Поиск по сайту

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИВЫЧЕК У ОБУЧАЮЩИХСЯ


Авторcтво: Майорова Наталия Николаевна, воспитатель, Набока Дарья Сергеевна, воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад № 33 Красносельского района Санкт-Петербурга


      Зеленая планета – это не просто метафора, это желаемая реальность и вызов, с которым сталкивается человечество. Растущие мировые проблемы в области экологии, глобальное потепление, загрязнение воздуха, уменьшение числа животных в естественной среде обитания и многие другие вызовы – всё это требует срочных действий на уровне государств, сообщества и личной ответственности каждого человека. В связи с этим, организация экологического образования и просвещения детей и подростков стала важным инструментом в борьбе за сохранение природы и здоровья человека [3].

      Проще всего начать с окружения, которое создают взрослые – родители, учителя, администрация в школах. Если взрослые точно знают, что нужно делать, чтобы сохранить нашу Землю, и сами следуют этим знаниям, значит, детям будет легче начать осваивать эту тему.

      Родители – первые образцы для детей, их пример действует более мощно, чем убеждения. Забыв об этом, мы можем убить желание у детей узнать больше о причинах, по которым нужно беречь природу. Поэтому важно семейное воспитание. Родителям, желающим, чтобы их ребенок легче социализировался в этой жизни, нужно учить его задумываться о своих поступках с точки зрения возможных последствий для чистоты окружающей среды, сохранения разнообразия природы, здоровья (своего и окружающих людей [1].

     В детских садах и школах также необходима система экологического образования, которая будет всесторонне обучать детей основам экологии и окружающей среды. Также нужно создать условия для экологических экскурсий, соревнований, проведения устных журналов и других природо-центрированных мероприятий. В этом случае, дети будут более заинтересованы и понимать, насколько это важно.

     Главная цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. То есть у ребенка должно сформироваться правильное отношение к природе, которая его окружает, к себе, к людям как части природы. Необходимо учить детей с детства уважению к окружающей среде, мотивировать их к ответственности за свои действия и дать им инструменты для конструктивного взаимодействия с окружающей средой. В этом процессе следует рассказывать ребятам о том, какие экологические проблемы существуют, как они возникают и как их можно избежать или уменьшить [2].

      Система экологического образования в школах предполагает комплексную работу с детьми и подростками, направленную на развитие их экологической культуры и уважения к окружающей среде. В рамках этой системы школьники получают знания о природе, экосистемах, растительном и животном мире, а также осваивают навыки экологического поведения и использования природных ресурсов [4, 5].

     Важным результатом экологического образования детей и подростков являются экологические привычки, которые помогут задуматься, всегда ли правильно они поступают по отношению к природе и людям, и сделать первые шаги в создании нашего общего экологичного мира, в котором:

-  воспитывают свою волю, чтобы ограничивать свои желания, которые могут навредить окружающим и природе;

-  согласовывают свои действия по сохранению общего для всех людей богатства – природного и культурного наследия;

-  изучают местные экологические традиции и культуру;

-  не оставляют следов своего пребывания в природе;

-  бережно расходуют пресную ресурсы (воду, электроэнергию);

-  соблюдают меру в покупках [1].

Первый этап системы экологического образования – это формирование экологической грамотности у детей и подростков. В различных видах деятельности, в рамках занятий или уроков биологии, географии и других предметов дошкольники и школьники знакомятся с экологическими проблемами, учатся анализировать их и вырабатывать практические решения. Они учатся понимать взаимосвязь между человеком и природой, их взаимодействие и воздействие друг на друга.

      Второй этап системы – это выработка экологической ответственности у детей и подростков. В рамках кружков, экскурсий, экспедиций, олимпиад и конкурсов дети и подростки на практике могут проверить свои знания и навыки взаимодействия с окружающей средой. Им предоставляется возможность участвовать в экологических проектах и мероприятиях, способствующих сохранению и улучшению окружающей среды.

      Например, в детском саду проводятся «Маршруты выходного дня». В которых можно выехать на особо охраняемые природные территории, получить знания о природе, покормить птиц, убрать мусор или понаблюдать за направлением ветра. Такие поездки преследуют не только экологический характер, но и укрепляют взаимоотношения детей и взрослых.  Кроме того, в школах проводятся экологические каникулы, которые позволяют учащимся полностью окунуться в тему экологии и обогатить свой опыт знаниями о природе. В рамках каникул школьники знакомятся с биологическими и геологическими особенностями местности, проводят экологические эксперименты и исследования.

      В целом, система экологического образования в садах и школах – это важная составляющая текущей образовательной системы, которая позволяет формировать у детей и подростков уважение к природе и экологической ответственности. Школьники, осознавая важность сохранения природных ресурсов, станут более зрелыми гражданами и смогут принимать правильные решения в интересах будущего нашей планеты.

      Экологические кружки и лагеря становятся популярнее и предлагают уникальный опыт обучения детей окружающей среде. Они включают в себя эксперименты, изучение флоры и фауны, работу над сохранением экосистем. В таких занятиях воспитывается забота о жизни в природе и уважительное отношение к ее величественности. Все мы знаем, что планета земля страдает от загрязнения и отрицательного воздействия человека на природу. Поэтому дети совместно с родителями могут участвовать в экологических проектах, непосредственно связанных с защитой окружающей среды. Это может быть участие в благоустройстве территории, сбор и переработка домашнего мусора, высадка деревьев и многое другое. Но мы также можем сказать, что в последние годы широкая общественность в целом проявляет все большее желание изучать экологические аспекты нашего повседневного образа жизни и искать пути их улучшения.

      Одной из таких известных и актуальных идей стали просветительские лекции волонтеров для дошкольников и школьников, а также экологические кружки. Поскольку использование одноразовых стаканчиков из пластика или бумаги ведет к негативному влиянию на окружающую природу, а также к ресурсной невыгоде, использование многоразовых экологических кружек, которые можно наполнить любимым напитком в любом заведении, стало популярной тенденцией.

       Похожий тренд наблюдается и в организации лагерей. С каждым годом все больше и больше детей и их родителей проявляют интерес к здоровому образу жизни, к активному отдыху, и, конечно же, к экологически чистому воспитанию. Организация экологических лагерей – это одно из многочисленных направлений, которые стали популярными в последнее время.

       Такие лагеря, как правило, проводятся в окружении чистой природы, где дети могут научиться уважать и беречь окружающую среду, жить в гармонии с ней, а также пользоваться естественными ресурсами со скрытым их ущербом. Организаторы и воспитатели лагерей разрабатывают программы экологической направленности, которые включают в себя выполнение заданий по сбору мусора, организации раздельного сбора, изучение растительного и животного мира, об активной и здоровой жизни в природе.

       Экологические кружки и лагеря, несомненно, являются позитивными идеями, которые поддерживают наше здоровье и защищают окружающую среду. Для их развития нужно привлекать все большее количество природоохранных организаций и учреждений, которые могут оказывать поддержку в продвижении их идей. Надеемся, что экологические лагеря и кружки со временем станут достаточно доступными и будут использоваться всеми людьми из всех социальных категорий, чтобы воспитать новое поколение, которое будет выполнять свои обязательства перед нашей природой.

      Важным элементом экологического образования являются книги и журналы на тему природы и экологии. Такие издания помогают детям лучше понимать окружающую среду, ее принципы и законы. Современные технологии могут также сыграть важную роль, такие как компьютерные игры и веб-ресурсы, которые смогут организовать проведение различных учебных занятий или экскурсии. Важно учить детей правильному отношению к окружающей природе и заботе о ней. Книги, журналы и прочие печатные издания становятся ценным источником знаний в этой области, которые помогают ребенку понимать экологические проблемы, их причины и последствия, а также методы и приемы, которые позволяют им быть активными участниками решения этих проблем.

      Книги и журналы о природе, технологиях, здоровье и других смежных темах помогают детям понять, что окружающая природа не только красива и интересна, но и нуждается в заботе и охране. Они учат ребят, как правильно использовать ресурсы природы, как защищать животных, птиц и растения от исчезновения, как уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу и многое другое. Книги и журналы могут быть также использованы педагогами в качестве учебного материала на уроках экологии. Они помогут детям лучше понять материал и научиться применять его на практике.

      Воспитание экологического сознания у детей через книги, журналы и другие печатные издания является чрезвычайно важным направлением в образовании с целью сохранения и охраны природного мира и нашего здоровья.

      Одной из практик экологического образования и просвещения детей и подростков является использование игр и различных видеоматериалов, которые позволяют детям в интересной форме познакомиться с темой. Кроме того, музеи естественной истории и парки являются отличным местом для проведения экскурсий, где можно не только узнать о мире природы, но и научиться уважительному отношению к ней.

      Важным элементом экологического образования является также участие в экологических проектах, непосредственно связанных с защитой окружающей среды. Это может быть участие в благоустройстве территории, сбор и переработка домашнего мусора, высадка деревьев и многое другое. Такие проекты помогают детям осознать важность защиты природы и демонстрируют, что каждый человек может внести свой вклад в улучшение экологической обстановки.

      Наконец, необходимо создать условия для формирования правильных экологических привычек у детей. Это может быть посредством привития здоровых привычек в обращении с природными ресурсами, установки стандартов на своей территории и в своей семье, осуществление сертификации и оценки экологической безопасности товаров и услуг.

      Современному человеку необходимо заботиться не только о собственном благополучии, но и о будущем нашей планеты. Экологическое образование и просвещение детей и подростков является самым важным шагом в этом направлении. Каждый должен осознать свою значимость в защите окружающей среды и сотрудничать в этом вопросе, чтобы создать более зеленую и здоровую планету для нас и будущих поколений.

Литература

1.                Дзятковская, Е.Н. Мои экологические привычки / Е.Н. Дзятковская. – Иркутск: Издательство Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2014. – 31 с.

2.                Ермакова, И.В. Экологическое образование детей в условиях современной школы / И.В. Ермакова, Ю.А. Маслова. – Москва: Академия, 2019.

3.                Конюхов, В.В. Природа и техника: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.В. Конюхов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018.

4.                Пашкова, Г.К. Экологическое образование в школе / Г.К. Пашкова. – СПб.: Издательство «Речь», 2017.

5.                Скибин, А.В. Экологическое образование детей и подростков: теория и практика / А.В. Скибин. – М.: Просвещение, 2015.

Яковлева, Н.В. Экологическое воспитание и образование детей и подростков / Н.В. Яковлева. – М.: Астрель, 2019

Поделиться: