Поиск по сайту

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОКИНОКЛУБА В РАМКАХ ЭКОМАРАФОНА


Авторcтво: Алтухова Ольга Алексеевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


         В рамках дополнительного образования экологическое просвещение, как средство распространения экологических знаний, имеет расширенные возможности и раскрывает свой потенциал наиболее полно.

Большинство учреждений дополнительного образования Санкт-Петербург формируют собственные планы проведения мероприятий экологической тематики. Эти мероприятия имеют уровневую структуру, от уровня конкретного учреждения до всероссийского уровня и направленны на повышение экологической грамотности и сознательности населения, а также на благоустройство городской территории.

       В рамках месячника по благоустройству города эколого-биологический отдел ДДЮТ Выборгского района провёл экомарафон, приуроченный к международному дню Матери-Земли. Эко-марафон проходил 23 апреля 2022 г. с 12.00 до 18.00 и состоял из четырёх мероприятий: «Древо мира» (высадка саженцев в грунт), выставка-голосование «Вторая жизнь мусора», мастер-класс «Росток» и киноклуб «Друзья природы». Участники марафона могли принять участие в любых мероприятиях на свой выбор.

       Как автор разработки и проведения последнего мероприятия – киноклуба «Друзья природы», хочу поделиться этим опытом с коллегами. Основная цель киноклуба «Друзья природы» заключается в экологическом просвещение детей посредством художественной мультипликации. Мероприятие рассчитано на детей от 7 до 15 лет. В ходе мероприятия участники не только смотрели мультфильмы, но и участвовали в их обсуждении, отвечая на вопросы ведущего и участвуя в дискуссии друг с другом.

       Необходимо прояснить, каким образом мультфильмы могут быть полезны в педагогической деятельности. Л.С. Выготский, создатель возрастной психологии, в своей книге «Психология развития ребенка» рассуждает о важности понимания ребёнком художественных произведений. Осмысляя сюжет и поступки выдуманных персонажей, ребёнок формирует собственное мировоззрение [2, с. 441-450]. Ещё В.И. Ленин отмечал важность кино, как инструмента донесения тех или иных идей до народных масс [3, с. 579].

       Мультипликация – это крайне важный и недооценённый инструмент современного воспитания и просвещения. Ассоциируя себя с персонажами и анализируя художественные произведения, детям легче осознать и принять общечеловеческие нормы, отрефлексировать собственный опыт и сформировать моральные запреты на некорректное поведение в будущем [1]. Мультипликация имеет яркую и привлекательную для людей любого возраста «обёртку», внутри которой может находится глубокое и общественно значимое содержимое.

       Мультипликационные произведения можно условно разделить на художественные и образовательные [1]. В художественных мультфильмах на первом плане находится сюжет и персонажи, за которыми кроется посыл разной степени очевидности. Образовательные мультики созданы в первую очередь для обучения и всегда чётко проговаривают свой посыл. Персонажи в них условные, сюжет находятся на заднем плане или совсем отсутствует. По сути, это уроки в нарисованном формате.

       Для нашего киноклуба были подобраны пять художественных мультфильмов из разных стран, объединённых экологической тематикой. Перед просмотром мультфильмов педагог в роли ведущей мероприятия напомнила участникам определения экологии и мультипликации. Все немного погрузились в историю появления мультипликации как направления искусства. Далее дети коллективно ответили на вопросы:

·                   Знаете ли вы мультфильмы, которые рассказывают про экологические проблемы или учат экологическому поведению?

·                   Нравятся ли они вам?

·                   Во всех ли странах и всегда ли производили такие мультфильмы?

·                   Нужны ли такие мультфильмы?

·                   Если да, то зачем они нужны?

       Большинство собравшихся смогли привести несколько примеров мультфильмов с экологическим посылом, все собравшиеся сошлись во мнении, что эти мультики им нравятся и их нужно производить.

       Дети вместе с ведущей посмотрели три советских короткометражных мультфильма. После просмотра каждого дети коллективно обсуждали его, по очереди высказывали своё мнение об увиденном и делились впечатлениями. Педагог просила участников ответить на следующие вопроса по каждому мультфильму: Какую экологическую проблему он освещает? В чём его главная идея (посыл)? Понравился ли тебе мультфильм? Какие эмоции он вызвал?

       Заключительным этапом киноклуба стал просмотр и обсуждение полнометражных мультипликационных произведений. Участники мероприятия поделились на две возрастные группы и посмотрели мультфильмы, подходящие их возрасту.

       Перед просмотром педагоги в старшей и в младшей группах немного рассказали о студиях, создавших эти мультфильмы и о заложенной в них философии (идее). Взрослые поделились своими взглядами на эти мультфильмы.

       После просмотра ведущие собрали детей в круг и попросили каждого по очереди сказать несколько слов о просмотренном. Дети поделились личными мыслями и впечатлениями, в этот раз не комментируя высказывания друг друга.

Ниже (табл. 1) приведён список мультфильмов, показанных на экомарафоне, и указана их эколого-образовательная ценность.

Таблица 1

Экологические мультфильмы и их краткое содержание

Название
(возрастной ценз)

Год выпуска

Продол

жительность

мм:cc

Тематика и проблематика

Последний заяц (0+)

1971

9:53

Заяц и волк вынуждены работать вместе, чтобы спастись от безответственных охотников. История имеет открытую концовку, зрители так и не узнают удалось ли животным избежать выстрела. Напряжённая история с открытым финалом заставляет каждого глубже задуматься о собственном поведении на природе. Эмоциональная связь с протагонистами - животными и отторжение к антагонистам – браконьерам позволили детям прочувствовать экологичный посыл истории и самим сделать выводы о правильном и не правильном поведении на природе.

Сказка о белой льдинке (0+)

1974

6:21

Эта история о лицемерии. Она напоминает, что то, что мы делаем гораздо важнее того, что мы говорим. Мультфильм очень чётко и легко доносит довольно сложную мысль и работает хорошим мотиватором к активным экологическим действиям.

«Одними словами ничего изменить не получится, нужно действовать», - это слова первоклассницы, которые прозвучали при обсуждении данного мультфильма.

Это совсем не про это (0+)

1984

2:57

Мультфильм сценариста Сергея Иванова, известного по сценарию к «Падал прошлогодний снег», сатирическая история о том, как корова пасётся на свалке, поедает различный мусор, а в конце дня даёт хозяйке вместо молока бензин. В противовес предыдущему это мультик-демотиватор, красочно демонстрирующий что будет, если человечество продолжит бездействовать. Люди постепенно привыкают и адаптируются к любым новым условиям, какими бы дискомфортными и губительными они не были

ВАЛЛ-И (0+)

2008

98:00

За увлекательной историей о непохожих друг на друга роботах скрывается рассказ о потребительском отношении людей к природе и о том, что ничего хорошего при таком отношении в будущем не произойдёт.

Принцесса Мононоке (12+)

1997

134:00

Этот мультфильм рассматривает конфликт между людьми и природой более детально и разнопланово. Можно увидеть, какие именно интересы преследуют люди, почему происходит индустриализация и отметить, что это не всегда плохо. Конфликт города и леса выливается в настоящую войну, и автор через разных персонажей рассуждает о том, возможно ли было избежать этой войны, могут ли люди в принципе сосуществовать с природой в мире или такое невозможно.

Судя по отзывам и активному участию, детям мероприятие киноклуба «Друзья природы» понравилось. Многие изъявили желание в дальнейшем участвовать в схожих по формату мероприятиях. Дети легко и быстро включились в обсуждение и осмысление эколого-просветительского материала, что в очередной раз на практике продемонстрировало образовательный потенциал мультипликации.

Литература

1.                 Бурухина, А.Ф. ВНИМАНИЕ! МУЛЬТФИЛЬМ! Книга для родителей и педагогов. Методика использования мультфильмов для воспитания детей дошкольного возраста: практическое пособие. URL: http://data2.lact.ru/f1/s/10/84/basic/1656/731/Buruhina_AF_-_Metodichka_-_VNIMANIE__MULTFILM__s_kartinkami.pdf (дата обращения 22.04.2023).

2.                 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. — (Библиотека всемирной психологии).

3.                 Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. 5-е изд. — Т. 44. — С. 579: Беседа В.И. Ленина с А.В. Луначарским.


Поделиться: