|
Информационные технологии на уроках истории через онлайн-платформу Nearpod
Авторcтво: Баландина Ксения Николаевна, учитель истории ГБОУ гимназия №622 Выборгского района Санкт-Петербурга |
На сегодняшний день многие учителя сталкиваются с проблемой использования мобильных телефонов учениками на уроке не по назначению, не извлекая никакой практической пользы для обучения. Учитель «проигрывает» смартфонам в борьбе за внимание учеников. В последнее время информационные технологии в образовании развиваются в умеренном темпе, что позволяет учителям отбирать подходящие приемы, методы и материалы для обучения, но проблему использования телефонов на уроке учениками это не решает. Одним из альтернативных решением будет обернуть использование смартфонов в свою пользу, при помощи информационных технологий и различных интерактивных заданий.
Актуальные на данный момент российские онлайн-платформы достаточно изучены в методической дисциплине и широко используются в российских образовательных учреждениях. В своей работе я хочу обратить внимание на американскую онлайн-платформу для обучения «Nearpod». В то время, когда проблема телефонов, смартфонов и планшетов вызывает большое беспокойство педагогической общественности, Nearpod нашёл свой подход использования мобильных устройств в классе как средства повышения эффективности обучения. Причём мобильные устройства могут использовать как ученики для обучения, так и учителя для организации и проведения занятий.
Nearpod — это онлайн-платформа, которая позволяет учителям создавать презентации к своим занятиям и делиться ими с учениками прямо во время урока. Достаточно просто выслать по электронной почте или через соцсети код презентации, и дети со своих мобильных телефонов подключаются к общему действу. Учитель листает слайды, которые транслируются на телефоны детей, задавая самостоятельно темп занятия, вовлекая учеников в выполнение творческих заданий и в реальном времени отслеживает результат — и всё это с помощью телефона, который обычно только мешает.
Бесплатная версия Nearpod позволяет делать слайды с изображениями, текстом и аудиодорожками, а также приглашать к участию в сессии онлайн до 30 учеников. Платная версия Nearpod Gold предлагает куда больше возможностей: создание слайдшоу, вставка видеофайлов, написание викторин, открытые вопросы, инструменты для рисования, добавление графиков и диаграмм. Всё это позволяет сделать урок по-настоящему интерактивным, ведь каждый ребёнок увлечённо решает задачи с помощью своего мобильного, и при этом результат можно увидеть сразу и уделить каждому должное внимание. Созданные презентации можно сохранить в формате PDF и распространять для работы офлайн. Ещё одна полезная функция — домашнее задание. Работать с презентацией в таком режиме ученики могут самостоятельно, не подключаясь к общей сессии. Преподаватель общественных наук в одной из школ Портленда Ким Хоффман Каноф рассказывает о своём опыте использования этого приложения на уроках: «Вы знаете этих учеников. Они могут опоздать на 20 минут и при этом забыть дома ручку, тетрадь и всё остальное. Но, к счастью, есть один инструмент, который у них всегда с собой: сотовый телефон. У многих моих студентов серьёзные проблемы вне школы, они не имеют доступ в Интернет. Но мобильный телефон могут себе позволить. Чтобы вовлечь этих ребят, я начала планировать уроки с Nearpod и телефонами в качестве учебных инструментов».
Ким рекомендует использовать больше открытых вопросов в презентации, которые призывали бы учеников глубже вникать в тему и высказывать своё мнение. Можно сделать так, чтобы во время урока ребята могли добавлять свой контент: изображения, ссылки на сайты. Это может быть поводом для насыщенных дискуссий и средством самовыражения. Ведь одно из главных достоинств подобных интерактивных презентаций в том, что высказаться публично и быть услышанным может каждый.
Структура онлайн-платформы «Nearpod».
Сайт базируется на создании и использовании интерактивных презентаций. Мы привыкли к тому, что презентации чаще всего бывают в формате Microsoft PowerPoint, несмотря на широкий спектр функций для создания качественного контента, «Nearpod» предлагает больший функционал. Онлайн-платформа содержит в себе ресурсы для создания собственной презентации-урока, а также базу готовых уроков, которые можно использовать в преподавании. При составлении презентации можно добавить слайды из двух категорий «Активность» и «Контент». В состав первой категории входят различные интерактивные функции: «Time to climb» (викторина в форме игры), «Open-Ended Question» (вопросы в открытой форме, где можно прикрепить текст, изображение, видео или любой другой веб-контент), «Matching Pairs» (соответствующие пары), «Quiz» (квиз), «Flipgrid» (сервис, позволяющий записывать видео-ответы ученикам), «Draw It» (рисование), «Collaborate Board» (доска, где ученики пишут свои ответы, а учитель может добавлять их на доску для всех), «Poll» (тестовые задания), «Fill in the Blanks» (заполнение пропусков), «Memory Test» (тест на память). Состав категории «Контент» включает в себя: «Video» (добавление видео), «Slide» (обычный слайд), «Web Content» (добавление перехода на какой-либо сайт), «Nearpod 3D» (3D-объекты из различных категорий наук), «Simulation» (интерактивная симуляция, добавление разнообразных реакций, схем, экспериментов по математики и естественным наукам), «VR Field Trip» (панорамные изображения различных мест нашей планеты вплоть до панорамы Марса), «BBC Video» (любое видео с канала BBC), «Sway» (создание презентаций и доступ к ним и их редактированию через систему Sway), «Slideshow» (слайд-шоу), «Audio» (аудио), «PDF Viewer» (файлы формата PDF). Интерфейс сайта очень удобный и комфортный в использовании, не перегружен информацией и бесполезными функциями. На основе этого сайта можно разрабатывать уроки по различным предметам и подбирать для себя удобный интерактивный интерфейс.
Технологическая карта урока истории на онлайн-платформе Nearpod
Тема: «Отечественная война 1812 года»
Тип урока: Изучение нового материала
Класс: 9
Учебник: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева, Учебник по истории России, 9 класс, 2-ая часть.
Цели урока:
Образовательная: исследовать первый этап Отечественной войны 1812 года
Воспитательная: воспитывать чувство гордости и любви к родине на примерах подвигов российского народа и великих полководцев.
Развивающая: продолжить работу по развитию умения определять и объяснять понятия, сравнивать, развивать навыки работы с картой; дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами русского языка.
Задачи урока (планируемые достижения):
1) Образовательные
• Усвоение определения понятий: «армия двунадесяти языков», редут, флеши
• Запоминание дат: 1812 - Отечественная война; 4-6 августа – Смоленское сражение, 8 августа – назначение Кутузова Верховным Главнокомандующим, 24 августа – бой за Шевардинский редут, 26 августа - Бородинское сражение.
• Понимание сути основных событий: Смоленское сражение; Бородинское сражение;
• Формирование навыков планирования ответа: умение выделять главное; навыки сознательного и активного слушания; установление признаков предметов и явлений, связей и отношений между ними.
2) Развивающие:
• развивать умение формулировать проблему; выдвигать тезис и доказывать свою точку зрения;
• развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, давать оценку событиям;
• развивать творческие, коммуникативные способности учащихся.
3) Воспитательные:
• показать ценностное значение истории российского народа;
• воспитывать уважение к великим людям нашей страны;
• воспитывать интерес к предмету история.
Планируемые результаты по ФГОС.
Предметные
|
Метапредметные УУД
|
Личностные УУД
Ученики получат возможность:
|
Ученики научатся изучать цифры, факты, данные по изучаемому событию.
Ученики получат возможность научиться:
-работать с текстом учебника;
-определять понятия;
-развивать умение выделять главное;
-устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- расширить и систематизировать научные знания.
|
Познавательные:
1) умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
2) формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Коммуникативные:
1) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Регулятивные:
1) определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
|
выразить положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности.
- воспитать чувства само- и взаимоуважения; воспитать интерес к истории как науке;
- научиться высказывать собственное мнение, суждения;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
|
Технологическая карта урока
Этап урока
|
Виды работы, формы, методы, приемы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Планируемые результаты
|
Организационный
|
Приветствие
|
Добрый день, меня зовут Ксения Николаевна, сегодня я буду проводить у вас урок истории. Урок будет немного в необычном формате. Я прошу вас достать ваши телефоны и зайти на сайд nearpod.com и ввести код для входа на урок, написанный на доске.
|
Подключаются к интерактивному уроку.
|
Регулятивные:
Самоуправление
Самоорганизация
|
Актуализация знаний
|
«Fill in the Blanks»
|
На прошлом уроке вы проходили тему: «Внешняя политика Александра 1 с 1801-1812 гг».
Давайте вспомним итоги этой темы. В ваших телефонах на слайде выведен бланк для заполнения, у вас есть 1,5 минуты, чтобы заполнить. Потом мы с вами проверим.
Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.
|
Заполняют пропуски в тексте
|
Предметные:
умение правильно понимать термины по теме;
умение использовать имеющиеся знания в заданной ситуации;
|
Изучение нового материала
|
«Collaborate board»
|
Сегодня наш урок мы посвятим рассмотрению отношений между Россией и Францией и главному событию, связанному с ними-войне, которая стала одной из самых героических страниц истории нашей Родины XIX века и получила название Отечественной войны 1812 года.
Мы постараемся с вами рассмотреть первый этап этого события. Давайте запишем нашу с вами тему на рабочих листах.
С чего мы начнем изучение войны? Правильно, с изучения причин. Давайте обратимся к тексту, представленному на слайде. Попробуйте выяснить причины войны для России и для Франции. Потом мы с вами проверим.
Давайте проверим ваши ответы. И запишем в рабочие листы наши итоговые причины.
Причины войны:
Для Франции:
1. 1810 г. - Таможенный тариф, повышающий пошлины на ввоз в Россию предметов роскоши.
2. Россия не соблюдала условия континентальной блокады (торговала с Англией на нейтральных американских судах).
Для России:
1. Россия несла огромные экономические убытки от континентальной блокады, так как Англия была основным рынком сбыта хлеба для России.
2. Наполеон стремился к мировому господству.
|
Записывают на рабочих листах тему урока.
Пробуют определить причины по тексту и записывают в телефонах на доске для обсуждений.
Выписывают причины для России и для Франции в рабочие листы.
Проверка их записей.
|
Предметные:
– умение правильно понимать термины по теме;
– умение использовать имеющиеся знания в заданной ситуации;
- умение отвечать на вопросы.
Метапредметные:
регулятивные: формулирование гипотез, развитие качества мышления (гибкость, диалектичность)
коммуникативные:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, развитие смыслового чтения.
|
|
Рассказ учителя
«Collaborate board»
|
На основе моего рассказа заполните состав армий стран. Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию, насчитывавшую примерно 600 тыс. человек, которая имела пёстрый национальный состав: французов было только половина, остальную часть составляли солдаты из армий побежденных стран, поэтому её называли «армия двунадесяти языков».
Русская армия на западных границах насчитывала около 200 тысяч человек, и была разделена на три части и рассредоточена. Главную силу русских войск составляла 1-ая армия под командованием М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Нéман. Южнее в Белоруссии располагалась 2-ая армия П.И. Багратиона. Еще южнее 3-ая армия А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.
В ночь на 12 июня 1812 года «Великая армия» Наполеона вторглась на территорию России и перешла через реку Неман. Он планировал разбить русские армии по одиночке в приграничных сражениях. Готовясь отражать удар, русское командование разрабатывало план ведения войны. Как вы думаете какую тактику могли предпринять Военное министерство и Генеральный штаб русской армии? Свои варианты ответов прошу записать вас в специальном окне на ваших телефонах.
|
На основе слов учителя заполняют состав армий в рабочих листах.
На основе слов учителя записывают в рабочих листах дату начала войны.
Ученики записывают в телефонах варианты тактик.
|
Предметные:
– применение полученной информации при работе с учебником в соответствии с заданием,
– умение выбирать информацию и преподносить в виде таблицы.
Метапредметные:
аргументация своего мнения
осуществление самоконтроля;
планирование работы учебного сотрудничества.
развитие компетентности в области «прочитывания» продуктов использования информационно-коммуникационных технологий.
|
|
Рассказ учителя
|
Барклай де Толли принимает единственное правильное решение: отступать, любой ценой сохранить войска, не вступать в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий. Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло в городе Смоленске. Таким образом, план Наполеона был сорван.
4-6 августа 1812 г. под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс. своих солдат. После того как русские войска и население покинули город, противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь так и не удалось. Русская армия не только была сохранена, но и убедилась в том, что «непобедимого» противника вполне можно успешно бить. Общество осудило Барклая де Толли за то, что он отдал приказ отступить от Смоленска. 8 августа 1812 года Верховным главнокомандующим вместо него назначен Кутузов М. И. Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве. Лишь на подступах к древней столице, в 124 км от неё, неподалёку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.
|
Ученики заполняют рабочий лист с важными событиями войны.
|
Предметные:
умение выбирать информацию и преподносить в виде таблицы.
|
|
Работа с анимированной картой
«Open ended question»
|
Бородинское сражение.
Генеральному сражению предшествовал бой 24 августа за Шевардинский редут, где русские войска под командованием генерала А. И. Горчакова в течение всего дня героически отражали атаки превосходящих сил противника. Сражение позволило русской армии выиграть время и обеспечить занятие выгодных позиций, построить защитные укрепления.
К этому времени силы сторон были примерно равны. Наполеон, по разным оценкам, имел 130—135 тыс. человек, русских было 110—130 тыс. человек. Главные цели сторон были различны. Если Наполеон стремился разгромить русскую армию и захватить Москву, то Кутузов планировал подорвать наступательный порыв противника и обескровить его, сделав дальнейшее наступление невозможным.
Давайте мы с вами посмотрим, как проходило Бородинское сражение.
На следующем слайде у вас прикреплены документы и вопрос, ознакомьтесь с ними и ответьте так кто же победил при Бородино?
|
Ученики смотрят видео анимированной карты.
Ученики отвечают на вопрос
|
Предметные:
развитие умения работать с картой
Познавательные:
умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок
|
|
Работа с рабочими листами
|
Подводя итог вашим ответам, я хочу сказать, что у историков нет единого мнения о том, кто одержал победу 26 августа 1812 года. Несмотря на видимый успех неприятеля, фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико как никогда. Великая армия потеряла, по разным оценкам, от 35 до 60 тыс. человек (в том числе 49 генералов). Россия оплакивала гибель 45 тыс. своих сынов (в том числе 29 генералов). Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
|
Ученики записывают в рабочие листы итоги Бородинского сражения.
|
Предметные:
умение выбирать информацию и преподносить в виде таблицы.
|
Закрепление
|
«Time to climb»
|
Сегодня мы с вами изучили первый этап Отечественной войны, давайте проверим себя, что мы усвоили сегодня. На ваших телефонах сейчас начнется небольшая викторина, прошу вас приготовиться. На каждый вопрос у вас есть 45 секунд для ответа. Чем быстрее вы отвечаете, тем больше очков вы получаете.
|
Ученики выполняют викторину на оценку.
|
Личностные УУД:
–установление связи между целью деятельности и ее результатом,
– адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебе
|
Рефлексия
|
«Poll»
|
На следующем слайде ответьте пожалуйста на вопрос о нашем сегодня уроке. Спасибо.
|
|
Метапредметные
– оценка процесса и результатов деятельности,
– рефлексия способов и условий действий.
|
Поделиться:
|
|