Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки, живописи и литературы при изучении социальных дисциплин
Как известно, в число важнейших направлений модернизации образования в России входят гуманизация, гуманитаризация и совершенствование духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников в качестве ключевой цели современной образовательной политики государства, провозглашает обеспечение духовно-нравственного развития личности молодого поколения. Гуманитарное и социальное образование, имеющее в содержательном аспекте высокие идеалы этики и эстетики, призвано ответить на вызовы времени и обеспечить философско-мировоззренческую, антропологическую основу образования. На педагогических работников государство, таким образом, возлагает миссию по созданию оптимальных условий для духовно-нравственного развития позитивно-ориентированной личности россиянина в процессе осознанного принятия школьником ценностей:
Государство обновляет образовательные стандарты, совершенствует учебные планы, вводит новые учебные предметы, расширяет вариативную часть учебных образовательных программ, предоставляет разнообразные образовательные маршруты. Но, не смотря на все эти инновации, педагоги с тревогой отмечают тотальное снижение учебной мотивации и общей культуры у многих школьников, начиная с начальной школы и до выпускников. Каким же образом осуществить эти грандиозные цели? Особенно в условиях агрессивного насаждения через социальные сети совершенно иных ценностей и смыслов современного глобального постиндустриального общества потребления? В поисках ответа на вопрос, как достичь заветных педагогических результатов, обратимся к теории множественного интеллекта. Долгие годы считалось, что главная цель образования – заучивание большого объема информации, развитие кругозора и логического мышления. Умственные способности в двадцатом веке даже стали измерять, введя в употребление знаменитый IQ. Шли годы, и ученые все больше убеждались, что высокий IQ зачастую не приносит своим обладателям успехов ни в личной жизни, ни в карьере. Постепенно ученые вводят в научный лексикон более широкое понятие множественного интеллекта, который распадается на несколько составляющих: когнитивный, эмоциональный, социальный, телесный и т.д. В ходе исследований была установлена четкая связь между способностью к вербализации мыслей и навыками распознавания и оценки эмоций, которая свидетельствовала не только о хорошем общем развитии ребенка. Стало очевидно, что владение эмоциями и умственные способности тесно связаны. Установлено, что определенные эмоции могут увеличивать продуктивность процесса мышления и направлять внимание и волевые усилия на решение определенных учебных задач. Способность адекватно выражать эмоции — залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и эмпатия. Ученые так же утверждают, что за эмоции отвечают более древние, глубинные отделы нашего мозга. То, что мы традиционно называем интеллектом и креативностью, успешно развивается только на базе достаточного эмоционального интеллекта, потому так тесно с ним связано. Только на крепком и основании, каким является хорошо развитый эмоциональный интеллект, будет успешно развиваться способность свободно и творчески мыслить и действовать. Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) – это термин, придуманный двумя исследователями, Питером Салавой и Джоном Майером, и популяризированный Даниелем Гоулманом в его одноименной книге 1996 года. По утверждению американского психолога Д. Гоулмана, примерно 80% жизненного успеха человеку обеспечивает то, что можно назвать некогнитивными факторами, в число которых входит и эмоциональный интеллект.. EQ состоит из множества навыков, так необходимых современному человеку:
Д. Гоулман приводит характеристики, которые считает ключевыми навыками, необходимыми для развития эмоционального интеллекта:
Вся совокупность этих навыков может быть определена модным ныне понятием эмоциональная грамотность, а отсутствие или недостаточную сформированность их можно трактовать как эмоциональную безграмотность или незрелость, следствием которой будут:
Многие признаки проявлений этого неблагополучия опытные педагоги отмечают у своих учеников, начиная с начальной школы. Все это свидетельствует о том, что мы имеем дело с массовым явлением эмоциональной безграмотности, без ликвидации которой продвижение по пути развития предметных -компетенций будет весьма проблематичным. Для определения уровня развития EQ ученые предлагают следующие критерии:
•социальная адаптация —умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.
Приведем несколько примеров из педагогической практики. Это не полноценные конспекты уроков, а только их фрагменты или, можно сказать, некоторые идеи, которые можно развивать и использовать на уроках, классных часах и т.п. Обществознание 5 класс. Тема «Загадка человека»
Современные пятиклассники в большинстве своем испытывают трудности с распознаванием своих и чужих эмоций, их описанием и интерпретацией. У многих детей имеются проблемы с построением причинно-следственных связей. Развиваем все эти навыки на уроках истории и обществознания, стремясь вызвать сильную эмоциональную реакцию, сподвигнуть говорить, рассуждать, занимать позицию, рисовать. Например, при изучении темы «Загадка человека» предлагаем прослушать песни-притчи Светланы Копыловой «Калека» и «Окно». Предлагаем закрыть глаза и послушать. Красивая музыка и драматические сюжеты обычно не оставляют никого равнодушными. Обычно дети просят поставить произведения еще раз. После бурного обсуждения можно предложить посмотреть клипы на эти произведения. (См.Приложение1) Главные вопросы: · Что ты чувствовал? Почему? · Какие смыслы уловил? Докажи свое мнение. (Следует избегать простого пересказа содержания) · Чем похожи герои? В чем их главные достоинства? · Заметил ли ты антигероев? Меняются ли они? · Почему эти песни трогают душу? И тд У Светланы Копыловой множество песен на самые различные темы. Пятиклассники любят их послушать и поговорить. Очень хорошо работает песня «У хирурга» для профилактики сквернословия среди младших подростков. Образ гноя, который сочится из человека вместе с ругательствами проникает в сознание помимо воли и остается там надолго. История 7класс Повторительно-обобщающий урок истории по теме «Смутное время» Наблюдения показывают, что у современных подростков процесс формирования абстрактного мышления протекает дольше, чем у их сверстников 10-15 лет назад. Возможно, это связано с бурным развитием клипового мышления из-за засилья гаджетов? Так или иначе, но наглядно-образное мышление остается ведущим и в пятом, и в восьмом классах. К сожалению, качество печати иллюстраций в учебниках все еще оставляет желать лучшего. Большие возможности дает использование интерактивной доски и медиа проектора. Именно рассматривание репродукций на большом экране позволяет использовать технологию «Образ и мысль» и достигать положительных результатов в развитии эмоционального интеллекта. Цель обобщающего урока по теме «Смутное время»: глубже прочувствовать события эпохи через жизнь и быт отдельных людей, запечатленные на полотнах художников. Учиться подмечать мелкие детали и считывать по ним отношение автора, чувствовать радость узнавания нового из анализа визуального источника. Учащимся предлагается подборка картин, на которых запечатлены герои смутного времени. (См. Приложение2) Задания для учащихся: · Идентифицировать изображение, ответив на вопросы: что? кто? где? когда? · Какие чувства испытывают герои, почему? · Какая судьба им уготована? Что было, что будет? · Какие чувства вызывает изображение? · Чувствуем (понимаем) ли мы позицию автора? Согласны ли с ней? · Разные трактовки «Угличского дела» Какая более впечатляет? Почему? · Разные трактовки «Избрания нового царя» Какая более впечатляет? Почему? · Разные трактовки образов Минина и Пожарского. Гражданин и князь в скульптуре и на полотнах. · Образ человека-легенды Ивана Сусанина. Изображение подвига Ивана Сусанина можно сопроводить фрагментом из советского фильма о Зое Космодемьянской и хором «Славься!» · Перекинуть мостик исторической памяти и показать портрет М. Кузьмина и рассказать об этом удивительном человеке
Обществознание. 10 класс. Тема: Традиции и новаторство в искусстве. Притча о сеятеле. В качестве основы для работы с притчей возьмем алгоритм концепт-анализа (методика концепт-крекинга Т. Кулинга) 1. Перечисляются Символы и значения, используемые в притче. 2. Определяются транслируемые ценности и мораль притчи. 3. Выбираются концепты-понятия наиболее важные для раскрытия смысла изучаемого фрагмента. 4 этап. Устанавливаются параллели между концептами и жизненным, литературным или историческим опытом. 5. Проводится рефлексия с упором на эмоциональную составляющую. В итоге активизируются вроде бы когнитивные навыки, но воздействие идет и на всю эмоциональную сферу. Особое внимание обращаем на отбор иллюстраций и литературных произведений 1. Символы, используемые в притче: сеятель, почва, семя, камни, терние(сорняки). Значение символов приводится в самом Евангелии (Мк. 4: 13–20). Сеятель — Господь Бог, который бросает семя истины в души людей; семя — слово Божие, идеи, высшие духовные ценности и смыслы; почва — сердце, душа, микрокосм человека; земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа; каменистое место означает людей непостоянных и малодушных, они охотно слушают слово Божие, но оно не остается в их душе, при первых же испытаниях они отпадают от веры; терние означает людей, у которых житейские заботы о богатстве и разные пороки заглушают в душе слово Божие; хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем, которые внимательны к слову Божию, сохраняют его в душе своей и стараются исполнять все, чему оно учит; плоды — это добрые дела (у всех разные), за которые они удостаиваются Царства Небесного. 2. Транслируемые ценности: Слово Божие, семена (ценности, полученные от Бога) нужно постараться вырастить в своей душе, ответственность человека за Царство Небесное (жизнь с Богом), добрые дела как результат веры и труда над собой. 3. Основная мысль: при ближайшем рассмотрении данной притчи это по- учение касается способности внимать слову и готовности (или неготовности) его принимать. 4.Параллели: а всегда ли Сеятель — это Господь? Кто еще может сеять в сердца и души свои семена? Каковы могут быть всходы? 5. Рефлексия на прочитанное: «Кто имеет уши, да слышит!» — результат зависит от готовности воспринять «посеянное». Для получения обильных результатов необходима «плодородная почва». Опорой для проведения занятия является презентация (См. Приложение 3).
Используются два стихотворения: Н. Некрасов «Сеятель»; рассказ Р. Брэдбери и цитаты из писем В. ван Гога; репродукции знаменитых полотен на евангельский сюжет. Источники: Д. Гоулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 544 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=17903 Л. Н. Урбанович. Евангельские притчи в межпредметной интеграции школьного образования. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 4 Ван Гог В. Письма / Пер. П. Мелковой. — СПб.: Азбука, 2001. Брэдбери Р. О скитаньях вечных и о Земле. — М.: Издательство «Правда», 1988. Н. Некрасов. Сеятелям! И. Бродский. Пилигримы
Поделиться: |