Поиск по сайту

ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЛЮБИ ПРИРОДУ, ИЗУЧАЙ, ПРИУМНОЖАЙ, ОБЕРЕГАЙ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Авторcтво: Петухова Екатерина Борисовна, Бондарева Росанна Альгирдо, воспитатели ГБДОУ детский сад № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга


       Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность [2].

       Представим паспорт эколого-образовательного проекта «Люби природу, изучай, приумножай, оберегай!» для детей старшего дошкольного возраста, реализованного в нашем деском саду.

Цель проекта: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

1.                формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;

2.                развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

3.                воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;

4.                приобщать к культуре поведения в природе;

5.                формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы.

6.                развивать определять возможные решения проблемы помощью взрослого, затем и самостоятельно.

В реализации долгосрочного познавательно-исследовательского, творческого проекта следующие образовательные

-                   здоровьесберегающие технологии, образовательные терренкуры;

-                   технология исследовательской деятельности;

-                   информационно-коммуникационные технологии

-                   Личностно-ориентированная технология;

-                   игровая ;

-                   ТРИЗ технология;

-                   кейс-технология;

-                   технология музейной педагогики, витртуальные экскурсии;

-                   технология «сторисек», буккроссинг;

-                   геокешинг.

Итоговые реализации проекта

·                   Итоговый тематический досуг совместно с родителями «Как прекрасен этот мир – посмотри!»

·                   Создание мультфильма «Морское путешествие» воспитанниками группы.

·                   Интерактивная экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»

Этапы проекта и содержание основных мероприятий

I. Целеполагание (сентябрь)

1. Выбор проекта, совместное и выдвижение гипотезы.

2. Организация отряда группы «Юнэк» (юные экологи)

3. Создания предметно – развивающей среды. В нашей группе и на прогулочной площадке были организованы экологические лаборатории: «Познавательно – исследовательская лаборатория», «Лаборатория огородных наук», «Художественно–творческая лаборатория», «Интеллектуально –игровая лаборатория», «Лаборатория по переработке мусора», «Метеостанция»

4. Оформление трех вопросов»: мы знаем? Что мы хотим узнать? Как можно это узнать?

5. Подборка художественной литературы для «сторисека» (мешка историй) для чтения и самостоятельного рассматривания, энциклопедии, журналы, подборка мультфильмов, аудиосказки.

6. Создание «Копилки детских вопросов» и оформление интервью «Дети говорят» на тему: «Сохраним природу – сохраним жизнь».

7. Анкетный опрос родителей на тему: «Что такое экологическая культура?».

II. Основной (октябрь – март)

1.                «Интеллектуально-игровая лаборатория»: дидактические игры экологического содержания. Сюжетно-образовательные развивающие спортивные игры (СОРСИ) «Соберем съедобные грибы и ягоды», «Совы и вороны», «Лесная сказка». Игровые обучающие ситуации «Жар-птица беседует с детьми о деревьях», «Человек Рассеянный знакомится с комнатными растениями». Интерактивная игра, с использованием программного обеспечения Mimio «Прогулка в осеннем лесу», «Друзья приходят на помощь». Фото–кейс «Правильно ли ведут себя дети в лесу?». Кейс – инцидент «Виновата ли тучка?». Проблемные ситуации «Новоселье ежика», «Запасы на зиму», «Вторая жизнь бумаги». Виртуальная экскурсия «Животные Красной книги Ленинградской области», «Бумажная фабрика Красного Села». Геокешинг –игра «Тайна пяти ключей», «Проделки Снежной Королевы». Викторина «Лесная братва».

Создание инерактивной энциклопедии «Какая птица самая большая, быстрая, маленькая и т.д.». Деловая интерактивная игра «Охотники» (показвает, что все в природе взаимосвязано). Цикл познавательных бесед с показом видеосюжетов «Кто такие волонтеры? Волонтеры – экологи: лесозащитники, экосанитары, защитники животных и растений. Апсайклинг – что это такое?» Фото – кейс «Хранители чистой воды». Создание мини – музея «Сокровища земли» (каменная коллекция). Видеоурок «Таинственное царство – лесное государство» Игры ТРИЗ «Фантазеры», «Волшебные картинки».

2. «Познавательно-исследовательская лаборатория»: опытно-экспериметальная деятельность «Как питаются растения?». «Воздух – невидимка», «Вода – свойства воды. Опыт «Куда делась вода?», «Почему не тонут корабли?», «Пар – это тоже вода?». «Защитные свойства снега». «Магнит» - познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.

3. «Художественно-творческая лаборатория»: оформление коллажа детских работ «У нас у всех одна планета, другой такой на свете нет!», «Мы за чистый город!» Сторисек по сказке К.Ушинского «Вершки и корешки», по сказке В.Сутеева «Палочка – выручалочка». Оформление и презентация отрядом «Юнэк» альбома с иллюстрациями, рисунками, коллажами «Птицы - наши друзья» для детей средней группы. Поход детскую библиотеку «Улыбка». Создание – самоделки с родителями истории».

4. Установка метеостанции на уличной площадке для проведения наблюдений в природе. Наблюдение за ветром, использование вертушек и флюгера , определение направления и силы ветра. «Термометр», знакомство с работой термометра. Наблюдения за народным барометром «Еловая веточка» – прибор для определения изменения погоды: если ветка опускается, значит, будет дождь или снег, если поднимается, будет ясно и солнечно. Прибор «Снегомер» – для наблюдения за снежным покровом, измерения глубины снежного покрова. Знакомство с профессией «метеоролог». Знакомство с народным барометром «Соломинка» – если в трубке (опущенной в воду) не видно воды и даже выходят воздушные пузырьки со дна баночки, то погода на следующие дни будет стоять ясная. Если же в трубочке вода поднимается выше уровня воды в баночке, то погода ухудшится.

5. «Лаборатория огородных наук»: создание мини-музея на участке детского сада «Осенние подарки, которые дарит нам природа» (овощи и фрукты) «Витамины на подоконнике» – посадка и выращивание лука различными способами (в землю, в воду, в пластиковой бутылке, в яичной скорлупе), наблюдения и их фиксация.

6. «Лаборатория по переработке мусора»: «Картина из мусорной корзины» – создание картины из бросового материала для оформления лаборатории. «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять» – изготовление экологических знаков, используя бросовый материал (пластиковые трубочки, крышки, фантики и т.д.). Совместно с родителями проведение «Апсайкл-фест» – фестиваль творческих идей «Новую жизнь старому хламу», создание шкатулки творческих идей.

7. С помощью родителей создание эмблем для лабораторий юных экологов. Конкурс на лучший флаг и девиз экологического отряда нашей группы «Юнэк». Гость родители воспитанника с мастер – классами для детей «Как сделать кормушку своими руками»; сотрудник приюта для бездомных животных «Надежда» с беседой «Мы в ответе за тех, кого приручили»; семья воспитанника с презентацией семейного опыта «Сделать мир чище в наших силах», что делает семья для сохранения природы и ее ресурсов, участие в акциях «РазДельный мусор»; детская киностудия Т» знакомство детей технологией создания .

8.Экологические акции «Береги энергию!», «Сдай батарейку – спаси ежика!», «Помогите птицам!», «Помоги бездомным животным!», «Раздельный мусор», «Бумажные города».

Создание и выпуск экологической газеты «Радуга» для родителей, в которой рассказывается о деятельности отряда «Юнэк» в детском саду. Фото публикации «Делимся идеей».

9. Сочинение которая ляжет основу создания мультфильма и мультфильтфильма.

III. Практический этап (апрель)

1. «Интеллектуально-игровая лаборатория»: сюжетно-ролевая игра «Морская экспедиция» Беседа «Загрязненные водоемы – экологическая беда». Квест – игра «По рекам и озерам» СОРСИ «Чистая земля, чистая река» Терренкур «Речка, реченька, река».

2. «Познавательно-исследовательская лаборатория»: Работа над созданием мультфильма: придумывание сопровождающих для озвучивания мультфильма (звук волн, шум ветра, крик чаек, с помощью каких предметов можно создать звуки).

3. «Художественно-творческая лаборатория»: работа над персонажей и мультфильма: лепка создание ширмы фона, названия титров мультфильма своими руками «Морское путешествие».

4. Подготовка оборудования для создания мультфильма своими руками «Морское путешествие». Покадровая съемка мультфильма с помощью фотоаппрата.

5. Экологический десант, проведение семейного терренкура в парке города Красное Село, с проведением акции «Очистка берега озера Безымянное от мусора и грязи».

IV. Итоговые мероприятия (май)

1. Воспитатель выполняет монтаж материала на с помощью Windows Movie , озвучивание мультфильма.

2. Проведение межгрупповой интерактивной игры-викторины по экологии «Что? Где? Когда?».

3. Итоговый досуг совместно родителями «Как прекрасен этот мир – посмотри!».

4. Презентация фильма для родителей и детей нашего детского сада, сделанного группы, «Морское путешествие».

Выводы. Встречи интересными людьми, проведение экологических акций, создание мультфильма своими руками, совместная деятельность с родителями всегда вызывает детей положительные эмоции, радостное удивление и желание познавать окружающий мир.

Проект «Люби природу, изучай, приумножай, оберегай!» предоставил каждому ребенку возможность получать новую интересную познавательную информацию, сопереживать и проявлять активность в решении экологических проблем, сформировать универсальные предпосылки исследовательской деятельности.

Подводя итоги проекта можно сказать о результатах, которые были достигнуты:

Ø    развитие интегративных личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастности к общему делу, ответственности, уважения друг к другу,умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, проявление эмоциональной отзывчивости, развитие коммуникативных навыков;

Ø    овладение современными техниками исследовательской деятельности, и возможности проявить свои индивидуальные творческие способности.

 

Литература

1.                Казакова, Р.Г. Смотрим рисуем мультфильмы. Методическое пособие / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. – ТЦ Сфера, 2018.

2.                Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2019.

3.                Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду / С.Н. Николаева. – М., Мозаика Синтез, 2010.


Поделиться: