Поиск по сайту

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Авторcтво: Смирнова Валентина Александровна, учитель английского языка ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Экологические проблемы сегодня являются бичом общества, представляют угрозу планете. Наряду с экологией окружающей среды актуальным становится направление «экология человека», которое изучает взаимодействие человека и человеческих общностей не только с природной, но и с социальной средой, включая культуру, обычаи, религию и пр.

     Одним из ключевых понятий экологии человека является здоровье, которое, по определению Всемирной организации здравоохранения, включает три компонента: физическое, душевное и социальное благополучие человека. При повреждении одного из компонентов компонента, ухудшается состояние здоровья.

     На современного человека могут агрессивно влиять такие факторы окружающей среды, как загрязнение почвы, воздуха, воды. Однако совместно с этим появилось «информационное загрязнение окружающей среды. …Таким образом именуется загрязнение информативных ресурсов низкокачественными, никак не надлежащими реальности и излишними сведениями [2, с. 137], а также засорением вредной и аморальной информацией, что ведет к духовному опустошению.

     Сравнивая душу человека с сосудом, можно сказать, что, если сосуд пуст, его может заполнить грязная или чистая вода. Также грязная информация является основой манипуляции сознанием, а чистая информация – опора на культурный код и проверенный многовековой опыт народа, укрепляет духовный стержень человека.

     С раннего возраста в детей могут «вживляться» чуждые взгляды. Например, потребительское отношение и ориентация на западные ценности дезориентируют маленького человека, повреждают его «культурный код», соответственно, душевное здоровье. Данный вред для неокрепшего организма сравним с «бомбой замедленного действия».

    Дети мегаполиса – это пестрая конгломерация со сложными взаимоотношениями в семье, в школе, в субкультурах, со сверстниками разных этнических групп. Зачастую дети предоставлены сами себе. Их мир наполнен серьезными рисками, поэтому самостоятельные исследования детей, направленные на формирование их духовно-нравственных качеств, поддерживаемые родителями и педагогами, нужно начинать с младших классов. Так, в течение двух лет с учащимися 3-х и 4-х классов нами проведены исследования и созданы творческие продукты по темам «Ловушки цифрового века, школьники в плену у гаджетов» и «Вред антиигрушки».

     Новейшие ФГОС делают акцент на метапредметные навыки личности в высокотехнологическом обществе, интеграцию обучения и воспитания [3]. Обе проектно-исследовательские работы опираются на взгляды профессора, доктора психологических наук В.В. Абраменковой и ряда авторов, которые предупреждают: духовная опустошенность ведет к деградации личности [1].

     Педагогические цели исследования: освоение учащимися младших классов способности к полноценному восприятию духовной культуры посредством проектно-исследовательской работы.

     Педагогические задачи: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской работы, проектной работы, творческих и коммуникативных способностей, организация творческого взаимодействия учащихся и родителей, актуализация традиционных ценностей.

Ход работы над исследовательскими и творческими проектами.

Работа с учащимися проводилась поэтапно.

1 этап – ознакомление с понятиями исследовательского проекта, структурой работ.

2 этап – определение темы, выбор и изучение литературы, постановка цели, задач, выбор методов. Здесь большая роль отводится педагогу.

3 этап – анализ литературных источников учащимися совместно с родителями, обсуждение с педагогом.

4 этап – практическая часть, включающая методы: анкетирования, интервьюирования педагогов, родителей и учащихся, анализ рисунков одноклассников. Обработка результатов совместно с куратором, наглядное оформление в виде диаграмм.

5 этап – подготовка продукта для демонстрации результатов работы, подготовка доклада и выступления для защиты проекта на научно-практической конференции.

Тезисы по проекту № 1 «Ловушки цифрового века. Школьники в плену у гаджетов» ученицы 4 класса, занявшей 1 место на школьной научно-практической конференции 2022 г.

Изучили проблему и причины возникающей у учащихся зависимости от гаджетов; изучили группы гаджетов, отметили возрастные особенности учащихся 10-11 лет, роль семьи в развитии детей этого возраста. Рассмотрели здоровье с трех сторон: физической, психической и душевной. Выявили отрицательные факты чрезмерного использования гаджетов: изменяется учебная деятельность, ухудшается физическое здоровье, ослабевает душевное здоровье, т.к. меняются жизненные ценности. Причинами компьютерной зависимости являются: неправильный стиль воспитания в семье, семейные проблемы и личные проблемы ребенка. Дети копируют образ жизни родителей. На практическом этапе провели анкетирование учащихся, интервью и анализ рисунков (досуг семьи). Продуктом явился буклет с рекомендациями для детей и родителей по разумному использованию гаджетов.

Тезисы по проекту № 2 «Вред антиигрушки» ученицы 3 класса, занявшей 3 место на школьной научно-практической конференции 2023 г.

Определена проблема несамостоятельности и раздражительности детей из-за душевного неблагополучия, сложившегося под влиянием многих факторов, в том числе воздействия антиигрушек. Причина – замещение традиционных ценностей антиценностями при воздействии антиигрушки (современных серийных игрушек, не отвечающих требованиям Добра и Красоты). Через анкетирование детей и родителей выявили их отношение к современной игрушке, создали видеоролик, показали его в классе и на школьной научно-практической конференции. Сделали выводы: подлинная игрушка – произведение искусства, штучный товар, а не вещь, в которую играют дети во взрослых. Обзор современных игр говорит об изменении картины мира. Игротехнический прогресс рассчитан на взрослых. Чем раньше городские дети приобщатся к творческой жизни народа, тем здоровее будет их творческий рост. Детям нужна развивающая среда, требуется озвучивать цели и ценности, включать их в полноценную жизнедеятельность.

Таким образом, для преодоления экологического кризиса необходимо «поставить ребром» вопрос о налаживании действительно эффективной, системной и масштабной работы в области экологического просвещения и воспитания населения, прежде всего – детей и молодёжи

Экологические проблемы – это не только загрязнение окружающей среды, это загрязнение человека информацией, несущей вред его здоровью и здоровью общества. Школа является институтом, который формирует духовно-нравственные ценности и качества ребенка, приучая его мыслить самостоятельно.

Проектно-исследовательская работа во внеурочное время позволяет решать задачи универсального характера. Опора на устойчивые нравственные критерии, изучение культурного опыта народа и особенностей национальной культуры формируют мировоззренческую базу, как защиту сознания от манипулятивных технологий [3].

Активные познавательные действия по отношению к изучаемому объекту, к другим людям и к самому себе формируют самостоятельность. Происходит восстановление традиционных ценностей, укрепление внутрисемейных связей, улучшение статуса ученика, а в целом – духовное оздоровление и укрепление духовного стержня.

Литература

1.                Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети. Игрушки и антиигрушки [Текст]: научно-популярное исследование / В. В. Абраменкова - Москва: Лепта, 2010. – 54 с.

2.                Буракова, А.С. Информационно загрязнение окружающей среды / А.С. Буракова // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 1(55). – С. 136-139.

3.                Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. / И.В. Комарова. – СПб.: КАРО, 2020. – 128 с.


Поделиться: