Авторcтво: Касаткина Наталья Валерьевна, методист по ОРКСЭ, ОДНКНР ГБУ ИМЦ Фрунзенского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга |
Принципы, на которых строится эта наука известны, это приоритет самостоятельного обучения, принципы совместной деятельности, опоры на опыт обучающихся, индивидуализации обучения, системности обучения, принцип актуализации результатов обучения, принцип развития образовательных потребностей и другие. Принципы обучения взрослых не противопоставляются дидактическим принципам педагогики, более того, в значительной степени они их дополняют и развивают. Они вошли в систему принципов новой дидактики современной школы. Однако их действие в конкретных условиях обучения детей и взрослых людей отличается достаточно четкой спецификой.
Но принципы андрагогики или новой дидактики современному учителю реализовывать в образовательном процессе непросто. Какие трудности испытывает учитель при этом, работая с современным ребенком, живущим в эпоху информатизации и компьютеризации общества во всех сферах его жизни? И как должен меняться при этом сам учитель, чтобы соответствовать вызовам времени?
Давайте попробуем разобраться в этих положительных и отрицательных моментах.
Итак, рассмотрим аргументы в защиту данного положения: «Адрагогический подход учителя в образовательном процессе — это хорошо, правильно и полезно как для учителя, так и для учащегося».
К завершению обучения в начальной школt не все дети в полной мере и в достаточном объеме владеют необходимыми коммуникативными навыками, проявляют способность и готовность к продуктивному взаимодействию в ходе совместной деятельности по решению учебных задач разной степени сложности. Лишь систематическая работа учителя по формированию и отработке (тренировке) все элементов каждого коммуникативного умения приведет к результатам, которые позволят и учителю, и ученикам интенсивно и глубоко осваивать образовательную программу.
Однозначно важно и полезно для каждого ребенка в отдельности и для всех обучающихся работать в соответствии с андрагогическим принципом «опоры на опыт обучающегося», т.к. согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный) опыт обучающегося используется в качестве одного из главных источников развития и воспитания как самого обучающегося, так и его товарищей. И здесь семья выступает как важнейший социальный институт в жизни ребенка, жизненная среда, определяющая, какой личностью он станет, духовно и интеллектуально богатой, эмоциональной, способной сопереживать, делиться лучшим в себе с окружающими людьми или иной – интеллектуально неразвитой, без выраженных познавательных интересов, эмоционально бедной, безразличной к окружающему его миру. Скудный жизненный опыт, отсутствие ярких, эмоционально окрашенных впечатлений тормозит его умственное и социальное развитие.
Особо хотелось бы выделить принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения, т.к. только если сам ученик желает получать те знания, которые ему пригодятся для жизни в будущем, только когда он сам захочет их получить, лишь тогда это принесёт положительные плоды. Учитель должен обладать способностью и умением развивать в детях любознательность, пытливость ума, это делает ребенка не объектом обучения, а субъектом этого увлекательного процесса, приносящего радость и удовлетворение. Но, к сожалению, мы мало говорим в учительской среде об этих важнейших качествах учителя - мастера, мало внимания уделяем их развитию.
Но здесь встаёт и другой, не менее важный сегодня вопрос: а как же быть с теми детьми, которые придя в школу всем своим видом, поведением, словами показывают, что им ничего не нужно, они ничего не хотят?.. И здесь нам приходит на помощь принцип индивидуализации обучения. В соответствии с этим принципом учитель, совместно с таким ребенком, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую возможности, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося. Но надо быть реалистом и честно сказать, а возможно ли применение этого принципа в современных школах, где количество учащихся превышает норму и составляет от 35 до 43 человек в классе? Очень трудно, но делать это необходимо. А возможности для этого создаются, в частности, организацией проектной, исследовательской деятельности, которая является обязательным компонентом школьного образования.
Таким образом, реализация принципов новой дидактики или андрагогический подход к обучению детей потребует от учителя педагогического и методического мастерства, знаний возрастной психологии, современной педагогики, в том числе, социальных её аспектов, то-есть, дополнительных усилий. И успех в этой работе зависит от личности учителя, его любви к детям, от увлеченности своим предметом, от его личных, человеческих качеств.
Поделиться: