Поиск по сайту

РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ


Авторcтво: Лубенникова Светлана Анатольевна, директор, Кузьмина Светлана Анатольевна, к. п. н., заместитель директора, Шмакова Светлана Викторовна, методист ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


        Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современное общество отличается ускоренными темпами развития технологий во всех его сферах, что приводит к довольно быстрым изменениям самого общества: ценностей, отношений, норм. Сегодня в школы приходят новые поколения детей с совершенно другим пониманием действительности. В этих условиях образование должно меняться также быстро, как и общество, чтобы выполнять свои функции просвещения и диссеминации передовых технологий.

        Современное педагогическое сообщество находится в постоянном поиске «новых рабочих инструментов» для достижения высокого качества образования. Одним из инструментов научно-методической поддержки педагогов и повышения качества образования обучающихся в нашей школе мы видим экосистему наставничества.

        Биологическая метафора «экосистема», которая сегодня широко используется в образовании, дает нам пример устойчивого развития в условиях постоянных изменений в окружающей среде.

       Любая образовательная экосистема включает в себя, как минимум, отрытую образовательную среду, образовательное сообщество и ресурсы. Основные условия ее устойчивости – это разнообразие участников, совместно развивающих это пространство; активное взаимодействие и сотрудничество в сочетании поддержки и требовательности.

       В формировании экосистемы наставничества в школе сделан акцент на экологическое образование в интересах устойчивого развития [3].

ЮНЕСКО поставила цель к 2025 году сделать экологическое образование основным компонентом учебных программ во всех странах. Генеральный директор О. Азуле отметила, что «образование должно готовить учащихся к пониманию текущего кризиса и формированию будущего мира. Ради спасения нашей планеты мы должны изменить наш образ жизни, способы производства, потребления и взаимодействия с природой» [4].

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основными результатами экологического образования должны стать повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; ориентация на применение знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.

      При этом выдвигается и ряд новых требований, обеспечивающих адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, например, умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; способность действовать в условиях неопределённости; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Эти требования в полной мере отражают идеи экологического образования в интересах устойчивого развития.

       Методология наставничества легла в основу активно развивающихся в школе практик экологического образования и просвещения в форме эко-наставничества. Организованное профессиональное пространство дает возможность реализовывать новые формы группового взаимодействия, разрабатывать оценочные инструменты личностного роста участников образовательного процесса, транслировать собственный опыт через создание нового методического материала, профессионально-личностное развитие [1].

       Школа № 482 расположена в новом микрорайоне Санкт-Петербурга. Численность обучающихся, и, соответственно, педагогов растет быстро. Количество педагогических работников – 180 человек. Педагогический коллектив молодой. 34,3% составляют учителя в возрасте до 35 лет. Педагоги школы в целом ориентированы на овладение компетенций тьюторов, наставников, менторов, однако эти практики требуют методической поддержки и развития.

       Школа вошла в число образовательных учреждений, включенных в реализацию пилотного проекта по внедрению целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге. Были разработаны школьные нормативные документы на основе Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Назначенный в школе куратор программы наставничества в соответствии с запросами учителей и на основании Положения о системе наставничества педагогических работников в ГБОУ школе 482 стимулирует и координирует работу временных групп педагогов с применением разнообразных форм наставничества:

-                   краткосрочное или целеполагающее наставничество;

-                   реверсивное наставничество;

-                   ситуационное наставничество;

скоростное наставничество [2, c. 21].

       Экосистема школьного наставничества транслирует идеи развития учительских и ученических мини-сообществ, объединенных общей целью эко-наставничества. Эко-наставничество – одна из важнейших социальных практик и ресурсов экологического образования и просвещения, направленных на развитие «гибких навыков», объединяющих личностные и метапредметные результаты, необходимые для формирования экологической грамотности личности.

      На первоначальном этапе работы с педагогами была проведена диагностика квалификации сотрудников, которая состояла из посещений и анализа уроков, наблюдений и анкетных опросов. В результате были выявлены следующие профессиональные дефициты учителей:

-                   отсутствие практики наставничества;

-                   недостаточное владение современными педагогическими технологиями;

-                   слабое владение ИКТ;

-                   профессиональное выгорание;

-                   недостаточная психолого-педагогическая подготовка;

-                   низкие результаты по предмету.

      Необходимо отметить, что выявленные дефициты часто не зависят от возраста педагога и даже от его педагогического стажа. Некоторые наши молодые коллеги показали значительно более высокие результаты в применении современных методик обучения, чем их опытные коллеги.

      На основании выявленных проблем и дефицитов разработана дорожная карта, сформированы банк наставников и наставляемых педагогов, планы работы для каждой пары/группы. Организована психолого-педагогическая поддержка наставляемых, подготовлены методические материалы для сопровождения наставнической деятельности. Проведены консультации и «установочные сессии» наставников для обмена опытом. Проведены тренинговые занятия и проектное обучение, ориентированные на динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся мини групп.

      Педагоги школы разработали модули, программы, проекты, которые образовали междисциплинарную, технологическую систему экологического образования и просвещения. А наставнические пары и начали реализовать собственные проекты при взаимодействии с социальными партнерами.

        Школьная экосистема дает возможность:

- разработки и адаптации новых форм группового взаимодействия (по психологической совместимости, по конкретным локальным задачам и т.д.);

- разработки оценочных инструментов личностного роста участников образовательного процесса;

- трансляции собственного опыта, через создание методического материала и участие в профессиональных семинарах и конкурсах;

- профилактики профессионального выгорания педагогов и повышение самооценки (каждый демонстрирует свой успешный опыт).

       Ключевой особенностью экосистемы и стимулом профессионального роста стало включение в эконаставничество наставников-учеников. Механизм включения в наставничество учащихся основан на принципах добровольности. Педагоги-наставники, апробировавшие эти практики на себе, становятся кураторами ученических наставнических пар. Школьники, видя пример учителей, считают почетным участвовать в практиках эко-наставничества. Механизм их участия следующий:

-                   на основании анкетного опроса выявляются дефициты школьников;

-                   по выявленным дефицитам школьники-наставники самостоятельно выбирают себе наставляемого ученика и оформляют дневник – своеобразное «техническое задание»;

-                   под руководством учителя «работают над его решением». Сформированные совместные (под руководством учителя-наставника) ученические пары и группы действуют как:

-                   волонтеры-наставники «ведущие за собой», вовлекающие в социально-экологическую деятельность своих ровесников;

-                   волонтеры-наставники «старшие – младшим» (младшим школьникам или дошкольникам);

-                   «успевающий – неуспевающий» (поддержка для достижения лучших образовательных результатов);

-                   «лидер – пассивный» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков);

-                   «равный – равному» (обмен навыками; взаимная поддержка, совместная работа над проектом).

         

Рис. 1. Экоактив учащихся с международными знаками «Зеленый флаг»

 

       Определяя перспективы формирования экологической грамотности населения, мы планируем функционирование школьных пространств и лабораторий, формирующих здоровый образ жизни, связь человека с природой и уважительное отношение к окружающей среде, бережное использование энергоресурсов и устойчивые модели потребления, в которых процесс передачи знаний носит практико-ориентированный и учитывающий местный контекст и культурные особенности характер, позволяя учиться тому, что имеет важное значение для жизни, и жить, используя то, чему научились.

      Таким образом, школьное сообщество объединено общей целью и является образовательным и просветительским центром микрорайона, призванным повышать экологическую культуру не только всех участников образовательного процесса, но и всего населения.

      Включение в экосистему наставничества всех участников образовательного процесса придает завершенность и устойчивость образованию и просвещению в нашей школе. Основная польза данного взаимодействия выражается в снижении текучести кадров и командообразовании, что улучшает качество работы сотрудников.

      Именно сплоченная педагогическая команда способна создать образовательную среду качественного эффективного образования. В нашем учреждении мы рассматриваем эко-наставничество как часть корпоративной культуры, направленной на развитие профессиональных компетенций специалистов, развитие способностей и возможностей обучающихся.

      Общим результатом работы всего педагогического коллектива можно считать следующие достижения.

      Наша Школа – победитель городского конкурса «Школа устойчивого развития» в 2021 году, лауреат городского конкурс лучших практик реализации программ наставничества в 2021 г., лауреат Всероссийского конкурса «Образовательные организации XXI века. Лига лидеров 2021», победитель Всероссийского конкурса наставничества «Вперед и вместе» в 2022 г., лауреат VI Всероссийского конкурса «Успешная школа» в 2022 году, участник Международной программы «Эко-школы / Зеленый флаг». По результатам участия в программе школа получила уже два международных знака «Зеленых флага» (рис. 1).

      Подводя промежуточные итоги развития школьного сообщества как экосистемы наставничества можно отметить следующее:

1.                 Создание экосистемы наставничества в школе через развитие школьных практик экологического образования в интересах устойчивого развития является перспективным направлением и применимо для других общеобразовательных учреждений.

2.                 Обязательное условие функционирования такой экосистемы – неформализованная деятельность куратора наставничества, заинтересованность администрации и стимулирование педагогов.

3.                 Общие ценности, декларируемые эконаставничеством объединяют всех участников образовательного процесса, что является ключом к успеху данной практики.

 

Литература

1.                 Моргун, Д.В. Формирование экологической грамотности школьников: теория и практика / Д.В. Моргун, Д.С. Ермаков, А.С. Ермаков // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2022. – № 5. – С. 33-41.

2.                 Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. 2-е издание, доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663607039&tld=ru&lang=ru&name=pub_2858362.pdf&text=4 (дата обращения: 14.04.2023).

3.                 От целей устойчивого развития – к целям экологического образования в интересах устойчивого развития: учеб.-метод. пос. для педагогов и руководителей общеобраз. организаций, реализующих программы экологической направленности / под ред. С.В. Алексеева, Э.В. Гущиной. –СПб.: СПб АППО, 2019. – 130 с.

4.                 ЮНЕСКО настоятельно призывает сделать экологическое образование основным компонентом учебных программ во всех странах к 2025 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.unesco.org/ru/articles/yunesko-nastoyatelno-prizyvaet-sdelat-ekologicheskoe-obrazovanie-osnovnym-komponentom-uchebnykh (дата обращения: 14.04.2023).


Поделиться: