Поиск по сайту

Роль наставничества в становлении специалиста и человека


Авторcтво: Бойцун Диана Сергеевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ "Современник", Санкт-Петербург


       Первый шаг, первое слово, первый смех… Это то, что запоминается навсегда. Это что-то символичное. Каждый раз, приходя в новый коллектив, мы делаем очередной первый шаг навстречу другому человеку, говорим первое слово, улыбаемся друг другу впервые.

      В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с наставничеством: в семье, детском саду, школе, институте и, конечно, в профессиональной деятельности. Согласитесь, сложно учиться чему-то новому без возможности обратиться к более опытному и знающему человеку.

      Наставничество – отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

      В моём детстве роль наставника принадлежала маме, бабушке и ближайшим родственникам. В школьные годы в этой роли выступали учителя. Каждый из этих людей в значительной мере влиял на мое восприятие окружающей действительности. Один – своим советом, другой – историями из жизни, а третьему было достаточно одного действия, чтобы направить поток моих мыслей в нужное русло. Например, мама, считала, что я хорошо рисую, и записала меня на вступительные экзамены в художественную школу. Благодаря ей я четыре года отучилась в школе искусств. Эта подготовка и полученные там навыки стали для меня хорошим подспорьем при поступлении в Художественно-реставрационный лицей № 61 на специальность «художник-реставратор».

      Придя в свою профессию и являясь молодым специалистом, я тоже многого не знала и боялась. Меня страшило, что я не смогу набрать детей для реализации программы, не смогу увлечь и удержать их. Я опасалась, что им будет неинтересно и они не захотят приходить ко мне в следующем году. Мне казалось, что я не смогу найти общий язык с родителями, коллегами.

      Молодой специалист, переступая порог образовательного учреждения, имеет знания и желание работать, но у него еще недостаточно опыта, мудрости. Этот трудный и одновременно прекрасный путь педагога легче будет пройти, если рядом окажется тот, кто в нужный момент способен вдохновить, поддержать на пути самосовершенствования, помочь одолеть трудности. Одним словом, наставник, который полон энергии и не стоит на месте. Он сам стремится к успеху в работе, в личной жизни, в общественных делах. Этот человек щедро делится своими знаниями, опытом, компетенциями.

      Мне посчастливилось узнать такого человека. Моим наставником в первый год работы педагогом стала Маргарита Алексеевна Алексеева. Она взяла меня «под своё крыло» и стала во всем помогать и наставлять.

      Именно Маргарита Алексеевна, как более опытный педагог, научила меня организовывать собрания, проводить беседы с родителями. Она поделилась со мной секретами, как привлекать детей в творческое объединение. Благодаря ей я научилась оформлять и вести необходимые документы, в том числе журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении. Кроме того, нас сблизило и творческое сотрудничество. В конце учебного года силами нашего педагогического тандема был создан сетевой проект «Наследники традиций» (участники – ДДТ «Современник», школы №№ 453, 558, детский сад № 132), который и сейчас успешно реализуется. В прошлом году в нем приняло участие более 70 обучающихся при поддержке двух педагогов дополнительного образования, четырех воспитателей и двух учителей.

      Прошло время, я и сама стала наставником для моей коллеги, которая вернулась на работу после небольшого перерыва. Деятельность нашего тандема началась с того, что я помогала ей с составлением и ведением различных документов. Но в процессе работы нам пришла идея интегрировать мои творческие знания и навыки в её деятельность. Коллега занимается валяными игрушками, и мы решили сделать для её изделий детали из полимерной глины. Моя задача состояла в том, чтоб научить её работать с полимерной глиной и создавать для кукол и животных личики, носики, глазки, лапки. Я очень хотела передать ей всё, что знала сама. Старалась ее мотивировать и показывала на практике, как лепить разные изделия. Результатом этой работы стали технологические карты по выполнению из полимерной глины различных элементов для валяных игрушек. В дальнейшем моя коллега включила эту деятельность в свою работу с детьми, так как правила выставок для обучающихся предполагают, что все элементы изделия должны быть выполнены своими руками.

      В этом году я тоже являюсь наставником. Мы с коллегой придумали и реализуем проект «Наша Родина – Россия». Он достаточно объёмный и интересный. Его целью мы видим воспитание чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, осознание своей национальной принадлежности. Проект позволяет детям узнать что-то новое и интересное о своей стране. Ребята, участвующие в проекте, пробуют свои силы в создании чего-то нового из забытого старого. На данный момент мы уже провели ряд мероприятий, в том числе посвященных Дню народного единства и Дню России. Они имели большой успех как у детей, так и у педагогов.

      Изучение народных промыслов позволяет взглянуть на Россию как на многонациональную страну с разными традициями. В этом году мы с коллегой планируем разработать технологические карты занятий для обучающихся нескольких объединений. Эти методические материалы должны будут помочь педагогам, заинтересовавшимся этой темой, а ребятам станут подспорьем при создании кукол в традиционных костюмах народов, населяющих нашу страну.

     Надеюсь, это не последний мой опыт наставничества. Я не сомневаюсь, что отношусь именно к тому проценту педагогов-наставников, которые хотят поделиться опытом и поддержать начинающих педагогов, таких, какой я была сама в начале своего педагогического пути.

Для меня очень важно, чтобы молодой специалист не останавливался в своем профессиональном развитии и совершенствовании, ведь, как говорили мудрые люди, дорогу осилит идущий. А по прошествии времени этот молодой педагог и сам станет для кого-то наставником, будет нести свет, добро и тепло профессии, но уже новому поколению педагогов…

 


Поделиться: