Поиск по сайту

ПРОЕКТЫ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА


Авторcтво: Богодаева Александра Анатольевна, старший воспитатель, Набиева Лутвия Фердинандовна, воспитатель, Дубкова Светлана Викторовна, педагог-организатор ГБДОУ детский сад № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга


       Формирование основ экологической культуры, экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания в XXI веке, которая находит отражения во многих стратегических документах. Экологическая культура обучающихся является интегральным результатом непрерывного экологическое образования, последовательно и преемственно осуществляемого на всех уровнях общего образования, начиная с дошкольного.

       Основной результат модернизации образования заключается в повышении уровня образованности обучающихся, обеспечение их готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем в условиях современного общества, развития детей, в том числе в соответствии со спецификой дошкольного возраста. Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и, если учитывается интерес ребенка к природным явлениям [2].

       Достижения в общении с природой сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» [3].

       На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Внедрение технологии проектирования в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена, в частности, в пункте 3.2.5. ФГОС ДО: поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста [3].

      Метод проектов разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи во второй половине XIX века. Его концепция заключалась в том, что обучение должно строиться на активной основе, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом восхождения от частного к общему.

       Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги дошкольного учреждения, а также родители воспитанников. Родители могут быть не только источниками информации, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В своей работе в ДОУ, совместно с родителями, специалистами детского сада и социальными партнерами реализуются следующие различные проекты, направленные на экологическое образование и просвещение дошкольников и их родителей. Проект «Сдай батарейку – помоги Ёжику». Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Основной задачей проекта является изучение проблемы «Вред, наносимый природе неправильной утилизацией батареек», доведение до сведения взрослых, участвующих в проекте, нахождение решения данной проблемы. Проведение социологического опроса родителей на тему «Сколько накапливается батареек дома за полгода и куда их выбрасывают?» показало, что за полгода дома накапливается от 8 до 20 батареек, 65% опрошенных родителей не пользуются специальными контейнерами, а выбрасывают их с обычным мусором. В результате был проведен круглый стол для родителей с участием детей на тему «Опасность тяжелых материалов». Далее родителями были установлены «контейнеры» для сбора батареек (необычно оформленные пластиковые бутылки), которые после заполнения с специально отведенном помещении увозились в пункты сбора использованных батареек. В ходе проекта воспитателями использовались разные формы работы с детьми: проведение бесед с детьми «Человек и природа», «Для чего нужна батарейка», оформление вместе с детьми плаката «Сдай батарейку и спаси Ёжика», в котором отмечалось, сколько «ёжиков» спасли пропорционально сданным батарейкам, создание и просмотр видеоролика «В одном лесу жил ёжик…»

        »Экологический проект «Покормите птиц зимой, целью которого является воспитания у детей заботливого отношения к птицам, желания помогать нашим крылатым друзьям в трудных зимних условиях. В рамках работы над проектом были организованы мероприятия:

·                   фотовыставка «Мы заботимся о птицах»;

·                   акция «С каждого по зёрнышку» (сбор корма для птиц);

·                   экологическая акция «Птичья столовая»;

·                   акция «Кормушка в подарок» (сотрудничество со школой);

·                   детский конкурс чтения стихотворений «Птицы зимой»;

·                   видеофильм «Покормите птиц зимой!»;

·                   весенняя акция «Подари пернатым дом!» (скворечники).

       Проект «Помоги бездомным животным». 16 августа отмечается Международный день защиты бездомных животных. Защиты требуют не только редкие и охраняемые виды животных, но и те, кто рядом. На улицах города можно встретить собак и кошек. Собаки, когда сбиваются в стаи, становятся опасными для людей. Бродячие кошки могут переносить различные болезни, обитая в подвалах домов. Но, самое страшное, что бродячие животные вызывают у большинства людей безразличие. Очень редко их кормят, еще реже их берут домой. И очень мало кто задумывается о причинах их появления, и том, что ждет таких несчастных животных. Таким образом, возникает проблема по оказанию помощи бездомным животным.

       Построить приют – это дело взрослых, а призвать взрослых к доброте, сочувствию и личной ответственности могут и дети. Выезд в «Приют животных», к друзьям меньшим с большим количеством корма, стал для детей настоящим праздником. Одна семья приютила собаку. Данный проект вдохновил педагогов, детей и родителей на создание видеофильма с призывом оказании помощи бездомным животным.

       Семейный экологический проект «Подари вторую жизнь коробке из-под сока». Исследуя данную тему, поднималась проблема загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и был сделан вывод, что решить эту проблему может каждая семья. А для этого нужно применить свою фантазию и изготовить из упаковок неповторимые предметы, которые могут принести пользу, украсить дом, стать хорошим подарком или игрушкой. Результатом семейного экологического проекта стали поделки. Давая «вторую жизнь» этим предметам, люди не только экономят деньги, но и сохраняют природу! Изготовленные поделки из упаковок могут принести не только радость своим близким, но и сэкономить семейный бюджет. Самой интересной, оригинальной и нужной поделкой стала «Ваза (кашпо)» для посадки семян.

Экологический проект «Украсим Землю цветами». Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к действительности – главная задача проекта. Экспериментальным путем дети, вместе с педагогами выяснили, как из семян появляется растение. Выставка детских рисунков «От семени к ростку» подтвердила осознанность представлений детей по данному вопросу. Также прошла встреча с интересными людьми – дворником детского сада, которая провела мастер-класс по оформлению клумбы.

Творческий конкурс под названием «Чудо-эко сумочка для маминых помощников» вызвал большой интерес и эмоциональный отклик, как у детей, так и у родителей. Данный конкурс призывал использовать многоразовые сумки и авоськи вместо полиэтиленовых пакетов, которые наносят огромный вред нашей планете Земля. На конкурс были представлены сумочки, авоськи, созданные из самых разных материалов: ткани, бумаги, пряжи, бросового материала, в оригинальных технологиях.

Изучение проблемы загрязнение окружающей среды через игры, экспериментирование также повлияло на развитие умения детей смотреть на бросовый материал по-новому. В результате мастер-классов, практикумов воспитанники вместе с педагогами, родителями создали несколько театральных костюмов из бросового материала, в которых успешно выступили на премьере своего спектакля «Экологическая сказка о Буратино и его друзьях».

Итоговым мероприятием по данному проекту стала занимательная игра «Что? Где? Когда?», посвященная вопросам охраны природы. Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней мы обобщили и закрепили в форме проведения экологической игры-викторины.

В летний период на территории детского сада был организован экологический квест «Знатоки природы». Дети действуют в условиях естественной природной среды. Изюминка такой игры состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. На остановке «Природоохранные знаки» - участники получают задание придумать и нарисовать предупреждающие знаки, которые можно было бы установить в парке, у озера, на улицах города.

Очень понравилась детям остановка «Чистый водоём», на которой участники игры, вооружившись сачками и перчатками, очищают водоём (надувной бассейн) от пластиковых бутылок, бумаги. Собранный мусор дети сортируют в специальные контейнеры для раздельного сбора мусора (пластик, бумага).

Экологическая акция «Бумажный город» по сбору макулатуры объединила воспитанников и их родителей общей идей – сохранить как можно больше деревьев. Социальные партнеры сотрудники «Экологической кампании» достойно оценили старания и подарили воспитанникам детского сада книгу, созданную из переработанной бумаги. В рамках данной акции состоялась виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод, на котором происходит   процесс переработки основных видов отходов.

Проектная экологическая деятельность и включенные в него интерактивные формы работы с детьми, позволили изменить стиль работы с дошкольниками, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

 

Литература

1.                Машкова, С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. ФГОС. / С.В. Машкова, Г.Н. Суздалева, Л.А. Егорова. - Изд-во: «Учитель», 2015.

2.                Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012.

3.                Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Редакция от 17 февраля 2023 г.). URL: https://docs.yandex.ru/docs/

4.                Трубайчук, Л.В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании / Л.В. Трубайчук. – М.: Книжная палата, 2013.


Поделиться: