Поиск по сайту

Формы работы социального педагога с семьей


Авторcтво: Мотина Виктория Юрьевна, социальный педагог ГБОУ школы №6 Выборгского района Санкт-Петербурга


        

Семья – это дом, объединяющий людей, здесь складываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. Цель работы социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказание ему социально-психологической помощи, защита ребенка.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: советник, консультант, защитник. Советник - рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка.

При организации и выборе метода воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на семью влияют: природа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе. Выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей среды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта социального педагога. Социальный педагог в неблагополучных семьях выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.

В работе с семьей социальный педагог использует различные формы и методы социально - педагогической помощи:

1)Социальный патронаж - посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями.

2)Консультационные беседы (индивидуальные и групповые); систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с воспитанниками в образовательном учреждении

3)Социально - педагогический мониторинг семьи - это система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, а также принятие на этой основе важных решений.

4)Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе. Формирование у родителей потребности в самообразовании.

5)Ознакомление педагогов и родителей ОУ с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта

Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса Социально-педагогическая деятельность в семье осуществляется на трех уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном. Любую работу с семьей социальный работник начинает с ее изучения, то есть на диагностическом уровне: оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации; сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

  Самым распространенным методом в работе социального педагога с неблагополучной семьей является метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы. Метод беседы дает возможность социальному педагогу проникнуть в духовную жизнь семьи, выяснить все трудности их жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе семью, а также заинтересовать в беседе.

Собрать материал, характеризующий семью можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать интересы, особенности, определить психологические проблемы.

В практике социального педагога используется активно метод тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента. В комплексе с этим методом используется наблюдение, беседа, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие.

Для выявления причин конфликтных ситуаций в семье социальный педагог использует метод преодоления конфликта. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.

Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми для оказания помощи консультируемому. Методы и приемы консультирования: беседа; наблюдение; убеждение; одобрение или осуждение; прием активного слушания; прием конфронтации; телефонное консультирование.

Тематика социально-педагогического семейного консультирования различна:

1) Это вопросы связанные с воспитанием детей в семье (решение проблем дезадаптации ребенка, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, помощь в правовых вопросах и т.д.)

2)Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и с ее ближайшим окружением, содействие в разрешении внутри семейных отношений и т.д.)

3)Духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи.

4)Организация жизнедеятельности (привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для игр и отдыха ребенка, досуга и т.д.)

5) Пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, алкоголизма и т.п.).

Существует множество методов работы социального педагога с неблагополучной семьей. Их выбор индивидуален:

Метод перевоспитания – предупреждение и преодоление отклонений в поведении. Перевоспитание ставит цель – сформировать семью, которая бы отвечала требованиям общественной морали.

Метод самовоспитания – процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.

Метод социометрии – предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния семьи

Метод мониторинга – отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ ситуации. Метод генерации настроений – диагностика, анализ причин поступка, поведения, настроения, психического состояния членов семьи. Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя два компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании:

Помощь в организации направлена на поддержку семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.      Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты.

Выступая в роли защитника социальный педагог защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Поскольку неблагополучная семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений:

мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения. Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.

Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.

Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых.

Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой

Таким образом, выделим алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:

• изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;

• первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;

• знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;

• знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;

• изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

• изучение личностных особенностей членов семьи; • составление карты семьи;

• координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);

• составление программы работы с неблагополучной семьей;

• текущие и контрольные посещения семьи;

• выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Таким образом, существует множество разнообразных методов работы социального педагога с неблагополучной семьей, но все они подвержены выбору самого педагога. Социальный педагог, изучив проблему семьи, ее психологические особенности самостоятельно выбирает свою роль и методы, с помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.




Список литературы:

1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства. / И.П. Андриади - М.: Академия, 1999.- 160 с.

2. Антонов, А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В. И. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.-304 с.

3. Болотов, В.А. Проблема педагогического образования семьи все еще остается «за кадром» / В.А. Болотов // Социальная работа. - 1994. - №1/4. - С. 4-5.

4. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы: Пособие. / В.Г. Бочарова - М.: SvR -Аргус, 1994.-208 с.

5. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. / Л.П. Буева - М.: МГУ, 1968. -268 с.

6. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. / Ю.В. Василькова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.

7. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб.пособие / Тамара Владимировна Лодкина. – М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 192 с.

8. Олифиренко, Л.Я. Социальная поддержка детей "группы риска": Учеб.пособие / Людмила Яковлевна Олифиренко, Татьяна Ивановна Шульга, Изабелла Федоровна Дементьева. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 256 с.


Поделиться: