Поиск по сайту

Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки, живописи и литературы при изучении социальных дисциплин


Авторcтво: Баглай Наталья Петровна, учитель истории и обществознания ГБОУ №76 Выборгского района Санкт-Петербурга


Как известно, в число важнейших направлений модернизации образования в России входят гуманизация, гуманитаризация и совершенствование духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников в качестве ключевой цели современной образовательной политики государства, провозглашает обеспечение духовно-нравственного развития личности молодого поколения. Гуманитарное и социальное образование, имеющее в содержательном аспекте высокие идеалы этики и эстетики, призвано ответить на вызовы времени и обеспечить философско-мировоззренческую, антропологическую основу образования.

На педагогических работников государство, таким образом, возлагает миссию по созданию оптимальных условий для духовно-нравственного развития позитивно-ориентированной личности россиянина в процессе осознанного принятия школьником ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Государство обновляет образовательные стандарты, совершенствует учебные планы, вводит новые учебные предметы, расширяет вариативную часть учебных образовательных программ, предоставляет разнообразные образовательные маршруты. Но, не смотря на все эти инновации, педагоги с тревогой отмечают тотальное снижение учебной мотивации и общей культуры у многих школьников, начиная с начальной школы и до выпускников.

Каким же образом осуществить эти грандиозные цели? Особенно в условиях агрессивного насаждения через социальные сети совершенно иных ценностей и смыслов современного глобального постиндустриального общества потребления?

В поисках ответа на вопрос, как достичь заветных педагогических результатов, обратимся к теории множественного интеллекта.

Долгие годы считалось, что главная цель образования – заучивание большого объема информации, развитие кругозора и логического мышления. Умственные способности в двадцатом веке даже стали измерять, введя в употребление знаменитый IQ. Шли годы, и ученые все больше убеждались, что высокий IQ зачастую не приносит своим обладателям успехов ни в личной жизни, ни в карьере. Постепенно ученые вводят в научный лексикон более широкое понятие множественного интеллекта, который распадается на несколько составляющих: когнитивный, эмоциональный, социальный, телесный и т.д. В ходе исследований была установлена четкая связь между способностью к вербализации мыслей и навыками распознавания и оценки эмоций, которая свидетельствовала не только о хорошем общем развитии ребенка. Стало очевидно, что владение эмоциями и умственные способности тесно связаны. Установлено, что определенные эмоции могут увеличивать продуктивность процесса мышления и направлять внимание и волевые усилия на решение определенных учебных задач. Способность адекватно выражать эмоции — залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и эмпатия.

Ученые так же утверждают, что за эмоции отвечают более древние, глубинные отделы нашего мозга. То, что мы традиционно называем интеллектом и креативностью, успешно развивается только на базе достаточного эмоционального интеллекта, потому так тесно с ним связано. Только на крепком и основании, каким является хорошо развитый эмоциональный интеллект, будет успешно развиваться способность свободно и творчески мыслить и действовать.

Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) – это термин, придуманный двумя исследователями, Питером Салавой и Джоном Майером, и популяризированный Даниелем Гоулманом в его одноименной книге 1996 года. По утверждению американского психолога Д. Гоулмана, примерно 80% жизненного успеха человеку обеспечивает то, что можно назвать некогнитивными факторами, в число которых входит и эмоциональный интеллект..

EQ состоит из множества навыков, так необходимых современному человеку:

  • Надеяться и верить в себя.
  • Настойчиво стремиться к достижению цели.
  • Иметь способность вырабатывать для себя мотивацию «на ровном месте».
  • Уметь сдерживать порывы души, несмотря на провалы и неудачи.
  • Уметь откладывать получение мгновенного удовлетворения.
  • Контролировать свое настроение.
  • Не давать страданию лишать себя возможности думать.
  • Уметь отвлекаться от неприятных мыслей, чтобы сосредоточиться на главном.
  • Сопереживать другим.

Д. Гоулман приводит характеристики, которые считает ключевыми навыками, необходимыми для развития эмоционального интеллекта:

  • Распознавание эмоций в других. Это эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы окружения.
  • Знание своих эмоций. Предполагается не только распознавание своих эмоций, но и уверенность в них.
  • Управление эмоциями. Умение быстро приходить в норму после жизненных стрессов: побед, неудач и огорчений, переключаться на другие дела является показателем психологической устойчивости и защищает от депрессии.
  • Само мотивация. Суть этого навыка в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции – отсрочивать удовлетворение и подавлять импульсивность. Это умение привести себя в состояние повышенной работоспособности.
  • Поддержание взаимоотношений. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Такие люди отлично справляются с делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с окружающими.

Вся совокупность этих навыков может быть определена модным ныне понятием эмоциональная грамотность, а отсутствие или недостаточную сформированность их можно трактовать как эмоциональную безграмотность или незрелость, следствием которой будут:

  • Депрессии; истерики; пессимистический взгляд на жизнь
  • Психические травмы;
  • Хроническое беспокойство и тревожность;
  • Подавленность, неверие в свои силы. («Я тупой», «Что бы я ни сделал, ничего все равно не получится»)
  • Скованность в движениях, взгляд в пол (капюшоны, челки), нежелание произносить слова.

Многие признаки проявлений этого неблагополучия опытные педагоги отмечают у своих учеников, начиная с начальной школы. Все это свидетельствует о том, что мы имеем дело с массовым явлением эмоциональной безграмотности, без ликвидации которой продвижение по пути развития предметных -компетенций будет весьма проблематичным. Для определения уровня развития EQ ученые предлагают следующие критерии:


1.Когнитивные критерии:
• социальные знания — знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;
• социальная память — память на имена, лица;
• социальная   интуиция   —оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;
• социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.
2. Эмоциональные критерии:
• социальная     выразительность — эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;
• сопереживание — способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);
• способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.
3. Поведенческие критерии:
• социальное восприятие —умение слушать собеседника, понимание юмора, иронии;
• социальное    взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;
•адекватная реакция на конструктивную критику;

•социальная адаптация —умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.


Пользуясь выделенными критериями, можно попытаться использовать заявленный потенциал развития эмоционального интеллекта для повышения общей культуры и формирования гуманистического мировоззрения школьников при изучении социальных дисциплин. Для развития эмоционального интеллекта предполагается использовать средства музыки, живописи и литературы, фокусируя их на конкретных исторических событиях. В качестве ведущих педагогических технологий целесообразно использовать хорошо известные технологии ТРИЗ педагогики, «Образ и мысль», концепт-анализ, Стори теллинг, театрализацию и др. Но, для формирования и развития эмоциональной грамотности необходимо постараться обеспечить максимальное эмоциональное воздействие на учащихся. Кто-то отреагирует на слово, кто-то на художественный образ, а кого-то заденет за живое музыкальная тема. Особенно хорошо применение таких способов воздействия в рамках внеурочной деятельности, классных часов или при проведении повторительно-обобщающих уроков по различным предметам.

Приведем несколько примеров из педагогической практики. Это не полноценные конспекты уроков, а только их фрагменты или, можно сказать, некоторые идеи, которые можно развивать и использовать на уроках, классных часах и т.п.

Обществознание 5 класс. Тема «Загадка человека»

Современные пятиклассники в большинстве своем испытывают трудности с распознаванием своих и чужих эмоций, их описанием и интерпретацией. У многих детей имеются проблемы с построением причинно-следственных связей. Развиваем все эти навыки на уроках истории и обществознания, стремясь вызвать сильную эмоциональную реакцию, сподвигнуть говорить, рассуждать, занимать позицию, рисовать.

Например, при изучении темы «Загадка человека» предлагаем прослушать песни-притчи Светланы Копыловой «Калека» и «Окно». Предлагаем закрыть глаза и послушать. Красивая музыка и драматические сюжеты обычно не оставляют никого равнодушными. Обычно дети просят поставить произведения еще раз. После бурного обсуждения можно предложить посмотреть клипы на эти произведения. (См.Приложение1)

Главные вопросы:

·         Что ты чувствовал? Почему?

·         Какие смыслы уловил? Докажи свое мнение. (Следует избегать простого пересказа содержания)

·         Чем похожи герои? В чем их главные достоинства?

·         Заметил ли ты антигероев? Меняются ли они?

·         Почему эти песни трогают душу? И тд 

У Светланы Копыловой множество песен на самые различные темы. Пятиклассники любят их послушать и поговорить. Очень хорошо работает песня «У хирурга» для профилактики сквернословия среди младших подростков. Образ гноя, который сочится из человека вместе с ругательствами проникает в сознание помимо воли и остается там надолго.

История 7класс Повторительно-обобщающий урок истории по теме «Смутное время»

Наблюдения показывают, что у современных подростков процесс формирования абстрактного мышления протекает дольше, чем у их сверстников 10-15 лет назад. Возможно, это связано с бурным развитием клипового мышления из-за засилья гаджетов? Так или иначе, но наглядно-образное мышление остается ведущим и в пятом, и в восьмом классах. К сожалению, качество печати иллюстраций в учебниках все еще оставляет желать лучшего. Большие возможности дает использование интерактивной доски и медиа проектора. Именно рассматривание репродукций на большом экране позволяет использовать технологию «Образ и мысль» и достигать положительных результатов в развитии эмоционального интеллекта.

Цель обобщающего урока по теме «Смутное время»: глубже прочувствовать события эпохи через жизнь и быт отдельных людей, запечатленные на полотнах художников. Учиться подмечать мелкие детали и считывать по ним отношение автора, чувствовать радость узнавания нового из анализа визуального источника.

Учащимся предлагается подборка картин, на которых запечатлены герои смутного времени. (См. Приложение2)

Задания для учащихся:

·         Идентифицировать изображение, ответив на вопросы: что? кто? где? когда?

·         Какие чувства испытывают герои, почему?

·         Какая судьба им уготована? Что было, что будет?

·         Какие чувства вызывает изображение?

·         Чувствуем (понимаем) ли мы позицию автора? Согласны ли с ней?

·         Разные трактовки «Угличского дела» Какая более впечатляет? Почему?

·         Разные трактовки «Избрания нового царя» Какая более впечатляет? Почему?

·         Разные трактовки образов Минина и Пожарского. Гражданин и князь в скульптуре и на полотнах.

·         Образ человека-легенды Ивана Сусанина. Изображение подвига Ивана Сусанина можно сопроводить фрагментом из советского фильма о Зое Космодемьянской и хором «Славься!»

·         Перекинуть мостик исторической памяти и показать портрет М. Кузьмина и рассказать об этом удивительном человеке


Обществознание. 10 класс. Тема: Традиции и новаторство в искусстве. Притча о сеятеле.

В качестве основы для работы с притчей возьмем алгоритм концепт-анализа (методика концепт-крекинга Т. Кулинга)

1. Перечисляются Символы и значения, используемые в притче.

2. Определяются транслируемые ценности и мораль притчи.

3. Выбираются концепты-понятия наиболее важные для раскрытия смысла изучаемого фрагмента.

4 этап. Устанавливаются параллели между концептами и жизненным, литературным или историческим опытом.

5. Проводится рефлексия с упором на эмоциональную составляющую.

В итоге активизируются вроде бы когнитивные навыки, но воздействие идет и на всю эмоциональную сферу.

Особое внимание обращаем на отбор иллюстраций и литературных произведений 

1. Символы, используемые в притче: сеятель, почва, семя, камни, терние(сорняки).

Значение символов приводится в самом Евангелии (Мк. 4: 13–20). Сеятель — Господь Бог, который бросает семя истины в души людей; семя — слово Божие, идеи, высшие духовные ценности и смыслы; почва — сердце, душа, микрокосм человека; земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа; каменистое место означает людей непостоянных и малодушных, они охотно слушают слово Божие, но оно не остается в их душе, при первых же испытаниях они отпадают

от веры; терние означает людей, у которых житейские заботы о богатстве и разные

пороки заглушают в душе слово Божие; хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем, которые внимательны к слову Божию, сохраняют его в душе своей и стараются исполнять все, чему оно учит; плоды — это добрые дела (у всех разные), за которые они удостаиваются Царства Небесного.

2. Транслируемые ценности: Слово Божие, семена (ценности, полученные от Бога) нужно постараться вырастить в своей душе, ответственность человека за Царство Небесное (жизнь

с Богом), добрые дела как результат веры и труда над собой.

3. Основная мысль: при ближайшем рассмотрении данной притчи это по-

учение касается способности внимать слову и готовности (или неготовности)

его принимать.

4.Параллели: а всегда ли Сеятель — это Господь? Кто еще может сеять в сердца и души свои семена? Каковы могут быть всходы?

5. Рефлексия на прочитанное: «Кто имеет уши, да слышит!» — результат

зависит от готовности воспринять «посеянное». Для получения обильных результатов необходима «плодородная почва».

Опорой для проведения занятия является презентация (См. Приложение 3).

Используются два стихотворения: Н. Некрасов «Сеятель»; рассказ Р. Брэдбери и цитаты из писем В. ван Гога; репродукции знаменитых полотен на евангельский сюжет.

                                                                             Источники:

Д. Гоулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 544 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=17903

Л. Н. Урбанович. Евангельские притчи в межпредметной интеграции школьного образования. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 4

Ван Гог В. Письма / Пер. П. Мелковой. — СПб.: Азбука, 2001.

Брэдбери Р. О скитаньях вечных и о Земле. — М.: Издательство «Правда», 1988.

Н. Некрасов. Сеятелям!

И. Бродский. Пилигримы

 


Поделиться: