Поиск по сайту

Применение технологии «Дебаты» на уроках биологии


Авторcтво: Анисимова Ольга Борисовна, учитель биологии и географии, МБОУ Любимская СОШ Ярославской области


В 2005 г. большинство педагогов нашей школы прошли обучение технологии дебаты. В 2006 г. мы были участниками семинара общеобразовательной программы «Дебаты» на базе клуба «Дебаты» школы №80 г. Ярославля. С этого времени мы начали активно использовать данную технологию на уроках. Я хочу показать ценность этой технологии на примере использования ее в преподавании биологии.

Как мы выбираем тему для уроков?

 Тема дебатов – это злободневные, проблемные вопросы, имеющие разные точки зрения на одну и ту же проблему. При подготовке к уроку, мы планируем использование проблемной ситуации, которая выводит и нас на тему дебатов. В некоторых случаях сами ученики являются инициаторами. При столкновении разных точек зрения, на уроке возникает диалог, продолжить который мы и предлагаем в форме дебатов.

Данная технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель (тьютор) выступает как руководитель этого процесса.  «Дебаты» – это интеллектуальная игра (спор по правилам). Мы разъясняем правила.

Для проведения игры необходимы:

1.     Две команды «Утверждение» и «Отрицание»;

2.     участники – спикеры;

3.     команды представляют свой кейс, постепенно, раскрывая его; кейс основывается на 3-х аспектах, по которым строится выступление;

4.     раунд перекрёстных вопросов;

5.     Таймкиперы – следят за соблюдением регламента;

6.      Судьи – оценивают содержание выступления, его структуру, способ передачи (культуру речи и общения, корректность).

 

В игру мы внесли некоторые изменения:

1.     игра не предусматривает зрителей, мы проводим игру для всех обучающихся класса;

2.     время строго регламентировано. На выступления мы отводим не 6, а 3 минуты, чтобы уложиться в рамки урока.

 

Уроки, проведённые в форме дебатов

 

Год

Класс

Тема, глава

Тема дебатов

Аспекты

2005

7

«Многообразие Млекопитающих» в главе «Класс Млекопитающие»

«кто лучше кошки или собаки»

1.     Уход за животными;

2.     значение животных;

3.     экономический.

2006

8, 10

«Влияние курения и алкоголя на здоровье человека» в главе «Индивидуальное развитие человека»,

«Бросай курить, занимайся спортом»

      1.Здоровьесберегающий;

      2. экономический;

      3.социальный.

2007

9, 11

«Современные биотехнологии» в главе «Основы селекции»

«Клонирование. За и против»

1.     Научный;

2.     экономический;

3.     этический.

2008

 

 

 

 

 

2010

10

 

 

 

 

 

11

«Влияние вредных привычек на развитие организма» в Главе «Организменный уровень»

 

«Воздействие факторов среды на здоровье человека»

 

 

 

 

 

 

«Наркомания дело личное или общественное»

 

 

 

 

«Генномодифицированные

организмы. За или против»

1.     Здоровьесберегающий;

2.     экономический;

3.     социальный.

 

Мы начинаем использовать данную технологию с 7-го класса. Это были и обычные и открытые уроки. Вы видите, что команды, в некоторых случаях, у нас сборные. Мы считаем это большим плюсом, потому что старшие, которые уже принимали участие в ней, могут помочь младшим школьникам осваивать новую технологию работы. При подготовке к уроку по теме «Клонирование. За или против» в 9-м классе, обучающиеся 11-го класса сами подошли к нам и попросили поучаствовать в игре. Они взяли на себя роли таймкиперов, судей и по одному спикеру в командах.  Это говорит о том, что уроки в форме дебатов вызвали у них живейший интерес и появилось желание поучаствовать в уроке такого формата снова. Технология позволяет решить коммуникативные задачи, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение проходит в процессе совместной деятельности и предполагает партнёрские отношения между участниками.

Игра требует большой подготовки, в частности подбор соответствующего материала. Это способствует:

1. формированию умений и навыков работы с разными источниками знаний -  документами, справочниками, словарями, в том числе в Internet, которые рекомендует учитель или они находят их сами;

2. закреплению и актуализации полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками;

3. предполагает активное включение самого ученика в поисковую, творческую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации.

1.     В игре команды представляют свой кейс. Кейс основан на трёх аспектах, на которых строится аргументация.  Аспекты мы предлагаем сами, так как учитель, более компетентен в этом вопросе. Затем, конечно, старшие школьники могут составить их уже сами.

Задача спикеров раскрыть кейс не повторяясь, а сделать это возможно лишь проведя анализ того, что было сказано. Мы видели, насколько обучающиеся должны быть внимательными и глубоко осознавать свою роль, если они даже не разделяют эту точку зрения. Например, в игре по теме «Бросай курить, занимайся спортом» аргументы команды «За курение» были более убедительными, хотя мы - то знали, что в душе они не разделяют эту точку зрения. Технология позволяет формировать умение отстаивать свою позицию, действовать в новых непредсказуемых ситуациях, быть терпимым к другим точкам зрения. Например, вопросы они готовят дома, но в раунде перекрёстных вопросов, анализируя ответы соперников, могли составлять их на ходу, что ставило врасплох команду соперника. Так происходило не раз и в наших дебатах. Это говорит о высшей степени логики и знания фактического материала.

После того как урок прошёл мы часто слышали продолжение диалога, в который включаются уже другие ученики, которые не были непосредственными участниками команды. Всё это говорит о том, что никто не остался равнодушными, тема их взволновала и вызвала большой интерес.

Подводя итоги, я хочу сказать о результатах использования данной технологии:

1.     Создаёт условия для принятия учениками многообразия действительности, формирует их системное видение;

2.     способствует формированию умений и навыков работать с источниками, справочниками, словарями;

3.      развивает устную речь;

4.     Учит:

1.критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;

2.слушать и слышать не только своё, но и другое мнение;

3. работать сообща ради достижения общей цели;

4.корректно общаться.

В заключении хочу напомнить:

«Дебаты» в полной мере способствует решению основных задач российского образования – формированию общих компетенций учащихся; формированию критического мышления; потребности в самообразовании; воспитания социально активной личности; социально-коммуникативной компетентности. Я, как учитель, получаю большое удовлетворение при проведении уроков по данной технологии.

 «В общении все дни проходят наши, но искусно общаться – удел немногих, однако ж не только тех, кто талант к сему имеет, а тех, кто сии мудрые законы знает и с пользою их применяет».  М.В. Ломоносов


Поделиться: