Авторcтво: Бартновская Светлана Александровна, учитель истории, Ардаширова Елена Альфредовна, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №89 Калининского района Санкт-Петербурга |
«Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе»
Галилео Галилей
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта.
Реализация национального компонента во внеурочной деятельности предполагает сохранение существующих самобытных этнических коллективов и упрочение взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности.
Использование национального компонента на факультативных (внеурочных) занятиях, знакомит учащихся с национальными обычаями и традициями России в производственных и бытовых сферах, повышает их познавательный интерес, расширяет возможность для проявления творческого начала.
Изучение богатейшего пласта культурного наследия русского народа оказывает огромное влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими духовно-нравственных ценностей. Народная культура-основа национальной культуры. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей стали целями создания рабочей программы «Национальные традиции России средствами изобразительного искусства».
Разработанный нами курс внеурочной деятельности представляет собой целостную систему введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
На уроках Изобразительного искусства в рамках ФГОС необходимо развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость. На занятиях должны присутствовать целостность, образность, эмоциональность. Урок должен учитывать связь с жизнью. Проводить занятия необходимо в диалогичной форме. В рамках
изучаемой темы необходимо искать пути для интеграции с другими учебными предметами, такими как «История», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению истории, искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных
культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. В связи с этим возникла идея создания программы внеурочной деятельности «Национальные традиции средствами изобразительного искусства» в которой два предмета история и изобразительное искусство позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность слиянию теории и практики, а также в программе активно используется проектная деятельность. Проектная деятельность ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Это дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. На занятиях по изобразительному искусству полученные теоретические знания закрепляются и дополняются. Применяются различные традиционные и нетрадиционные
технические приемы. Такая деятельность активизирует критическое мышление, выстраивает и использует творческий потенциал, формирует духовно – нравственные качества личности. Внеурочная деятельность в условиях ФГОС даёт возможность интегрировать общее и дополнительное образование.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве. Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Наша программа является специализированной программой социально-личностного, патриотического и эстетического воспитания детей школьного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям русской народной культуры, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Программа имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, быта, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.
Предлагаемая программа предназначена для обучения детей 11-12 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Рабочая программа «Национальные традиции России средствами изобразительного искусства» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа в группах, индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или инсталляции. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки, могут применяться в оформлении школы. Работать в этой программе интересно и школьникам и учителям.
Поделиться: