Авторcтво: Анисимова Ольга Борисовна, учитель биологии и географии, МБОУ Любимская СОШ Ярославской области |
В 2005 г. большинство педагогов нашей школы прошли обучение технологии дебаты. В 2006 г. мы были участниками семинара общеобразовательной программы «Дебаты» на базе клуба «Дебаты» школы №80 г. Ярославля. С этого времени мы начали активно использовать данную технологию на уроках. Я хочу показать ценность этой технологии на примере использования ее в преподавании биологии.
Как мы выбираем тему для уроков?
Тема дебатов – это злободневные, проблемные вопросы, имеющие разные точки зрения на одну и ту же проблему. При подготовке к уроку, мы планируем использование проблемной ситуации, которая выводит и нас на тему дебатов. В некоторых случаях сами ученики являются инициаторами. При столкновении разных точек зрения, на уроке возникает диалог, продолжить который мы и предлагаем в форме дебатов.
Данная технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель (тьютор) выступает как руководитель этого процесса. «Дебаты» – это интеллектуальная игра (спор по правилам). Мы разъясняем правила.
Для проведения игры необходимы:
1. Две команды «Утверждение» и «Отрицание»;
2. участники – спикеры;
3. команды представляют свой кейс, постепенно, раскрывая его; кейс основывается на 3-х аспектах, по которым строится выступление;
4. раунд перекрёстных вопросов;
5. Таймкиперы – следят за соблюдением регламента;
6. Судьи – оценивают содержание выступления, его структуру, способ передачи (культуру речи и общения, корректность).
В игру мы внесли некоторые изменения:
1. игра не предусматривает зрителей, мы проводим игру для всех обучающихся класса;
2. время строго регламентировано. На выступления мы отводим не 6, а 3 минуты, чтобы уложиться в рамки урока.
Уроки, проведённые в форме дебатов
Год
|
Класс
|
Тема, глава
|
Тема дебатов
|
Аспекты
|
2005
|
7
|
«Многообразие Млекопитающих» в главе «Класс Млекопитающие»
|
«кто лучше кошки или собаки»
|
1. Уход за животными;
2. значение животных;
3. экономический.
|
2006
|
8, 10
|
«Влияние курения и алкоголя на здоровье человека» в главе «Индивидуальное развитие человека»,
|
«Бросай курить, занимайся спортом»
|
1.Здоровьесберегающий;
2. экономический;
3.социальный.
|
2007
|
9, 11
|
«Современные биотехнологии» в главе «Основы селекции»
|
«Клонирование. За и против»
|
1. Научный;
2. экономический;
3. этический.
|
2008
2010
|
10
11
|
«Влияние вредных привычек на развитие организма» в Главе «Организменный уровень»
«Воздействие факторов среды на здоровье человека»
|
«Наркомания дело личное или общественное»
«Генномодифицированные
организмы. За или против»
|
1. Здоровьесберегающий;
2. экономический;
3. социальный.
|
Мы начинаем использовать данную технологию с 7-го класса. Это были и обычные и открытые уроки. Вы видите, что команды, в некоторых случаях, у нас сборные. Мы считаем это большим плюсом, потому что старшие, которые уже принимали участие в ней, могут помочь младшим школьникам осваивать новую технологию работы. При подготовке к уроку по теме «Клонирование. За или против» в 9-м классе, обучающиеся 11-го класса сами подошли к нам и попросили поучаствовать в игре. Они взяли на себя роли таймкиперов, судей и по одному спикеру в командах. Это говорит о том, что уроки в форме дебатов вызвали у них живейший интерес и появилось желание поучаствовать в уроке такого формата снова. Технология позволяет решить коммуникативные задачи, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение проходит в процессе совместной деятельности и предполагает партнёрские отношения между участниками.
Игра требует большой подготовки, в частности подбор соответствующего материала. Это способствует:
1. формированию умений и навыков работы с разными источниками знаний - документами, справочниками, словарями, в том числе в Internet, которые рекомендует учитель или они находят их сами;
2. закреплению и актуализации полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками;
3. предполагает активное включение самого ученика в поисковую, творческую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации.
1. В игре команды представляют свой кейс. Кейс основан на трёх аспектах, на которых строится аргументация. Аспекты мы предлагаем сами, так как учитель, более компетентен в этом вопросе. Затем, конечно, старшие школьники могут составить их уже сами.
Задача спикеров раскрыть кейс не повторяясь, а сделать это возможно лишь проведя анализ того, что было сказано. Мы видели, насколько обучающиеся должны быть внимательными и глубоко осознавать свою роль, если они даже не разделяют эту точку зрения. Например, в игре по теме «Бросай курить, занимайся спортом» аргументы команды «За курение» были более убедительными, хотя мы - то знали, что в душе они не разделяют эту точку зрения. Технология позволяет формировать умение отстаивать свою позицию, действовать в новых непредсказуемых ситуациях, быть терпимым к другим точкам зрения. Например, вопросы они готовят дома, но в раунде перекрёстных вопросов, анализируя ответы соперников, могли составлять их на ходу, что ставило врасплох команду соперника. Так происходило не раз и в наших дебатах. Это говорит о высшей степени логики и знания фактического материала.
После того как урок прошёл мы часто слышали продолжение диалога, в который включаются уже другие ученики, которые не были непосредственными участниками команды. Всё это говорит о том, что никто не остался равнодушными, тема их взволновала и вызвала большой интерес.
Подводя итоги, я хочу сказать о результатах использования данной технологии:
1. Создаёт условия для принятия учениками многообразия действительности, формирует их системное видение;
2. способствует формированию умений и навыков работать с источниками, справочниками, словарями;
3. развивает устную речь;
4. Учит:
1.критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;
2.слушать и слышать не только своё, но и другое мнение;
3. работать сообща ради достижения общей цели;
4.корректно общаться.
В заключении хочу напомнить:
«Дебаты» в полной мере способствует решению основных задач российского образования – формированию общих компетенций учащихся; формированию критического мышления; потребности в самообразовании; воспитания социально активной личности; социально-коммуникативной компетентности. Я, как учитель, получаю большое удовлетворение при проведении уроков по данной технологии.
«В общении все дни проходят наши, но искусно общаться – удел немногих, однако ж не только тех, кто талант к сему имеет, а тех, кто сии мудрые законы знает и с пользою их применяет». М.В. Ломоносов
Поделиться: