Авторcтво: Симашкова Наталия Андреевна, учитель-логопед ГБДОУ №121 Санкт-Петербурга |
Актуальность: в современном мире, в связи с увеличением количества детей с нарушениями речи, всё актуальнее становится вопрос эффективности коррекционного процесса речевого развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, использование специальных программ и методов, методических пособий, дидактических материалов, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий, осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития [1].
Использование в коррекционно-образовательном процессе нетрадиционных форм и методов работы позволяет повысить эффективность и качество логопедической работы в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО).
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи (далее - ТНР) является ведущей.
Комплексный подход в коррекционно-образовательном процессе всех специалистов ДОО способствует успешному выравниванию речевого развития дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование специалистов, работающих с детьми с ТНР, должно учитывать интеграцию образовательных областей при проведении всех видов образовательной коррекционно-развивающей деятельности.
Интегрированная непрерывная непосредственно-образовательная деятельность (далее-ННОД) проводится прежде всего учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем и другими специалистами если таковые есть в штатном расписании ДОО.
Т.Н. Нищева, программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР в возрасте с 3 до 7 лет, построила с учётом интеграции действий всех специалистов ДОО [2].
В зависимости от педагогической компетенции специалистов, работающих с группой детей с ТНР, интегрированная ННОД может проводиться один раз в неделю, в две недели или месяц.
Координирует интегрированную ННОД учитель-логопед. Именно он определяет структуру ННОД и количество задействованных специалистов.
Наиболее часто встречающаяся интегрированная ННОД учителя-логопеда и воспитателя. Я же остановлюсь на взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем процессе детей с ТНР.
Взаимодействие этих специалистов начинается на этапе диагностики, по результатам которой планируется индивидуальная и подгрупповая работа. Музыкальный руководитель учитывает рекомендации учителя- логопеда в своей работе с детьми.
Музыкальный руководитель использует в своей деятельности упражнения: на развитие голоса и речи, на дыхание, силу голоса. А также игры и упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии.
Логопедическая ритмика широко используется в работе с детьми с ТНР как учителем-логопедом, так и музыкальным руководителем. Если учитель – логопед проводит логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, то музыкальный руководитель с музыкальным сопровождением.
Использование логопедической ритмики с музыкальным сопровождением способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Логопедическая ритмика тесно связана с музыкальным развитием ребёнка, о чём Г.А. Волкова успешно доказала в своих исследованиях. Использование музыкальным руководителем логоритмических упражнений: пение гласных звуков, коротких песен, сочетание ритма движений и речи и т.д., способствует коррекции речевых нарушений [3]. Поэтому сложно переоценить использование логопедической ритмики двумя специалистами в коррекционно-развивающей и музыкальной деятельности в развитии детей.
Совместное проведение ННОД учителя-логопеда и музыкального руководителя с интеграцией образовательных областей: речевое и художественно-эстетическое развитие даёт положительные результаты в коррекции речевых нарушений в группе компенсирующей направленности ТНР.
Смена деятельности, использование разнообразных игровых приёмов позволяет поддерживать интерес детей на протяжении всей ННОД и их работоспособность.
В своей коррекционно-развивающей образовательной деятельности использую следующие формы и методы взаимодействия с музыкальным руководителем:
− рекомендации музыкальному руководителю, после проведения диагностики
− комплексно-тематическое планирование
− планирование совместной ННОД на учебный год
− обсуждение конспектов ННОД с интеграцией образовательных областей
− обсуждение сценариев праздников, вечеров развлечений
− выступление на родительских собраниях
− открытие мероприятия для родителей
− вынесение актуальных вопросов на медико-педагогические и педагогические совещания.
Приложения.
Конспект интегрированного коррекционного занятия учителя-логопеда, музыкального руководителя с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста «Прогулка в зимний лес»
Литература.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
2. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. 3-е изд. перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО.-СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕС», 2015.-240 с.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. СПб., 2010.
Поделиться: