Поиск по сайту

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ


Авторcтво: Калашникова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга


Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все,

что он может, как прекрасна, была бы Земля наша.

А.П. Чехов

         Экологическая проблема – одна из важнейших глобальных проблем человечества. Вот почему перед современными педагогами дополнительного образования стоит острая задача повышения уровня экологического образования и воспитания учащихся. Каждый выпускник школы должен обладать экологическим мышлением, экологической культурой и чувством ответственности за состояние окружающей среды.

         Природа оказывает важное влияние на формирование личности, а также умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут школьники, зависит от нас – взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства.

         В образовательных учреждениях реализуются разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний: занятия, беседы, знакомство с произведениями художественной литературы и др. Однако наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры школьника можно добиться благодаря использованию метода проектов.

         В российском образовании существует определенный опыт внедрения проектной деятельности, разработана классификация, имеются примеры эффективного применения метода проекта [5, с. 253]. Метод проектов относится к личностно ориентированным технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно-деятельности подход. Кроме того, метод проектного обучения является здоровьесберегающей технологией в силу того, что не имеет ничего общего с насильственными методами обучения, так как здесь предполагается творческое самовыражение личности, а там, где творчество, там нет места насилию. Проектная деятельность обеспечивает учащимся самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы [4, с. 7].

         Трудно представить работу современного учителя без использования проектной деятельности в своей работе. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со школьниками в среднем и старшем звене. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, а также стремлением к совместной деятельности.

          Каждый современный учитель должен обеспечить системно-деятельностный подход в рамках требований ФГОС, а каждый выпускник   обязан написать и защитить итоговый проект [4, с. 4]. Алгоритм выполнения проекта включает в себя три этапа: поисковый, или собственно проектировочный, технологический, или этап реализации проекта, и заключительный – презентация и практическое использование продукта.

          Начинается работа с личностного осознания учащимися выбранной проблемы, определения ее актуальности. Учащиеся самостоятельно (или с помощью учителя) формулируют цель и задачи проекта, планируют результат, определяют образ будущего продукта. На этом этапе учитель может скорректировать цели и задачи, поставленные учеником, помогает определиться с продуктом.

          В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности старшеклассников и педагогов. В процессе совместной деятельности педагогов и детей можно решить не только образовательные задачи по предмету, но и вопросы экологического воспитания. В школе можно предложить провести исследование на экологическую тему, например, «Влияние комнатных растений в классе на самочувствие ученика». Основной целью данного проекта является обогащение и систематизация знаний школьника о комнатных растениях, правилах ухода за ними, а также определения влияния их на самочувствие ребенка в школе. Данная тема будет актуальна для любителей растений. Тем, кто увлекаются историей и правом, можно предложить выделить особенности экологического законодательства в разные периоды развития нашей страны. Также школьникам предлагается рассматривать темы, которые актуальны и важны: полезная информация о ЗОЖ, информация об исчезающих видах растений и животных, информация об экологических катастрофах и их последствиях. В результате исследования итоговым продуктом школьника может быть сказка или рассказ с рисунками на экологическую тему. Можно разработать свой экологический календарь, или рекомендации, которые оформляют в виде памятки или брошюры.

        Подготовка к экологическим мероприятиям, или классному часу по экологии развивают творческие способности учащихся, выявляют их интересы. Подготовка к классному часу, праздникам, выпуск стенгазет включают в себя такой момент, как изготовление костюмов, декораций, рисование, написание текстов. Данные проекты предусматривают поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлены на углубление знаний об окружающей среде. Проект позволяет объединить вместе теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.

        Применение проектов позволяет не только сформировать экологическую культуру, но и дает уникальную возможность формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение школьников ко всему окружающему миру в целом.

        Таким образом, необходимо внедрять в образовательное пространство проекты с экологической направленностью, что позволит помочь формированию экологической культуры будущего выпускника.

 

Литература

1. Литвинова, Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Изд-во «5 за знания», 2007. – 208 с.

2.                Грехова, Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М.: Илекса; СПб., 2000.

3.                Никитина, Б.А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только / Б. А. Никитина. – СПб., 2006.

4.                Роготнева, А.В. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС / А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова. - Москва., 2018. – 119 с.

5.                Попова, Т.А. Проектная деятельность в образовательном пространстве / Т.А. Попова // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020. – № 3 (836). – С. 252-262.

 


Поделиться: