально другим, мы растем сами! Главное не боятся признаться, что мы чего-то не знаем и обратиться за помощью к коллегам!

Мы желаем всем коллегам непрерывного профессионального роста и покорения новых профессиональных вершин!

 

 

 

 

 

 


Поделиться: