Поиск по сайту

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ


Авторcтво: Блосфельдт Евдокия Леонидовна, учитель английского языка ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


       В настоящее время, в период перехода к информационному обществу и период интенсивного внедрения цифровых технологий, каждому человеку важно уметь правильно ориентироваться в потоке получаемой им информации, уметь её структурировать, «пропускать» через себя и отсеивать второстепенное, выделяя главное. Учиться этому нужно и, даже необходимо, уже с младшего школьного возраста. Формирование данного навыка поможет ученику в школьные годы и в дальнейшем, когда объем информации будет возрастать по мере его взросления.

      Для того, чтобы дети не теряли познавательную мотивацию учителю важно понимать с какой аудиторией (категорией) детей он работает и каким образом ему стоит преподносить информацию детям. Грамотно составленный психологический портрет школьника/школьников или параллели, с которой работает учитель, понимание психологических особенностей детей разного школьного возраста позволит верно, и эффективно выстроить образовательный процесс.

      Следует обратить внимание на психологические особенности учащихся данного возраста:

1) продолжение физического и психофизиологического развития ребенка, которое обеспечивает процесс систематического обучения в школе;

2) развитие и усовершенствование работы головного мозга и центральной нервной системы;

3) нестабильность и неустойчивость умственной деятельности и работоспособности, повышенная утомляемость;

4) нервно-психическая чувствительность и уязвимость ребенка;

5) сложности с длительной концентрацией внимания, эмоциональная нестабильность;

6) развитие познавательных потребностей;

7) развитие абстрактно-логического мышления;

8) происходит тренировка способности к произвольной, т.е. осознанной регуляции поведения [1, 2].

       Особое внимание заслуживает процесс восприятия младших школьников. На начальном этапе оно отличается малой дифференцированностью (дети часто совершают ошибки при восприятии похожих объектов). Младшие школьники могут путать похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R, b и d, t и f). Хотя они могут и внимательно стараться смотреть на предметы и рисунки, ими выделяются, так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, заметные свойства – в основном, цвет, форма и размер.

       Еще одна важная особенность восприятия младших школьников – оно напрямую связано с практической деятельностью. То есть важно что-то делать с предметом изучения, что-то менять в нём, производить какие-либо манипуляции, трогать его. Также необходимым компонентом эффективного восприятия является эмоциональная вовлеченность учащихся. В процессе обучения происходит перестройка восприятия: от случайных деталей, привлекающих детей на первых этапах развития процесса восприятия, до целенаправленной и управляемой специфической деятельности, развития высокой степени диффернцированности восприятия и его анализу, что характерно для организованного наблюдения.

      Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Этой психической функцией также нельзя пренебрегать, так как без нее процесс обучения невозможен. Известно, что младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом всего 10-20 минут, в то время как перед учителем стоит задача удерживать внимание детей к учебному материалу более длительное время. Важно отметить, что у младших школьников в большей степени развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.

      Помимо психологических параметров, учитель должен понимать, как происходит и сам процесс запоминания материала у детей в начальной школе. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование процессов: прочитывание и пересказ. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины). Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Для запоминания такого материала младший школьник должен понимать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, являющегося одним из активных методов обучения. Стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку активизирует процессы памяти и позволяет быстро применить полученные знания. Продуктивность запоминания повышает также осмысление запоминаемого материала.

     Говоря о комфорте учеников в процессе обучения помимо психологических особенностей учителю нужно стимулировать их к продолжению обучения, сохранять и повышать их учебную мотивацию, без которой эффективность обучения невозможна. Для этого важно понимать, как у детей данного возраста оно появляется. Ребенку вначале интересен сам процесс учебной деятельности, он может не осознавать ее значение. Позже возникает интерес к результатам своего труда и только потом появляется интерес к приобретению знаний, в том числе самостоятельному. Этот процесс связан с переживанием школьниками чувства радости и удовлетворения от своих достижений, подкрепляется оно одобрением, вниманием учителя, который замечает каждый, даже самый незначительный успех. Младшие школьники всегда испытывают особенное чувство гордости, особый подъём сил, когда педагог отмечает их старания и результаты [1,2].

     Таким образом, учитывая все вышесказанные отличительные черты данной возрастной группы, в рамках каждого учебного занятия можно использовать разные методы и приемы обучения. Правильный выбор и сочетание традиционных и нетрадиционных форм организации урока, чередование режимов и видов работы, демократический стиль педагогического общения являются необходимыми условиями для сохранения и улучшения здоровья, в том числе психологического, в процессе обучения английскому языку.

     Для создания благоприятной атмосферы и реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе в рамках каждого из аспектов можно подобрать интересный метод воздействия на детей. Произносительные навыки: считалки, рифмовки, песни, фонетические игры, фонетической зарядки; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др. Лексические и грамматические навыки: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой. Речевые умения: анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование. Применение игрового и интерактивного методов обучения совместно дает массу преимуществ и возможностей для всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители и учитель). Это один из лучших способов организации активного общения на уроке.

       Во-первых, стоит отметить, что онлайн ресурсы и «интерактив» все больше и больше проникают в структуру урока, тем самым привнося в уже известную игровую технологию новые краски. Дети с удовольствием изучают и пользуются новыми приложениями, играми и сервисами, они легко к ним привыкают и не чувствуют скуки на уроке, сохраняя мотивацию к обучению. Яркие образы, формы, размеры и «необычность» играют здесь ключевую роль.

       Во-вторых, в таких условиях тема здоровьесбережения становится все актуальнее. Сейчас учителя могут не только намного интереснее ее преподнести детям, но и сделать акцент, на этой теме используя различные сервисы, «вплетая» её в различные этапы урока и учебный процесс в целом, тем самым создавая собственную, подходящую для конкретных занятий здоровьесберегающую систему.

Важным моментом остается рациональная организация учебного процесса: соответствие теоретической и практической части урока возрастным особенностям детей, включение необходимого, специально организованного двигательного режима в структуру занятия – это компоненты, создающие максимально возможные условия для сохранения и развития эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья ребенка. В большинстве случаев используемые мной интерактивные задания включают в себя или «подводят» детей к теме здоровьясбережения.

Цифровые образовательные ресурсы (сервисы), используемые в работе для здоровьесбережения:

1.                 Колесо фортуны – универсальный сервис, которым можно пользоваться на различных этапах урока. Более того, часто использую этот сервис как зрительную гимнастику для глаз (для снижения напряжения).

2.                 Интерактивная игра «Экосказка» – озвученная сказка по теме сохранения окружающей среды. На слайде представлен один из слайдов с сюжетом. Может быть дополнена интерактивными вопросами.

3.                 Гимнастика для глаз, упражнения для осанки, мышц спины и рук, динамические позы.

4.                 Таблица Шульте, упражнения для скорочтения, развивает внимание и периферийное зрение.

Используемые на уроке упражнения для снятия эмоционального напряжения можно разделить на следующие группы:

·                   Упражнения, формирующие уважительные отношения между учащимися в группе: познакомиться, узнать цели и задачи каждого при работе в группе, создать атмосферу доверия, развивать внимание, мотивировать на дальнейшее совместное обучение

·                   Упражнения на сплочение: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, вырабатывают чувство коллективизма, создают условия для чувства эмоциональной поддержки, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды

·                   Упражнения, развивающие способность к пониманию партнера: позволяют узнать особенности других людей, научиться понимать эмоциональное состояние, научиться владеть средствами вербального и невербального общения

·                   Упражнения, развивающие коммуникативные навыки: позволяет преодолеть барьеры в общении, развивать навыки публичных выступлений, навыки выражения и аргументирования собственного мнения

·                   Упражнения, позволяющие формировать рефлексивные навыки.

Ниже приведены примеры таких упражнений для уроков английского языка (табл. 1).

Таблица 1

Примеры упражнений для снятия эмоционального напряжения учащихся на уроках английского языка

1.                 It was yesterday…

Парная работа: учащиеся в 3-4 предложениях рассказывают о своем вчерашнем дне, далее обменявшись собеседниками, им необходимо пересказать услышанное.

2.                 Who is who …

Упражнение на сопоставление понятий (черт характера, форм поведения) и их определений. Позволяет обратиться к анализу поведенческих реакций, самоанализу характера.

3.                 Flashcards

Большое количество вариантов работы, как в паре, так и команде: составить слова из произнесенных учителем букв/ звуков. Найти себе пару среду учеников – найти пару для своей карточки (по аналогии с игрой I have/ Who has).

4.                 Intonations

На карточках обозначены различные эмоциональные состояния. Дается фраза, которую нужно произнести с учетом указанного настроения. Можно дополнить задание – нужно угадать какое состояние попытался изобразить ученик.

5.                 Associations

Командная работа: ученикам необходимо подобрать ассоциативный ряд к какому-нибудь слову из активной лексики, другая команда должна догадаться, о чем идет речь.

6.                 I have / Who has …

Учитель называет какой-нибудь признак, и учащиеся меняются местами. Например, кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре. Упражнение позволяет учащимся получить дополнительную информацию друг о друге, тренирует внимание.

7.                 Snowball

Данная игра имеет большое количество вариаций: можно использовать карточки или проводить ее устно. Вы называете первое слово по заданной теме. Далее учащийся повторяет за Вами первое слово и называет второе и так далее (третье, четвертое). Можно усложнять игру и описывать конкретного человека, предмет.

 

Подводя итог, можно сказать, что учет психофизиологических особенностей ученика начальной школы является ценным и необычайно важным элементом в работе учителя, особенно с точки зрения воздействия на формирование личности ученика, которую в раннем возрасте необходимо развивать и поддерживать. Задача преподавателя начального звена заключается в грамотном применении знаний о психологических особенностях детей младшего школьного возраста, позволяющих разрабатывать урок в «современном формате», используя различные игры, задания и упражнения при организации образовательного процесса.

 

Литература

1.                 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.

2.                 Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

3.                 Harmer Jeremy. Practice of English Language. - 4th edition: Pearson Longman, Cambrige, UK, - 448 c.


Поделиться: