Поиск по сайту

Андрагогический подход в практике работы учителя


Авторcтво: Касаткина Наталья Валерьевна, методист по ОРКСЭ, ОДНКНР ГБУ ИМЦ Фрунзенского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга


      Принципы, на которых строится эта наука известны, это приоритет самостоятельного обучения, принципы совместной деятельности, опоры на опыт обучающихся, индивидуализации обучения, системности обучения, принцип актуализации результатов обучения, принцип развития образовательных потребностей и другие. Принципы обучения взрослых не противопоставляются дидактическим принципам педагогики, более того, в значительной степени они их дополняют и развивают. Они вошли в систему принципов новой дидактики современной школы. Однако их действие в конкретных условиях обучения детей и взрослых людей отличается достаточно четкой спецификой.
Но принципы андрагогики или новой дидактики современному учителю реализовывать в образовательном процессе непросто. Какие трудности испытывает учитель при этом, работая с современным ребенком, живущим в эпоху информатизации и компьютеризации общества во всех сферах его жизни? И как должен меняться при этом сам учитель, чтобы соответствовать вызовам времени?
      Давайте попробуем разобраться в этих положительных и отрицательных моментах.
Итак, рассмотрим аргументы в защиту данного положения: «Адрагогический подход учителя в образовательном процессе — это хорошо, правильно и полезно как для учителя, так и для учащегося».
К завершению обучения в начальной школt не все дети в полной мере и в достаточном объеме владеют необходимыми коммуникативными навыками, проявляют способность и готовность к продуктивному взаимодействию в ходе совместной деятельности по решению учебных задач разной степени сложности. Лишь систематическая работа учителя по формированию и отработке (тренировке) все элементов каждого коммуникативного умения приведет к результатам, которые позволят и учителю, и ученикам интенсивно и глубоко осваивать образовательную программу.
Однозначно важно и полезно для каждого ребенка в отдельности и для всех обучающихся работать в соответствии с андрагогическим принципом «опоры на опыт обучающегося», т.к. согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный) опыт обучающегося используется в качестве одного из главных источников развития и воспитания как самого обучающегося, так и его товарищей. И здесь семья выступает как важнейший социальный институт в жизни ребенка, жизненная среда, определяющая, какой личностью он станет, духовно и интеллектуально богатой, эмоциональной, способной сопереживать, делиться лучшим в себе с окружающими людьми или иной – интеллектуально неразвитой, без выраженных познавательных интересов, эмоционально бедной, безразличной к окружающему его миру. Скудный жизненный опыт, отсутствие ярких, эмоционально окрашенных впечатлений тормозит его умственное и социальное развитие.
      Особо хотелось бы выделить принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения, т.к. только если сам ученик желает получать те знания, которые ему пригодятся для жизни в будущем, только когда он сам захочет их получить, лишь тогда это принесёт положительные плоды. Учитель должен обладать способностью и умением развивать в детях любознательность, пытливость ума, это делает ребенка не объектом обучения, а субъектом этого увлекательного процесса, приносящего радость и удовлетворение. Но, к сожалению, мы мало говорим в учительской среде об этих важнейших качествах учителя - мастера, мало внимания уделяем их развитию.
      Но здесь встаёт и другой, не менее важный сегодня вопрос: а как же быть с теми детьми, которые придя в школу всем своим видом, поведением, словами показывают, что им ничего не нужно, они ничего не хотят?.. И здесь нам приходит на помощь принцип индивидуализации обучения. В соответствии с этим принципом учитель, совместно с таким ребенком, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую возможности, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося. Но надо быть реалистом и честно сказать, а возможно ли применение этого принципа в современных школах, где количество учащихся превышает норму и составляет от 35 до 43 человек в классе? Очень трудно, но делать это необходимо. А возможности для этого создаются, в частности, организацией проектной, исследовательской деятельности, которая является обязательным компонентом школьного образования.
Таким образом, реализация принципов новой дидактики или андрагогический подход к обучению детей потребует от учителя педагогического и методического мастерства, знаний возрастной психологии, современной педагогики, в том числе, социальных её аспектов, то-есть, дополнительных усилий. И успех в этой работе зависит от личности учителя, его любви к детям, от увлеченности своим предметом, от его личных, человеческих качеств.

Поделиться: