Поиск по сайту

Преемственность в работе учителя-дефектолога, сурдопедагога детского сада и учителей начальной школы Центра образования «Дистанционные технологии»


Авторcтво: Баранчикова И.В., учитель-дефектолог, сурдопедагог МДОУ «Детский сад № 65», г. Рязань


      Сейчас в школе ЦОДТ учатся наши выпускники с нарушением слуха. Поэтому вопрос о преемственности в работе учителя-дефектолога дошкольной ступени и учителей начальной школы актуален.
Всем известно, что в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.        Наиболее трудным для детей является умение отвлечённо мыслить, обобщать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать.
Интересные для детей игровые ситуации позволяют установить преемственность между воспитанием детей в детском саду и обучением в школе, сближают привычную деятельность, вытекающую из задач обучения и воспитания с новой, носящей обучающий характер, делают менее заметным переход к серьёзной учебной работе.
      Ещё К.Д. Ушинский рекомендовал включать элементы занимательности и игры в серьёзный учебный процесс, т.к. это помогает воспитывать у детей интерес к целенаправленной деятельности, стремлению к достижению поставленных целей. Это помогает добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков; сохраняя положительное отношение к учебной деятельности, умению оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, игры и задания тесно увязываются с практическими жизненными задачами и делами детей.
      Учитывая специфику работы учителя-дефектолога, сурдопедагога специализированного детского сада для детей с нарушением слуха, с расстройствами аутистического спектра и со сложной структурой дефекта, во внимание принимаются коррекционные цели обучения, учитываются особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также детей, испытывающих трудности в обучении и индифферентно относящихся к учению вообще, несмотря на потенциальные возможности и положительные качества личности.
      Очень важно поощрять детей, относиться с большим тактом к тем, кто не справился с заданием или допустил ошибки, и тогда они охотно преодолевают эти трудности, тренируют свои силы.
Детям с ОВЗ предстоит не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить другим то, что понял сам. Вначале они проявляют интерес только к игре, то есть к умственной нагрузке, замаскированной занимательным сюжетом, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Так постепенно пробуждается интерес к учебному предмету.
      В процессе этой деятельности я как учитель-дефектолог, сурдопедагог включаю в активный словарь детей новые понятия, учу строить простейшие умозаключения. Дети, слабо подготовленные к восприятию материала, могут выполнять не все задания, а только доступные им и понятные. Более подготовленным детям задания усложняю, вводя определённую символику и увеличивая количество действий, что создаёт условия для посильной работы, ситуации успеха для всех детей, эффективного использования учебного времени.
      У каждого ребёнка должны формироваться собственное мышление, стремление к самостоятельному решению задач. Таким образом, идёт становление и развитие индивидуальности дошкольника. В системе занятий по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности:
- исполнительскую (действия по образцу "Составим узор"),
- воспроизводящую (игра "Математическая рыбалка"),
- запрограммированную преобразующую ("Математическая эстафета", "Составь круговые примеры"),
- развивающую навыки контроля и самоконтроля ( "Арифметический бег по числовому ряду"),
- с элементами поиска и творчества ("Определи курс движения самолёта", "Угадай загадки весёлого карандаша").
Продумываю не только характер деятельности, но и организационную сторону, характер управления игровой деятельностью. Это могут быть средства обратной связи: сигнальные карточки, разрезные цифры, элементы соревнования как средства активизации детей.
      Объяснение нового материала сопровождаю практическими действиями детей с группами предметов или рисунками, а закрепление - играми на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. Дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимный контроль. Эти нормы взаимоотношений становятся источником развития морали самого ребёнка как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, мышления, наблюдательности; вызывают живой интерес к процессу познания при осуществлении преемственности в работе учителя-дефектолога детского сада и учителей начальной школы.
      До 6 лет происходит оформление основных структур волевого действия. Ребёнок уже способен поставить цель, составить план, оценить результат своего действия. Педагогам известно, что всё это происходит не совсем осознанно и определяется продолжительностью процесса действия. Но укрепить волевое знание о себе поможет всё та же игра не только на занятиях в детском саду, на уроках в начальной школе, но и дома, в кругу семьи, в повседневной деятельности при активном участии родителей.
      Родители, которые стараются это понять, принять и включиться в процесс становления личности ребёнка, способны создать дома все необходимые условия, где определённые задачи выполняются с удовольствием, без угроз и насилия. Нужно всегда помнить, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Например, объявить, что наша квартира на какое-то время превращается в палубу корабля, космодром и прочее. Именно в процессе игры родители смогут передать необходимые привычки, знания, понятия о жизненных правилах и ценностях, лучше понять друг друга.
Уверена, что осуществлять преемственность в работе детского сада и школы должны помогать и родители. В связи с этим рекомендую родителям детей с ОВЗ чаще разговаривать с ними, объяснять непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений, помогать учиться выражать свои желания, чувства и переживания, понимать поведение своё и других людей.
      В возрасте 6 лет ребёнок способен анализировать свои движения и действия, поэтому он может выучить целенаправленно стихотворение, отказаться от игры ради выполнения какой-либо "взрослой задачи", способен побороть страх перед тёмной комнатой, не заплакать оттого, что упал и ушибся.
      Поступление детей в школу, как известно, переломный момент в жизни ребёнка. Происходит осознание своего нового положения в обществе: нового образа жизни и условий деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Личностная готовность ребёнка к школе состоит в умении действовать вместе с другими, оценивать свои действия и сравнивать результаты других детей и своих, уступать, избегать конфликта, т.е. все те качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению и статусу, но это требует большого напряжения духовных и физических сил. В свою очередь, это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
      Для малыша очень важна эмоциональная зрелость, которая предусматривает самоконтроль и умение сосредоточиться на кропотливой работе, так как способствует развитию учебной деятельности. Проект «Дневник самооценки» "...выполнять обязанности нелегко, но необходимо. Хочу и должен могут не совпадать".
      Мною был создан кратковременный проект, в котором участвовали все дети группы. У каждого ребёнка был дневник, где условными знаками оценивалась вся деятельность в течение дня. В конце недели подсчитывались баллы и определялись лидеры. В дневниках отводилось место и для анализа действий в семье. Детям приходилось проявлять ответственность в выполнении заданий, что воспитывало их волю и характер.
      На первой странице дневника размещена таблица условных знаков для самооценки деятельности ребенка в 4 направлениях: на занятиях, в игре, в труде, при взаимопомощи. Условные знаки:
 а) для графы «Занятия» - красного цвета: 1- круг - «самому прилежному» 2 - треугольник - «самому внимательному» 3 – квадрат - «самому усидчивому» 4 - овал – «самому сообразительному»
 б) для графы «Игра» - синего цвета: 1- круг- «самому дружелюбному» 2- треугольник- «самому весёлому» 3- квадрат- «самому ловкому»
 в) для графы «Труд» -зелёного цвета: 1- круг- «самому ответственному» 2- треугольник- «самому аккуратному» 3- квадрат - «самому быстрому»
 г) для графы «Взаимопомощь» - жёлтого цвета: 1- круг- «за серьёзное отношение к делу» 3- квадрат- «за помощь во время одевания, игры, труда» 2- треугольник- «за помощь на занятии»
Дети оценивают совместно с учителем и другими детьми свою работу и рисуют соответствующий условный знак в нужной графе таблицы своего дневника:

Итоговая страница за неделю в дневнике каждого ребёнка с подсчитанным количеством баллов.

    Это помогает наглядно определить каждому ребенку, кто стал лидером группы за неделю, и скорректировать свои планы на следующую неделю. Следующая страница дневника самооценки отражает активность ребенка в семье. На каждой странице пишется вопрос, под которым ребенок должен сделать свои зарисовки-ответы.
    Дела в семье:
1.Нарисуй свою семью.
2.Кто ходит в магазин?
3.Ктопомогает нести покупки?
4.Кто готовит обед?
5. Кто выносит мусор?
6. Кто убирает комнаты?
7. Кто убирает игрушки?
8. Кто провожает в детский сад?
9. Кто ходит на работу?
      Далее ребенок заполняет итоговую таблицу на основании своих сделанных зарисовок. Это помогает ребенку проанализировать взаимоотношения членов семьи, понять, что семья – это мини-коллектив, осознать слаженность действий в коллективе для дальнейшего переноса полученных понятий в школьный коллектив, научиться взаимодействию.
      Этот мини-проект помог детям сложить образ социальных связей, новых отношений, которые предстоит им развивать на следующей ступени образования, а учителям школы поможет реализовать преемственность при реализации требований ФГОС по формированию навыков самоконтроля, самоанализа и формированию универсальных учебных действий.

                                   Библиографический список и интернет-ресурсы.

1. Аникович О.А., Лебедева О.В. Проблема формирования самооценки в период дошкольного детства - М., 2011
2. Долгова В. И., Кузнецова О. И. Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 65–72. — [Электронный ресурс]. – URL: http://e-koncept.ru
3. Долгова В.И., Апплеева И.А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2016. — № 6 (136). — С. 222–226.
4. Долгова В.И. Коррекция тревожности у старших дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 2016. — № 8. — С. 100–105.
5. Долгова В.И., Василенко Е.А. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 5. — Ч. 3. — С. 530–534.
6. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха — [Электронный ресурс]. – URL: http://meduniver.com
7. Гармаш Л. Н. Рекомендации для воспитателей по формированию адекватной самооценки старших дошкольников - [Электронный ресурс]. – URL: http//kak znate.ru
8. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.
9. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1999.
10.Сатир В., Как строить себя и свою семью. — М. Педагогика-Пресс,1992.
11.Терентьева Марина Павловна «Формирование самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе» - [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/ 8
12.Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 36–40. - [Электронный ресурс]. – URL: http://e koncept.ru
13.Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Гюру Эйестад; Пер. с норвежского Н. Шинкаренко. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014.

Поделиться: