Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Преемственность в работе учителя-дефектолога, сурдопедагога детского сада и учителей начальной школы Центра образования «Дистанционные технологии»
Сейчас в школе ЦОДТ учатся наши выпускники с нарушением слуха. Поэтому вопрос о преемственности в работе учителя-дефектолога дошкольной ступени и учителей начальной школы актуален. Всем известно, что в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. Наиболее трудным для детей является умение отвлечённо мыслить, обобщать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать. Интересные для детей игровые ситуации позволяют установить преемственность между воспитанием детей в детском саду и обучением в школе, сближают привычную деятельность, вытекающую из задач обучения и воспитания с новой, носящей обучающий характер, делают менее заметным переход к серьёзной учебной работе. Ещё К.Д. Ушинский рекомендовал включать элементы занимательности и игры в серьёзный учебный процесс, т.к. это помогает воспитывать у детей интерес к целенаправленной деятельности, стремлению к достижению поставленных целей. Это помогает добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков; сохраняя положительное отношение к учебной деятельности, умению оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, игры и задания тесно увязываются с практическими жизненными задачами и делами детей. Учитывая специфику работы учителя-дефектолога, сурдопедагога специализированного детского сада для детей с нарушением слуха, с расстройствами аутистического спектра и со сложной структурой дефекта, во внимание принимаются коррекционные цели обучения, учитываются особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также детей, испытывающих трудности в обучении и индифферентно относящихся к учению вообще, несмотря на потенциальные возможности и положительные качества личности. Очень важно поощрять детей, относиться с большим тактом к тем, кто не справился с заданием или допустил ошибки, и тогда они охотно преодолевают эти трудности, тренируют свои силы. Детям с ОВЗ предстоит не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить другим то, что понял сам. Вначале они проявляют интерес только к игре, то есть к умственной нагрузке, замаскированной занимательным сюжетом, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Так постепенно пробуждается интерес к учебному предмету. В процессе этой деятельности я как учитель-дефектолог, сурдопедагог включаю в активный словарь детей новые понятия, учу строить простейшие умозаключения. Дети, слабо подготовленные к восприятию материала, могут выполнять не все задания, а только доступные им и понятные. Более подготовленным детям задания усложняю, вводя определённую символику и увеличивая количество действий, что создаёт условия для посильной работы, ситуации успеха для всех детей, эффективного использования учебного времени. У каждого ребёнка должны формироваться собственное мышление, стремление к самостоятельному решению задач. Таким образом, идёт становление и развитие индивидуальности дошкольника. В системе занятий по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: - исполнительскую (действия по образцу "Составим узор"), - воспроизводящую (игра "Математическая рыбалка"), - запрограммированную преобразующую ("Математическая эстафета", "Составь круговые примеры"), - развивающую навыки контроля и самоконтроля ( "Арифметический бег по числовому ряду"), - с элементами поиска и творчества ("Определи курс движения самолёта", "Угадай загадки весёлого карандаша"). Продумываю не только характер деятельности, но и организационную сторону, характер управления игровой деятельностью. Это могут быть средства обратной связи: сигнальные карточки, разрезные цифры, элементы соревнования как средства активизации детей. Объяснение нового материала сопровождаю практическими действиями детей с группами предметов или рисунками, а закрепление - играми на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. Дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимный контроль. Эти нормы взаимоотношений становятся источником развития морали самого ребёнка как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, мышления, наблюдательности; вызывают живой интерес к процессу познания при осуществлении преемственности в работе учителя-дефектолога детского сада и учителей начальной школы. До 6 лет происходит оформление основных структур волевого действия. Ребёнок уже способен поставить цель, составить план, оценить результат своего действия. Педагогам известно, что всё это происходит не совсем осознанно и определяется продолжительностью процесса действия. Но укрепить волевое знание о себе поможет всё та же игра не только на занятиях в детском саду, на уроках в начальной школе, но и дома, в кругу семьи, в повседневной деятельности при активном участии родителей. Родители, которые стараются это понять, принять и включиться в процесс становления личности ребёнка, способны создать дома все необходимые условия, где определённые задачи выполняются с удовольствием, без угроз и насилия. Нужно всегда помнить, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Например, объявить, что наша квартира на какое-то время превращается в палубу корабля, космодром и прочее. Именно в процессе игры родители смогут передать необходимые привычки, знания, понятия о жизненных правилах и ценностях, лучше понять друг друга. Уверена, что осуществлять преемственность в работе детского сада и школы должны помогать и родители. В связи с этим рекомендую родителям детей с ОВЗ чаще разговаривать с ними, объяснять непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений, помогать учиться выражать свои желания, чувства и переживания, понимать поведение своё и других людей. В возрасте 6 лет ребёнок способен анализировать свои движения и действия, поэтому он может выучить целенаправленно стихотворение, отказаться от игры ради выполнения какой-либо "взрослой задачи", способен побороть страх перед тёмной комнатой, не заплакать оттого, что упал и ушибся. Поступление детей в школу, как известно, переломный момент в жизни ребёнка. Происходит осознание своего нового положения в обществе: нового образа жизни и условий деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Личностная готовность ребёнка к школе состоит в умении действовать вместе с другими, оценивать свои действия и сравнивать результаты других детей и своих, уступать, избегать конфликта, т.е. все те качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению и статусу, но это требует большого напряжения духовных и физических сил. В свою очередь, это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Для малыша очень важна эмоциональная зрелость, которая предусматривает самоконтроль и умение сосредоточиться на кропотливой работе, так как способствует развитию учебной деятельности. Проект «Дневник самооценки» "...выполнять обязанности нелегко, но необходимо. Хочу и должен могут не совпадать". Мною был создан кратковременный проект, в котором участвовали все дети группы. У каждого ребёнка был дневник, где условными знаками оценивалась вся деятельность в течение дня. В конце недели подсчитывались баллы и определялись лидеры. В дневниках отводилось место и для анализа действий в семье. Детям приходилось проявлять ответственность в выполнении заданий, что воспитывало их волю и характер. На первой странице дневника размещена таблица условных знаков для самооценки деятельности ребенка в 4 направлениях: на занятиях, в игре, в труде, при взаимопомощи. Условные знаки: а) для графы «Занятия» - красного цвета: 1- круг - «самому прилежному» 2 - треугольник - «самому внимательному» 3 – квадрат - «самому усидчивому» 4 - овал – «самому сообразительному» б) для графы «Игра» - синего цвета: 1- круг- «самому дружелюбному» 2- треугольник- «самому весёлому» 3- квадрат- «самому ловкому» в) для графы «Труд» -зелёного цвета: 1- круг- «самому ответственному» 2- треугольник- «самому аккуратному» 3- квадрат - «самому быстрому» г) для графы «Взаимопомощь» - жёлтого цвета: 1- круг- «за серьёзное отношение к делу» 3- квадрат- «за помощь во время одевания, игры, труда» 2- треугольник- «за помощь на занятии» Дети оценивают совместно с учителем и другими детьми свою работу и рисуют соответствующий условный знак в нужной графе таблицы своего дневника: Итоговая страница за неделю в дневнике каждого ребёнка с подсчитанным количеством баллов. Это помогает наглядно определить каждому ребенку, кто стал лидером группы за неделю, и скорректировать свои планы на следующую неделю. Следующая страница дневника самооценки отражает активность ребенка в семье. На каждой странице пишется вопрос, под которым ребенок должен сделать свои зарисовки-ответы. Дела в семье: 1.Нарисуй свою семью. 2.Кто ходит в магазин? 3.Ктопомогает нести покупки? 4.Кто готовит обед? 5. Кто выносит мусор? 6. Кто убирает комнаты? 7. Кто убирает игрушки? 8. Кто провожает в детский сад? 9. Кто ходит на работу? Далее ребенок заполняет итоговую таблицу на основании своих сделанных зарисовок. Это помогает ребенку проанализировать взаимоотношения членов семьи, понять, что семья – это мини-коллектив, осознать слаженность действий в коллективе для дальнейшего переноса полученных понятий в школьный коллектив, научиться взаимодействию. Этот мини-проект помог детям сложить образ социальных связей, новых отношений, которые предстоит им развивать на следующей ступени образования, а учителям школы поможет реализовать преемственность при реализации требований ФГОС по формированию навыков самоконтроля, самоанализа и формированию универсальных учебных действий. Библиографический список и интернет-ресурсы. 1. Аникович О.А., Лебедева О.В. Проблема формирования самооценки в период дошкольного детства - М., 2011 2. Долгова В. И., Кузнецова О. И. Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 65–72. — [Электронный ресурс]. – URL: http://e-koncept.ru 3. Долгова В.И., Апплеева И.А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2016. — № 6 (136). — С. 222–226. 4. Долгова В.И. Коррекция тревожности у старших дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 2016. — № 8. — С. 100–105. 5. Долгова В.И., Василенко Е.А. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 5. — Ч. 3. — С. 530–534. 6. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха — [Электронный ресурс]. – URL: http://meduniver.com 7. Гармаш Л. Н. Рекомендации для воспитателей по формированию адекватной самооценки старших дошкольников - [Электронный ресурс]. – URL: http//kak znate.ru 8. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983. 9. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1999. 10.Сатир В., Как строить себя и свою семью. — М. Педагогика-Пресс,1992. 11.Терентьева Марина Павловна «Формирование самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе» - [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/ 8 12.Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 36–40. - [Электронный ресурс]. – URL: http://e koncept.ru 13.Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Гюру Эйестад; Пер. с норвежского Н. Шинкаренко. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. Поделиться: |