Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


Авторcтво: Мишнёва Наталья Леонидовна, директор, Савчук Александра Владимировна, заведующий учебным отделом ГБОУ ДО РК «Эколого-биологический центр», г. Симферополь


      В наше время остро встает проблема всеобщего экологического образования и воспитания. С методологической точки зрения экологическое воспитание должно занимать лидирующее положение среди других образовательных областей. Именно экологическое воспитание является в настоящий момент наиболее своевременным.

      К проблемам и трудностям в экологическом образовании и воспитании относится и тот факт, что в подавляющем большинстве им занимаются педагоги-энтузиасты. Чтобы изменить ситуацию, необходимо внедрение в педагогический процесс образовательных организаций активных технологий, в том числе проектных, игровых, тренинговых, которые позволяют существенно повысить эффективность экологического воспитания как составной части всей системы работы образовательной организации по воспитанию и социализации подрастающего поколения [1, 3].

      В Республике Крым природоохранные проекты, акции, конкурсы, турниры представляют собой единую систему массовых мероприятий, учитывающую разновозрастные и межпредметные интересы учащихся, и ориентируются, прежде всего, на обеспечение самореализации и профессиональной ориентации школьников на основе интеграции общего и дополнительного образования.

     Организатором мероприятий является Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым. Непосредственное проведение мероприятий возлагается на Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Эколого-биологический центр» (далее – ГБОУ ДО РК «Эколого-биологический центр»).

     Все предлагаемые мероприятия реализуются в рамках Единого календаря массовых и методических мероприятий Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования Республики Крым с учащимися, педагогическими и руководящими работниками по вопросам воспитания и дополнительного образования детей.

      Одним из таких мероприятий является Республиканский форум лидеров детского экологического движения, проводимый ежегодно в Республике Крым. Республиканский форум лидеров детского экологического движения Республики Крым (далее – Форум) проводится с целью активизации участия учащихся в практической природоохранной деятельности, формирования экологической культуры учащихся и направлен на решение следующих задач:

-                   развитие сети экологических объединений учащихся Республики Крым;

-                   активизация детского экологического движения в Республике Крым, объединяющего детей и подростков, как действенной формы экологического воспитания молодёжи, развития у подростков чувства причастности к решению экологических проблем своей территории;

-                   оказание методической поддержки детским экологическим коллективам (объединениям, клубам, организациям) посредством внедрения в практику современных методик организации экологических акций и компаний, эколого-просветительской деятельности;

-                   выявление и поощрение учащихся, имеющих экологические и лидерские знания, навыки, способности и активно участвующих в природоохранной работе;

-                   активизация деятельности образовательных учреждений сферы дополнительного образования по воспитанию у детей и подростков гражданской ответственности за сохранение окружающей среды;

-                   обобщение опыта работы образовательных организаций общего среднего и дополнительного образования в области эколого-натуралистической деятельности в Республике Крым.

Участниками Форума являются экологические отряды образовательных организаций общего и дополнительного образования муниципальных образований Республики Крым в составе 1-го руководителя и 4-х учащихся 8 – 10 классов из числа лидеров экологического отряда, имеющих опыт участия в его деятельности не менее одного года.

Программа Форума включает в себя:

-     торжественное открытие (подготовка презентационных и видеоматериалов по реализации экологического воспитания и обучения в Республике Крым; приветствие команд; подготовка атрибутики Форума, пакетов стартовых материалов, программы);

-     организацию выставки, посвященной истории юннатского движения в Крыму (оформление выставочных экспозиций);

-     работу творческих площадок Школы экологического актива;

-     республиканский методический семинар для педагогов;

-     культурно-массовые и вечерние мероприятия.

      В течение трёх дней Форума участники детского экологического движения презентовали свою практическую работу по организации природоохранных акций и мероприятий. Для участников Форума была организована работа выставки отчетных материалов, эмблем и визиток экологических отрядов.

      Во второй день Форума все команды вместе со своими руководителями приняли участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации».

      После утренней экопробежки активно работали творческие площадки Школы экологического актива. Приглашённые эксперты провели для юных волонтёров-экологов мастер классы «Мультимедийные технологии в экологическом просвещении», «Социальные сети как информационный ресурс для развития экодвижения», «Социальные проекты как инструмент развития волонтерского движения», «Заголовок и лид как основные составляющие информационного материала».

      Педагоги работали на методической площадке по вопросам организации практических природоохранных мероприятий и проектов.

      Во время вечерней интеллектуальной игры «Экострайк» участники смогли продемонстрировать свои теоретические знания основ биологии и экологии.

      В ходе торжественного закрытия состоялось награждение всех участников Форума. Командам были вручены дипломы участников, кубки и подарки.

      Таким образом, участие учащихся Республики Крым в этом и других мероприятиях экологического направления способствует формированию у них целостного восприятия современных экологических проблем, сознательному пониманию процессов, происходящих в природе в результате человеческой деятельности, привлечению учащихся к природоохранной, эколого-натуралистической, научно-исследовательской, проектной деятельности.

 

Литература

1.                Горбатюк, Н.В. Основы экологии. Учебное пособие / Н.В. Горбатюк, В.М. Горбатюк. – Симферополь: СОНАТ, 2011. – 328 с.

2.                Доклад «О состоянии и охране окружающей среды на территории Республики Крым в 2017 году». – Омск: Тип. «Стивэс» (ИП Лаврив С.И.), 2018. – 548 с.: табл, ил.

3.                Сборник методических материалов по формированию экологической культуры учащихся. – Симферополь, ГБОУ ДО РК «Эколого-биологический центр», 2017. – 252 с.


Поделиться: