Поиск по сайту

Учусь строить отношения: анализ стилей педагогического общения. ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ»


Авторcтво: Буданова Диана Валериевна, ГБОУ лицей №623 им. И.П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга


        На начальном этапе профессиональной карьеры молодой учитель часто испытывает затруднения. От успешной адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную деятельность в данном образовательном учреждении. В профессиональной адаптации молодого учителя большую роль играет наставничество. Наставничество – это помощь молодому учителю в повышении его профессиональной деятельности. Педагог-наставник не только делится своим опытом, но и сам учится у молодого педагога, расширяет кругозор навыков и умений.

       Становление педагога – достаточно сложный процесс в социальном, психологическом, профессиональном плане. В этот период наиболее четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса позитивных или негативных факторов. Для успешного вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность с первого дня его пребывания в школе должна быть грамотно построенная работа с наставником. Форма наставничества «учитель-учитель» предполагает взаимодействие молодого педагога с опытным специалистом-педагогом, который оказывает разностороннюю поддержку.

       Достаточно часто молодой учитель, работающий в старших классах, сталкивается с проблемой общения и понимания обучающимися материала. Разница в возрасте невелика и часто, обучающиеся переходят границу «учитель-ученик». В связи с этим, необходимо выбрать грамотный стиль педагогического общения.

       Педагогическое общение - один из видов профессионального общения. Оно обладает свойствами любого общения, особенностями профессионального общения и спецификой собственно педагогического общения. Поскольку педагогическая деятельность осуществляется в форме общения, между ними имеется тесная связь и взаимообусловленность. В педагогическом общении соединяются вместе деловое и личное общение между его участниками.

       Главная специфика педагогического общения заключается в том, что оно выполняет педагогические функции и направлено на решение педагогических задач в области обучения, воспитания, развития, социализации учащихся в соответствии с целями образовательного процесса.

      Основные виды педагогического общения: общение педагога с учащимися, общение с коллегами и общение с родителями учеников. Специфика разных видов педагогического общения проявляется в разных целях и задачах общения, разной тематике, разных формах и методах, разных стилях общения.

      Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения

      Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с обучающимися, проявление доверия и уважения к ним, учитель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и обучающимся, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

      Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от обучающихся, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

      Для либерального учителя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой учитель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

     Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

      Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

      В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.


Поделиться: