Поиск по сайту

Портрет выпускника петербургской школы: тенденции изменений.


Авторcтво: Матюшкина Марина Дмитриевна, профессор кафедры социально-педагогических измерений АППО, доктор педагогических наук


        Исследование «Выпускник Петербургской школы» – масштабный проект, инициированный еще в 1993 году профессором С.Г. Вершловским и затем осуществляемый один раз в два года. Начиная с 2003 года его инструментарий включает единое ядро вопросов, что дает возможность исследовать динамику различных характеристик петербургских выпускников. Особенность исследования заключается в том, что оно не просто «рисует» социальный портрет молодых людей, а рассматривает портрет выпускника на фоне актуальных педагогических вопросов: о значимости надпредметных образовательных результатов, об отношении учеников к образованию, школе, учителям [1]. Выпускник стоит на пороге взрослой жизни, но насколько он готов к решению жизненных задач и к дальнейшему образованию? И насколько велика роль школы в достижении его успехов и в формировании его установок, ценностей, жизненных планов?
       Сегодняшний выпускник принадлежит к новому цифровому поколению. Чем он отличается от выпускника десяти-, двадцатилетней давности? Произошедшая цифровая революция остро поставила вопрос об особенностях новых детей, и этим можно объяснить интерес к теории поколений, который мы наблюдаем в последние годы.
       Разные авторы немного по-разному устанавливают границы, разделяющие условные выделяемые «поколения», мы принимаем деление, согласно которому «поколение Y» (миллениалы) – это рожденные в 1982–2000 годах, а «поколение Z» (центениалы) – рожденные после 2001 года [2]. В соответствии с этой, конечно, достаточно условной периодизацией, опираясь на данные исследования «Выпускник петербургской школы» можно проследить динамику некоторых черт поколения Y и его трансформации в поколение Z.
      Собственно исследование «Выпускник Петербургской школы» изначально не ставило задачи изучения динамики, для этого понадобилось собрать воедино все базы данных всех проведенных опросов и провести специальную работу по обработке и сопоставлению данных разных лет. Результаты этой работы изложены в монографии «Выпускник петербургской школы: от поколения Y к поколению Z», вышедшей в конце 2021 года [3]. В данной статье представлены некоторые полученные обобщения и иллюстрации, касающиеся изменений портрета петербургского выпускника.
      Основные рассматриваемые в исследовании социально-педагогические результаты школьного образования – это функциональная грамотность, готовность к решению различных жизненных задач, в том числе к продолжению образования и выбору профессии, а также ценностные ориентации и здоровье выпускников. Из контекстных данных в исследовании рассматриваются основные демографические показатели, досуг, а также блок признаков, характеризующих роль школы.
      Общие тренды, выявленные в исследовании, представлены на рисунке (рис. 1).
      Далее стоит подробно рассмотреть некоторые конкретные результаты.
      Функциональная грамотность (ФГ) в исследовании выпускников рассчитывалась на основании оценивания выпускниками своих умений в различных областях. Были выделены несколько блоков ФГ: общая грамотность, коммуникационная грамотность, грамотность при работе с информацией, грамотность при действиях в чрезвычайных ситуациях, правовая грамотность. В каждом блоке оценивались порядка восьми аспектов. Динамика ФГ представлена на рисунке (рис. 2).
      Две верхние линии на представленной диаграмме показывают информационную и коммуникативную грамотность. Относительно других компонент эти виды ФГ оцениваются достаточно высоко. Несколько ниже оценивается общая грамотность.
      Из компонентов общей грамотности по самооценкам выпускников относительно высоки их умения в арифметике (счет), в чтении и понимании графиков; гораздо ниже оцениваются умения устных выступлений (говорение), а также способность к чтению длинных текстов. 
      Выпускники осознают свои недостаточно развитые волевые качества (способности к контролю эмоций, саморегуляции, концентрации). Тревожат также низкие во все годы оценки показатели грамотности поведения в чрезвычайных ситуациях, включая навыки бережного отношения к здоровью, а также низкий уровень правовой грамотности.
      В то же время оценки готовности выпускников к решению различных жизненных задач демонстрируют определенный рост (рис. 3). Наибольшие значения и наибольший рост за прошедшие годы наблюдаются у показателей готовности к дальнейшему самообразованию и готовности к деловому сотрудничеству. Единственная готовность, не показывающая никакого роста, – готовность к выбору профессии. В последние годы ее уровень даже снижается, что обусловлено последствиями технологической революции, приведшей к ситуации неопределенности будущих профессий, что ставит сегодня перед выпускниками и школой проблемы, которых не было 20 лет назад.
       Рост самооценок основных готовностей при стабильности ФГ отчасти можно объяснить психологической составляющей: готовность во многом базируется на сильной поддержке выпускников со стороны семьи, родителей, прокладывающих своим детям дорогу в будущее. Не случайно около 40% выпускников считают свое материальное благополучие отличным (в последние годы ухудшение по этому показателю не наблюдается). Технологическая революция, открывшая практически всем школьникам доступ к мировой информационной сети, пока перевешивает наблюдаемый после 2014 года экономический спад. Где-то на границе первого десятилетия века широкополосный интернет вошел в нашу жизнь, и уже в эти годы практически 100% выпускников ежедневно выходили в интернет со своих смартфонов (в то время как взрослые еще продолжали считать телефоны средством для звонков). Одновременно среди выпускников стал резко снижаться просмотр телепрограмм (с 2012 года процент выпускников, ежедневно смотрящих телевизор, снизился с 70% до 25%).


       Также в последнее десятилетие можно отметить и другие тенденции: рост занятий спортом и одновременное снижение частоты таких видов досуга, как посещение дискотек, танцклубов. Можно только приветствовать возникшую в молодежной среде моду на здоровый образ жизни. Переносом в виртуальную реальность значительной части жизни школьников можно объяснить наблюдаемую динамику в так называемых практиках «культурного досуга». В первое десятилетие века, до эпохи смартфонов, наблюдался рост интенсивности посещений кинотеатров, театров, выставок, а во второе десятилетие – спад по этим показателям (рис. 4).
      Сегодня много споров ведется о положительном и отрицательном влиянии интернета и гаджетов, в том числе на здоровье детей. По данным исследования, оценки выпускниками своего самочувствия непрерывно ухудшались на протяжении всего 20-летнего периода. Более всего выпускники жалуются на усталость; и если в начале века около 40 % выпускников часто испытывали состояние усталости, то сейчас – около 50 %. Наибольшая негативная динамика видна в показателе тревожности; за прошедшие годы частота тревожности выросла в два раза: с 15 % до 30 %. Здесь можно предположить влияние и школьных факторов (ЕГЭ и фиксируемое нами ухудшение понимания материала школьных предметов), и факторов наступления нового VUCA-мира (общая информационная перегрузка, неопределенность будущего, неопредeленность правил и норм и т. д.).



        Во многом наступление нового сложного и не стабильного состояния мира обусловлено новыми интернет-технологиями. При этом в результатах опросов фиксируется безусловная любовь выпускников к интернету. Если в 2018 году 37 % выпускников проводили в интернете в среднем более 5 часов в день, то в 2020 году в период самоизоляции этот показатель вырос до 50 %. При этом мы у выпускников такого отрицательного отношения к «дистанционке», как у учителей, не отмечается. Выпускники отмечали много положительных черт дистанционных занятий (оптимальное распределение времени, в том числе для подготовки к ЕГЭ; возможность не общаться с теми учителями и учениками, с которыми «не сложились отношения»; возможность позже вставать и больше высыпаться, а также заниматься в комфортной обстановке и др.).
       При ответах на вопросы про интернет выпускники проявляли себя как технооптимисты, отводящие интернет-технологиям исключительно позитивную роль. Отвечая на открытый вопрос о том, что значит для молодых людей интернет, они были единодушны; их типичное мнение можно продемонстрировать следующим ответом: «Интернет – простой, доступный, открытый, демократичный, разный, безграничный, свободный и там есть все!».
     Необходимо отметить, что явление киберсоциализации современных подростков связано с изменением иерархии групп «значимых других»: на первое место после семьи выходит интернет-сообщество, а затем уже следует влияние школы и живого общения со сверстниками. Таким образом, снижается роль школы не только как основного источника знаний (теперь основной источник знаний – интернет), но и как места обретения друзей. И это не «вина» школы, а следствие общих социально-информационных трансформаций.
     В исследовании выпускников задавались различные вопросы, направленные на выявление их ценностных ориентаций. Ответы на прямой вопрос о главных жизненных ценностях показывают постоянство базовых ориентаций выпускников. Во все годы бесспорный лидер в списке ценностей – «здоровье» (выбирают более 70 %). Затем следуют базовые ценности, за которые «голосуют» около 50 % выпускников – семья, друзья, любовь, материальный достаток, интересная работа. Чуть ниже в рейтинге – такие инструментальные ценности, как уверенность в себе, независимость, свобода (более 40 %). Существенно ниже по рейтингу образование (около 30 %), еще ниже – профессиональное мастерство (около 25 %).
    Профессиональные предпочтения и представления выпускников о своей будущей работе в значительной мере отражают ценностные ориентации молодых людей. И здесь видится стремление жить не ради материальных благ, а ради самореализации и удовольствия от процесса, от общения,60 ОТ СЕМЕЙНОГО К ПОСТДИПЛОМНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА от ценности дела, которым ты занимаешься. На первом месте по частоте выбора характеристик желаемой будущей работы – позиция, где работа представлена как хобби, удовольствие, за которое еще и платят (80 % выбирают эту позицию); 40 % выпускников опасаются, что придется работать ради денег, а не в соответствии со своими способностями и желаниями, и только четверть признают, что работа – это в первую очередь способ зарабатывания денег. Характеризуя желаемую работу, около четверти выпускников предпочтение отдают варианту удаленной работы, подтверждая тем самым свою любовь к интернету. Растет в последние годы осознание необходимости постоянного обучения на протяжении всей жизни (около половины опрошенных в 2020 году указали на это), хотя это соседствует с вроде бы противоречащим ему осознанием снижения роли образования для успешной карьеры. Представляется, что здесь имеется в виду некоторое снижение роли формального образования, диплома вуза. Если обратиться к выбору выпускниками определенных сфер предполагаемой
будущей работы, то здесь в последние годы обозначились некоторые сдвиги (рис. 5).
           Указанные на рисунке сдвиги наблюдаются на фоне стабильности в выборе инженерно-технической и IT-сфер, медицины, юриспруденции и некоторого незначительного снижения интереса к финансово-экономической сфере и сфере рекламы. Можно сказать, что молодые люди все более хотят быть занятыми в какой-то полезной обществу и осмысленной деятельности, а не просто быть «офисным планктоном» или рекламировать что угодно ради заработка.
          Постоянство базовых ценностных ориентаций наблюдается в аспектах отношения к религии (около трети опрошенных во все годы считают себя верующими, что характеризуют нашу молодежь как менее религиозную по сравнению с Америкой и Европой). Достаточно стабильны показатели отношения выпускников к предпринимательской деятельности: около 50–60 % принципиально видят себя в бизнесе и 20–30 % не испытывают никакого интереса к предпринимательству.
          Анализируя ответы выпускников на вопросы о социальном устройстве общества, об отношениях к иным культурам, об альтруизме и толерантности, можно констатировать отсутствие у выпускников каких-то «заученных правильных ответов» на эти очень сложные вопросы. Можно сказать, что в целом растет запрос на справедливость, стремление к большей уверенности в будущем, большей социальной защищенности.
          Возвращаясь к вопросам, наиболее интересным для педагогов (о роли образования), стоит отметить, что восприятие школы и ее функций существенно изменилось за прошедшие 20 лет. Если в прошлом веке представлялось очевидным, что для профессиональной успешности нужны знания, в том числе фундаментальные, а для получения таких знаний необходима школа с сильными учителями-предметниками, то сегодня ситуация изменилась. Для успешной карьеры в большей мере нужны умения быстро находить информацию и использовать ее, а также личные качества: коммуникабельность, гибкость, стрессоустойчивость. А для получения образования с каждым годом растет число возможностей помимо школы: репетиторы, интернет, всевозможные организации, предлагающие разнообразные образовательные программы.
         В заключение можно отметить, что в целом роль образования в жизни человека становится все более весомой, и это осознается выпускниками. Но какое нужно образование – здесь вопросы открыты. Очевидно, возрастают роли дополнительно-
го и информального образования, в том числе через различные онлайн-курсы и сетевые ресурсы. Традиционная роль школы снижается, но школа может трансформироваться так, чтобы стать главным местом обдумывания и выбора персональных образовательных траекторий и местом совместной детско-взрослой рефлексии и «сборки» всех знаний, умений, всего образовательного опыта, необходимого выпускнику в его будущей взрослой жизни.

Список источников:
1. Голоса поколения: социальный портрет выпускника Санкт-петербургской школы: учебно-методическое пособие / под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: СПб АППО, 2013. 90 с.
2. Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество? М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 224 с.
3. Матюшкина М. Д. Выпускник петербургской школы: от поколения Y к поколению Z (20 лет исследования). СПб.: СПб АППО, 2021. 198 с.

Поделиться: