Поиск по сайту

Опыт структурирования видов воспитания (из материалов работы лаборатории доказательного воспитания)


Авторcтво: Лиознова Елена Викторовна, методист ИМЦ Выборгского района СПб, канд. психол. наук, профессор Балтийской педагогической академии


       В 2016-2017 учебном году (к сожалению, по техническим причинам, лишь с января) продолжила работу группа энтузиастов (10 специалистов - завучей по воспитательной работе, психологов, методистов), работающих в постоянно действующем семинаре на базе ИМЦ Выборгского района «Лаборатория доказательного воспитания» [1]. Они стараются углублённо, на научной основе разобраться с проблемой воспитания в современном образовательном пространстве.  Конечная цель организации семинара - создание научно обоснованного, компактного, пригодного для массового мониторинга блока методов оценки воспитанности школьников. Наши консультации с педагогами, психологами, чиновниками из разных организаций и городов пока не выявили специалистов, решивших эту непростую задачу. И мы понимаем, что, если не измерять результаты воспитательной работы научно обоснованными средствами, то невозможно говорить о том, насколько она эффективна, дает ли она ожидаемые или, иногда, прямо противоположные результаты.
       Учитывая возникший перерыв в нашей деятельности, работа второго сезона началась с возвращения к формулировке самого понятия воспитания на новом уровне осознанности. С этой целью мы попросили дать определение понятия воспитание на этот раз людей, не работающих в системе образования, но еще недавно являвшихся участниками образовательного процесса среднего звена. Опросив группу (37 человек) молодых взрослых людей из разных городов страны по поводу того, как они понимают эту социальную функцию, мы получили разнородные и достаточно противоречивые ответы. Среди них и достижение обобщенного результата в виде формирования настоящего Человека, подготовки к жизни, обретения адекватности поведения, передачи характера, опыта от родителей детям; и целостные оценочные области - «хорошести», правильности, не испорченности личности, развития положительных качеств, манер, общественно признанных ценностей, нравственности, соблюдения норм; и конкретные проявления характера - умеренность, целеустремленность, терпимость, сдержанность, порядочность, скромность, вежливость, доброта, уважение к другим» [2]. Отметим, что приводимые взгляды не сильно отличались от описанных в прошлом году подходов профессионалов – членов «Лаборатории доказательного воспитания», которые они имели в начале нашей работы [1].
       Чтобы убедиться, насколько мы повысили свою компетентность в понимании воспитания, каждого из участников Лаборатории попросили критически проанализировать полученные ответы. Эта работа позволила нам увидеть, насколько более осознанно, глубоко и единообразно мы стали подходить к пониманию воспитания по сравнению с предыдущим годом. После активного обсуждения и сравнения взглядов непрофессионалов и наших собственных мы вернулись к определению, на котором остановились в конце первого сезона. «Мы условились рассматривать воспитание, как целенаправленное создание оптимальных условий (преимущественно, эмоционально значимых) для достижения личностной зрелости, позволяющей человеку стать гармонично интегрированным в поликультурном мире» [1].
        Учет различия двух составляющих образования – обучения и воспитания - позволил конкретизировать первоначальное определение. При этом мы исходим из представления, что задача обучения – передача знаний и умений, то есть основной упор в этом процессе делается на когнитивные структуры. Задача воспитания – формирование отношений, установок. Здесь акцент делается на эмоционально-мотивационной сфере. Очевидно, для достижения зрелости необходимы обе составляющие. Человеку важно иметь, например, определенные знания о законах физического, биологического и социального мира, чтобы сформировать целостное, научно обоснованное мировоззрение (его наличие позволяет зрелой личности адекватно производить первоначальную классификацию информационного потока, выделять в нем важное для себя); важно уметь анализировать, чтобы осознанно управлять своими эмоциями (это умение является важным подспорьем в достижении социальной зрелости) и т.д. Также зрелость предполагает, по-видимому, сформированность совокупности разнообразных умений и навыков, как автоматизированных умений, (от навыков самообслуживания и работы с информацией до коммуникативных навыков). Но нас интересует, в первую очередь, воспитательная составляющая зрелости, т.е. те психические образования зрелой личности, которые характеризуют ее отношения и установки. Учитывая многозначность указанных категорий, дадим им определения (не претендующие на всеобщность), подходящие для данного контекста.
В понятии отношения для нас центральным является связь человека с объектом отношения, то есть избирательность в отношении этого объекта, его выделеность среди сходных иных объектов и эмоциональная окрашенность этой избирательности. Иными словами, в нашем понимании категория отношения тесно связана с эмоциональными процессами: то к чему человек как-то относится, вызывает положительные или отрицательные эмоции при реальном или ментальном предъявлении объекта отношения. Иными словами, можно сказать, что эмоции являются маркером отношения.
       Установка – это готовность к определенной трактовке поступающей информации, то есть заранее сформированный угол зрения, подход, способ видения ситуации. Например, фотография любимого (позитивное отношение) человека вызывает у нас положительные эмоции, и мы склонны оправдывать его действия (установка). Или, другой пример: мужчина считает, что все блондинки глупы (установка). и речь светловолосой женщины вызывает у него раздражение (негативное отношение).
       В ходе работы мы выявили разные отношения, проявившиеся даже в нашей сплоченной группе, к некоторым личностным качествам (например, к эгоизму, уму и т.п.), обсудили на актуальных в настоящее время практических примерах некоторые механизмы воздействия на установки, поведение подростков и их отношение к категории смерти.
       Важный этап работы этого сезона был связан со структурированием видов воспитания на основе единого углубленного его понимания. Нам необходимо было разобраться с тем, какие виды воспитания чаще всего выделяют и, хотя бы в первом приближении, понять, что за ними стоит. Эту работу мы осуществляли как в индивидуальном, так и в подгрупповом формате. Затем искали общее групповое решение. В ходе обсуждения мы обратили внимание, что разные источники выделяют различные наборы видов воспитания. Поэтому решили собрать общий список. (Будем признательны читателям за его дополнение). Вот что у нас получилось:
        - патриотическое,
        - гражданско-правовое,
        - экономическое,
        - трудовое и профориентационное,
        - экологическое,
        - культурологическое,
        - эстетическое,
        - семейное,
        - духовно-нравственное,
        - интеллектуально-познавательное,
        - физическое,
        - социальное,
        - личностное воспитание.
Попытки структурировать эти виды воспитания выявили несколько вариантов классификации в зависимости от выбираемых критериев.
Один из способов классификации – разбить все виды на две группы по критерию преимущественной обращенности вида: виды воспитания, ориентированные на качества, в первую очередь, необходимые для себя, индивидуально-значимые; и виды воспитания, ориентированные на качества необходимые для общества.  Тогда к индивидуально-значимым можно, по-видимому, отнести трудовое и профориентационное, эстетическое, интеллектуально-познавательное, физическое, личностное воспитание. Остальные виды (патриотическое, гражданско-правовое, экономическое, экологическое,
культурологическое, семейное, духовно-нравственное и социальное) относятся ко второй, общественно-значимой, группе. Мы понимаем, что такое деление достаточно условно и поверхностно, поскольку, с одной стороны, обществу тоже выгодно, чтобы составляющие его члены имели высокие уровни воспитанности практически по каждому из личностно-значимых качеств (были интеллектуально и эстетически развиты, физически благополучны и т.п.), с другой стороны, самому человеку комфортнее жить в стране, которую он любит (патриотическое воспитание), свободно ориентироваться в законодательной базе (гражданско-правовое) и т.д.
       Другой вариант деления опирается на психологические сферы, формируемые в ходе определенного вида воспитания.  Так основой большой группы видов воспитания является формирование структуры ценностей. Сюда относятся: патриотическое и гражданско-правовое, культурологическое, духовно-нравственное воспитание (ценность – родина, страна, соблюдение национально-специфических традиций, прав и свобод ее граждан), экономическое, трудовое и профориентационное (ценность – оптимальная хозяйственная деятельность, труд), экологическое (окружающая природа), семейное (семья), физическое (ценность здорового образа жизни) воспитание.
       Вторую группу видов воспитания по этому критерию составляют элементы, имеющие когнитивный базис. Их близость определяется тем, что в основе этих видов лежит переработка разных типов информации: интеллектуально-познавательный вид (научный тип информации), эстетический (художественный тип информации).
В основе третьей группы видов воспитания (по второму критерию) лежат коммуникативные характеристики человека, то есть свойства, которые формируются и проявляются во взаимодействии с другими людьми. Это будет социальное и личностное воспитание. Можно предложить еще один (третий) критерий классификации видов воспитания. В его основе - идея развития: спонтанности формирования качеств воспитанника. Здесь мы предлагаем выделять первичные (соответствующие естественному развитию человека, близкие к его базовым потребностям) и вторичные (требующие специальных педагогических технологий для преодоления спонтанного формирования) виды воспитания [2]. К первой группе «можно отнести виды воспитания, опирающиеся на врожденную потребность, которую необходимо не погасить (создать условия – воспитательные – для эмоционально позитивного ее подкрепления), и показать социально выработанные формы ее удовлетворения (обучить культурно выработанным умениям ее оптимальной реализации)» [2]. К этой категории относятся интеллектуально-познавательное и физическое воспитание. «Для этих видов активности имеются врожденные потребности (в познании и в движении), на которые такое воспитание может опираться. Тогда задача воспитателей – не заглушить любопытство и потребность в движении и дать возможность закрепиться позитивному отношению к соответствующим формам активности за счет фиксации на переживании радости от реализации этих потребностей. Ну и конечно, важно в процессе обучения передать культурно-выработанные способы реализации познавательной потребности и двигательной активности, а путем воспитания выработать полезные привычки удовлетворения соответствующих потребностей» [2].
       К первичным видам относится также семейное и патриотическое воспитание, поскольку у человека, как и у социальных животных, есть потребность делить людей на своих и чужих, объединяться в устойчивые группы [3]. Бережное отношение к окружающей среде (экологическое воспитание) характерно и для животных, а значит является естественным, оно тоже относится к первичным видам воспитания. «Современные подходы позволяют отнести к категории первичных видов эстетическое воспитание, поскольку появляются данные о наличии у животных чувства прекрасного, поддерживаемого половым отбором [4] … Ко второй категории можно отнести виды воспитания, которые не опираются на естественные потребности человека. Они скорее идут, как бы наперекор естественному, импульсивному поведению. Эту категорию можно обозначить как вторичную, поскольку она дальше отстоит от первичных биосоциальных потребностей человека» [2].  К этой категории относятся виды, направленные на ограничения, нормирование поведения в соответствии с правилами общества: гражданско-правовое (ограничения в области формального вне личностного взаимодействия), экономическое, трудовое с профориентационным (нормативность в хозяйственной области), духовно-нравственное, культурологическое, социальное, личностное (ограничения в области межличностного взаимодействия с учетом национальных различий).
       Таким образом, как мы видим, есть разные возможности структурирования видов воспитания в зависимости от выбранного критерия: 1) индивидуальная или общественная обращенность (личностно или социально-значимые виды воспитания); 2) базовые психологические категории (ценностные, когнитивные, коммуникативные виды воспитания); 3) спонтанность формирования (первичные и вторичные виды воспитания).
Классификация видов воспитания уменьшает размерность их семантического поля и позволяет лучше разобраться (с использованием разных критериев) в факторах, механизмах, методических подходах к диагностике этого важного педагогического процесса. Итак, мы утвердились в своем единомыслии относительно понятия воспитания, уточнив его для себя; нарисовали целостную картину видов воспитания и увидели, что их можно структурировать на основе разных критериев. На следующем этапе мы планируем рассмотреть содержательно отдельные виды воспитания, критерии их сформированности и диагностические подходы к их измерению.


 Литература:
1. Лиознова Е.В. Лаборатория доказательного воспитания // Электр. журнал «РОНО», №29 – СПб, 2016. URL: http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=272
2. Лиознова Е.В. Воспитание глазами психолога и некоторые идеи "Великой дидактики" / Международный научно-практический форум «Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в.», коллективная монография под ред. Марчукова С.М., (в печати)
3. Поршнев Б.Ф. «О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)» М. Мысль 1974 г.
4. Хогенбум Мелисса «Откуда у животных чувство прекрасного», 2015. URL: http://www.bbc.com/russian/science/2015/06/150612_vert_ear_why_are_animals_so_beautiful





Поделиться: