Поиск по сайту

Проблема преемственности в содержании предметов духовно-нравственного цикла в системе начального, основного общего, профессионального образования


Авторcтво: Урбанович Любовь Николаевна, руководитель отдела по научной и учебно-методической работе Смоленской Православной Духовной Семинарии, к.п.н.


   Для современной педагогической теории и практики остается актуальной проблема разработки методологических оснований интеграции знаний о духовности, религии в школьное образовательное пространство.
Нет сомнений в том, что школьников необходимо знакомить с религиозной культурой в широком понимании этого слова. Вопрос заключается в том, как это осуществлять в современных условиях.
     С 1 сентября 2012 года для обязательного изучения введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». По мнению авторов-разработчиков, ученых-теоретиков и учителей-практиков новый курс должен решать комплекс определенных задач, среди которых на первом месте – формирование духовно-нравственной личности гражданина России. Однако четыре модуля из шести являются религиозно ориентированными, а значит, воспитание предполагается на конкретной религиозно-мировоззренческой основе.
     Данные предметы вводят учащихся в мир религиозной культуры во всем ее многообразии, сообщают первоначальные религиозные знания. Бесспорно, что один учебный курс малоэффективен в решении столь трудных задач. Но при определенных условиях он может сыграть роль системообразующего элемента в формировании условий духовно-нравственного развития и воспитания в школе. Поиск национальной образовательной идеи обусловил введение с 1 сентября 2015 года в программу основного общего образования (5 – 9 классы) предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), которая, как отмечается в Письме Министерства образования и науки РФ, «призвана обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности учащимся». При этом подчеркивается, что предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы» (Письмо Минобрнауки №08-761 от 25.05.2015). Это последнее обстоятельство диктует особые требования и предполагает вполне конкретную ответственность всех участников образовательного процесса. Принимая во внимание, что в Смоленском регионе по данным мониторинга подавляющее большинство учащихся 4 класса (свыше 80%) изучают ОПК, то очевидна необходимость выстраивания системы духовно-нравственного образования на основе православных духовных ценностей.
     Реализация предметной области ОДНКНР предполагается через - 
  1) учебный предмет, учитывающий региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенный в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
  2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
  3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. При этом решение о форме реализации предметной области ОДНКНР относится к компетенции конкретной образовательной организации.
     Указанные варианты имеют и свое научное обоснование. Опираясь на теоретические положения В.С. Леднева, в образовательной области структурно выделяются три компонента: стержневой предмет области,
элементы содержания в дисциплинах других образовательных областей и компонент в системе воспитательной работы. Ученый предложил правило, согласно которому содержание образования формируется через
дополнительность двух компонентов – системно организованного стержневого предмета, представленного как ряд дисциплин, последовательно разворачивающихся по годам обучения, и отдельных элементов или модулей в предметах других образовательных областей.
      Базовые ценности должны стать основой интеграции учебных предметов между собой, а также интеграции учебной, внеучебной и внешкольной образовательной деятельности. Как представляется, именно такая концептуальная идея заложена в предложенных формах реализации ОДНКНР.
      При выборе образовательной организацией формы реализации новой образовательной области наиболее привлекательным может показаться  последний вариант – включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Заметим, что внеурочная деятельность является неотъемлемой составляющей образовательного процесса и наполнить ее компонентами духовно-нравственного содержания не вызывает затруднений, особенно в ситуации, когда «духовно-нравственное» понимается очень широко и неоднозначно.
      Делая акцент на внеурочной деятельности, есть риск для образовательных организаций ограничиться отдельными мероприятиями, оставляя без должного внимания и потенциал факультативных и кружковых занятий. Поэтому этот вариант может быть выбран только как вспомогательный и использовать его представляется целесообразным в качестве поддерживающего урочную деятельность по духовно-нравственному направлению.
      Второй вариант реализации предметной области ОДНКНР предполагает интеграцию вопросов духовно-нравственного содержания в отдельные предметные курсы, модули, разделы. Безусловно, интеграция как
реальная потребность настоящего времени позволяет решать задачи перехода от знаниевой парадигмы образования к компетентностной. Межпредметная интеграция призвана соединить получаемые знания в систему, что способствует развитию структурно-логического мышления и общей эрудиции учащихся. Целостное восприятие получаемых знаний с учетом приобретенного опыта позволяет получить не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты, что, в свою очередь, соответствует требованиям ФГОС.
      Имеются и другие несомненные преимущества такой интеграции. Во-первых, нет необходимости выделять отдельный час на новый предмет и, таким образом, снимается проблема перегруженности школьников, а также нет необходимости решать кадровые трудности – кому преподавать необычный предмет? Во-вторых, знание с религиозным содержанием (православным) органично введено в предмет, и оно не воспринимается как «чужеродный» образовательный элемент, требующий дополнительного обоснования. В-третьих, и это самое важное, на наш взгляд, – формируется целостное интегральное гуманитарное школьное пространство.          Одна из интегральных линий образует историко-культурное направление в образовании и может быть представлена следующими предметами: история – обществознание – география – православная культура. Вторая образовательная линия духовно-эстетического направления может объединить литературу, русский язык, искусство (МХК), музыку, православную культуру. В качестве примера приведем интегративную тематическую линию в 5 классе, которая расширяет знания, полученные школьниками в ходе изучения «Основ православной культуры (ОРКСЭ) в 4 классе о православной молитве.



      Данный вариант представляется наиболее целесообразным и эффективным. Однако здесь есть и свои трудности и риски. Главная сложность заключается в практической реализации подобной интеграции.
Сразу возникает вопрос о профессиональной подготовленности учителя к подобной деятельности. Подразумевается, что учитель истории, обществознания, литературы, музыки и искусства обладает определенными и
достаточными знаниями в области православной культуры и может провести корректную интеграцию, которая бы отвечала поставленным целям и задачам, а не являлась бы, так называемой «проформой». Формализованный подход к интеграции, отраженный в программно- и учебно-методической документации, создаст на практике существенные проблемы и повлечет за собой очередной учительский «бумажный бум».          Как важный фактор в создании интегративной межпредметной линии, необходимо наличие в образовательной организации слаженного профессионального коллектива единомышленников.
Как упрощенный и наиболее приемлемый вариант межпредметной интеграции является включение знаний о православной культуре в одну из предметных областей, например, в литературу или историю. Надо
подчеркнуть, что на уроках литературы такая интеграция не только возможна, но и обязательна и необходима для полноценного и всестороннего изучения художественного произведения. Подтвердим свою мысль на
конкретном примере. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» идейный замысел произведения запечатлен автором в такой на первый взгляд незначительной художественной детали как «картинки» на стене, изображающие евангельскую притчу о блудном сыне. Интерпретация притчи и осмысление христианских ценностей, в ней заложенных, сопоставление сюжета притчи и смысловой композиции автора помогает раскрыть «действие» притчи в произведении и способствует «прочтению» авторской позиции.
      Можно вспомнить в качестве примера интеграции христианского компонента в литературу евангельскую притчу об умершем и воскресшем Лазаре, которую читают герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание», переложение и авторскую интерпретацию евангельских притч в произведениях Н.С. Гумилева «Блудный сын», А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» или скрытую аллюзию на притчу о евангельском богаче в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциска». Однако заметим, что такой подход потребует корректировки содержания программ повышение квалификации учителей-предметников с учетом введения модуля по православной культуре.
      И наконец, перейдем к рассмотрению такой формы реализации как урок в рамках предметной области ОДНКНР, учитывающий региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России и включенный в часть учебного плана. Несмотря на имеющиеся трудности, среди которых надо отметить дополнительную нагрузку для детей, материальные затраты на учебнометодическое обеспечение, проблематичность выбора содержательного наполнения урока, разработка необходимой учебно-методической документации и пр., данный вариант позволяет сохранить преемственность, выстроить систему духовно-нравственного образования и сформировать целостное образовательное пространство на основе единой мировоззренческой платформы.
      В Смоленском регионе более чем за 15 лет создана достойная база по духовно-нравственному образованию в традициях православной культуры. В соответствии с Договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви в качестве регионального компонента в государственных и муниципальных общеобразовательных школах, образовательных специализированных (коррекционных) школах-интернатах были введены предметы «История православной культуры земли Смоленской», «Азбука Смоленского края», разработаны факультативные курсы «Основы православной культуры и этики», «История религий», «Православная этика», «Основы христианской этики», «Подвижники благочестия», «Святые земли Русской», «История русского православия», «Основы православной культуры и нравственности», «Основы нравственной культуры и религии», «История православной этики», «Христианская этика», «Живая Русь», «Мой родной край», «Азбука нравственности», «Духовнонравственное наследие», «Путь праведных», «Приближение к душе», «Библейские сюжеты», «Духовная культура», «Человек и семья в народной культуре», «Православие и этика», «Духовно-нравственные подвиги в истории России», «Нравственная грамматика», «Духовная жизнь народа», «Традиции нашего края», «Уроки нравственности и Православия», «Уроки благочестия», «Святые места России», «Традиции русского костюма», «Основы духовно-нравственного развития», «Православная Смоленщина»,
«Культура Православия», «Православие в современной жизни», «Пути праведных подобно свету светятся», «Православная Россия», «Из истории христианства», «Святые земли Русской», «Школа духовности»,
«Нравственные основы семьи и брака» и др.
       Как нам представляется, сегодня важно проанализировать и обобщить накопленный опыт, а также системно организовать и оформить стержневой предмет в цикле дисциплин, «последовательно разворачивающихся по годам обучения» (Леднев) сообразно возрастным особенностям обучающихся.
       Предложим свою концепцию духовно-нравственного образования со стержневым предметом «Православная культура» на основной ступени общего образования.
       Разговор о преемственности не будет полным, если проигнорировать методологический аспект. В методологическом плане преемственность предполагает реализацию культурологического подхода в преподавании знаний о религии, ориентацию на решение общеобразовательных задач, личную религиозную восприимчивость преподавателя, понимание сложности мировоззренческих и религиозных вопросов, на которые нет
однозначных и простых ответов, способность к рефлексии собственной профессиональной подготовки, умение с осторожностью обращаться с религиозно-эмоциональным настроением учащихся, сохраняя их личную
мировоззренческую автономию.
       Следует заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют не изобретения новых приёмов, методов, форм, а разумного использования и системного применения того, что уже наработано
и зарекомендовало себя с положительной стороны. В этом контексте предмет «Основы православной культуры» в 4 классе может стать «отправной точкой» выстраивания единой системы духовно-нравственного образования, включающей дисциплины основной, старшей школы, а также воспитательные и социально-значимые практики, образуя в перспективе единое образовательное пространство на Смоленщине.

Поделиться: