Авторcтво: Атаева Жанна Михайловна, педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии «Театрон» ГБО ДО ДДЮТ Санкт-Петербурга |
Нашему детскому театральному коллективу было предложено участвовать в районном смотре-конкурсе «Мой мир» в номинации “Театральная». Конкурс был нацелен на «…формирование ценностных ориентаций, направленных на здоровый образ жизни детей, подростков и молодежи». Возникла необходимость подбора сценического материала и моё внимание привлекла сказка С. В. Михалкова «Как медведь трубку нашёл».
Во-первых, содержание сказки соответствовало заявленной теме.
Во-вторых, представилась возможность познакомить ребят с творчеством С.В. Михалкова с точки зрения сценического воплощения его произведений.
В-третьих, работа над образами животных является одной из ведущих тем на занятиях с обучающимися на 1-2 году обучения (реализация образовательной программы «Театр плюс»; раздел «Наблюдения»; тема «Наблюдение за миром животных с целью понимания законов органичного существования в предлагаемых сценических обстоятельствах).
Таким образом, по мотивам данной сказки была написана инсценировка «Медвежья находка». Предполагаемый зритель – школьная аудитория (с целью привития навыка чтения художественной литературы, популяризации произведений С. В. Михалкова). Кроме того, полезно с постановкой познакомить обучающихся других детских театральных объединений с целью творческого взаимодействия, обмена опытом в работе над сценическим материалом драматургии.
1. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПЬЕСЫ
В сказке С. В. Михалкова «Как медведь трубку нашёл» поднята проблема наличия у людей вредных привычек, чем наносится большой урон, как собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Обращение к миру животных придало истории всеобъемлющий характер и расширило границы и временные, и действенные, и возрастные.
2. АВТОР И ПЬЕСА
Автором сказки «Как медведь трубку нашёл» является советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР Сергей Владимирович Михалков. Сказка «Как медведь трубку нашёл» впервые была напечатана в детском журнале "Мурзилка" в 1954 году, а затем в журнале "Огонек". Так же эта сказка вошла в сборник "Фильмы-сказки. Сценарии рисованных фильмов" и была экранизирована на киностудии "Союзмультфильм".
Сказка написана как поэтическим, так и прозаическим языком. Количество персонажей – 4 животных и 2 человека. Однако в театральной группе обучаются 1 детей. Поэтому пришла идея организовать сценическое действие таким образом, чтобы:
- участвовали все обучающиеся группы;
- каждый из участников имел возможность сыграть одного из персонажей;
- создать лесную, а затем цирковую атмосферу спектакля;
В этом случае инсценировка выстраивается без присутствия в ней человека – лесника и лесничихи. Предлагаемое обстоятельство: человек непредусмотрительно выбросил курительную трубку в овраг, чем неожиданно нанёс вред лесному сообществу в виде медведя, а затем и волка. В финале истории медведь попадает в цирк, что спасает жизнь медведю. Из этого события в нашей инсценировке образовывается вторая часть – цирковое представление. А «рассказчиками» лесной истории становятся сначала отдыхающие в лагере дети, они же исполнители роли деревьев, они же - цирковые артисты-животные.
3. ФАБУЛА и СЮЖЕТ ПЬЕСЫ
С изложения фабулы и сюжета пьесы начинается непосредственный разбор драматургического материала, взятого для постановки спектакля.
Фабулу данной инсценировки можно представить в виде протокола:
Лесник выбрасывает курительную трубку
Медведь находит эту трубку.
Начинает курить.
Заболевает.
Лесные звери не узнают медведя.
Звери отказываются общаться с Медведем, рекомендуют лечиться.
Медведь решает бросить курить, но не получается.
Медведь попадает в цирк, становится артистом
Медведь не переносит запах сигаретного дыма
Волк находит в овраге трубку.
Сюжет инсценировки.
Лесник, решив расстаться с пагубной привычкой - курить, выбрасывает трубку в лесной овраг. Дети на лесной полянке активно отдыхают, и становятся свидетелями, как Медведь находит эту курительную трубку и принимается её курить. Жизнь Медведя меняется: был активным, а стал безрадостным, ленивым, больным. Лиса, встретив Медведя, удивлена внешним переменам, произошедшим с ним. Волк, увидев изменившегося Медведя, пугается, рекомендует обратиться за помощью к Дятлу. Медведь, совсем разболевшись, наконец, обращается к Дятлу. Дятел рекомендует медведю бросить курить, заявляет: «…а не то в своей берлоге скоро ты протянешь ноги»! Медведь пугается и выкидывает трубку обратно в овраг, да не тут-то было! Бросить курить не так-то легко: и трубку бросить жалко, и за здоровье страшно... Мечется Медведь между «хочется» и «нельзя», совсем ослабел, да привычка дурная верх взяла. Дети, наблюдая за этой историей, отвозят совсем ослабевшего медведя в город и определяют в цирк. И стал медведь делом заниматься – в цирке выступать. И даже запах табака теперь не выносит. Вдруг видят дет:, Волк нашёл в овраге трубку… Дети отправляются следом за Волком. И Волка нужно спасать, пока не поздно!
4. ГЛАВНЫЙ КОНФЛИКТ, ТЕМА, ИДЕЯ.
Заявленная автором проблема – всё больше молодых людей попадают под влияние дурных привычек. Слишком доступны вредные вещества, отравляющие жизнь и здоровье.
Главный конфликт – столкновение личности, утратившей силу воли и подчинившейся вредной привычке, с окружающими, желающими жить по нравственным законам.
В начале инсценировки лесник, борясь с собственной вредной привычкой, выбрасывает трубку в лесной овраг (Зло не уничтожено, а брошено)
В конце инсценировки трубку находит другой лесной житель (Зло не уничтожено, а брошено)
Основной темой инсценировки является - необдуманные поступки, легкомысленное отношение к предметам, представляющим опасность для окружающих, что приводит к беде.
Основная идея инсценировки – любую вредную привычку можно побороть, если рядом есть друзья, способные прийти на помощь. Всегда можно найти альтернативу: заняться нужным и интересным делом, помогающим вести здоровый образ жизни.
5. СКВОЗНОЕ и КОНТРСКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЯ.
В инсценировке возникают два противоборствующих лагеря:
Один лагерь - Лиса, Волк, Дятел – живущие полноценной лесной жизнью, не знающие проблем, возникающих от вредных привычек. Пытаются образумить Медведя. Жизнь идёт вперёд.
Второй лагерь - Медведь – под воздействием губительного табака, потерявший интерес к жизни и собственному здоровью. Жизнь остановилась.
Таким образом, выявляется сквозное действие – направленное на утверждение, что курение вредит здоровью, меняет человека до неузнаваемости, вырывает из социальной среды.
6. ЖАНР ПЬЕСЫ.
Жанр инсценировки определен, как – инсценированная сказка.
7. СОБЫТИЙНО-ДЕЙСТВЕННЫЙ РЯД ПЬЕСЫ.
Исходное предлагаемое обстоятельство: Курение – вредит здоровью.
Ведущее предлагаемое обстоятельство: В «плену» у вредной привычки - табакокурения.
1. Исходное событие - В овраге появляется посторонний предмет – курительная трубка
2. Основное событие – Медведь, попробовав курить, приобретает дурную привычку.
3. Центральное событие – Медведь бесперспективно борется с тягой к курению.
4. Финальное событие – Новая жизнь на цирковой арене
5. Главное событие - Волк находит курительную трубку
Своим произведением автор хочет предупредить об опасности, которая поджидает подростка, решившего всего лишь попробовать покурить.
РЕЖИССЁРСКИЙ ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН
1. ТЕМА, ИДЕЯ И РЕЖИССЁРСКАЯ СВЕРХЗАДАЧА СПЕКТАКЛЯ.
Повторюсь, что спектакль «Медвежья находка» поставлен для школьников начального обучения, а так же для студийцев других детских театральных коллективов (без возрастных ограничений).
Главную ТЕМУ спектакля можно сформулировать известной поговоркой: «Курить – здоровью вредить»! В гипер-утрированной форме подаётся зрителю результат увлечения табакокурением: «… Нездоровится мне что-то: Лезет шерсть, в костях ломота… Ничего почти не ем…» Самое неприятное в этой истории то, что легко можно начать курить, да невозможно прекратить по собственному желанию, без посторонней помощи. Конечно, в спектакле главный герой медведь в результате не остаётся один на один с проблемой зависимости от табака и потерей здоровья. Ему приходят на помощь и звери и Дети, которые помогают топтыгину найти себя в цирковом деле и, тем самым, переключиться на полезную, здоровую деятельность, что является основной ИДЕЕЙ сценической постановки.
Потому своим спектаклем я хочу предупредить зрителя об опасности, которая поджидает подростка, решившего всего лишь попробовать покурить.
2. ОБРАЗ СПЕКТАКЛЯ.
Творческим толчком для образного решения спектакля стал процесс создания пластической миниатюры «Движение» с моими обучающимися из группы 3 года обучения. Ребята в студийной форме одежды и в цветных бейсболках исполнили историю движения вперёд, к жизни, через трансформацию в различные предметы. Сначала все мчались отдельно: кто на скейте, кто на роликах, кто на самокате; затем объединились в пары: на велосипедах или мотоциклах; далее по 4 человека на автомобилях; потом все собрались в самолёт, который рассыпался парашютистами и превратился в корабль, и т.д. То есть, встав перед проблемой: каким образом поместить в спектакль всю группу из 14 человек, если всего персонажей 4, я поняла, что можно всех студийцев ввести в действие через создание «общего» персонажа, из которого могут трансформироваться все персонажи, кроме Медведя. Например, если действие в спектакле начнут все обучающиеся группы в ролях Детей, пришедших на поляну леса, то один из них в дальнейшем, может стать Волком, а остальные могут превратиться в Деревья и стать свидетелями лесных событий.
3. ЖАНР СПЕТАКЛЯ и СТИЛЬ СПЕКТАКЛЯ.
Жанр спектакля мной определён, как «Сказ по-пионерски». В спектакле с первого до последнего события главными героями являются группа Детей, которая ведёт спектакль и определяет развитие действия, появление персонажей, смену места действия… Кончно, это так должен воспринимать зритель и следить за сменяющимися событиями, представленными на сценической площадке.
Стилевое решение спектакля, на мой взгляд, соответствует студийной учебной постановке: чёрная форма одежды с элементами костюмов, соответствующих характеристикам персонажей: яркие бейсболки и яркие рюкзачки, в которых спрятаны весь необходимый реквизит. В сцене превращения в деревья в рюкзак убираются бейсболки, а достаются связки листьев различных пород деревьев. Те ребята, что исполняют роли животных, из рюкзаков достают соответствующий реквизит и костюмный элемент. В сцене с цирком – прячутся листья, а достаются маски животных и необходимый цирковой инвентарь: булавы жонглёра, мячи, скакалка, и т.д., халахуп появляется из-за кулис. В финальной сцене убираются маски и достаются опять бейсболки.
Все перемены происходят открытым приёмом, на глазах у зрителя, с пластическими движениями и переходами в кругу, под ритмичную музыку.
4. КЛЮЧЕВОЕ РЕЖИССЁРСКОЕ РЕШЕНИЕ и АТМОСФЕРА СПЕКТАКЛЯ.
Ставя спектакль по сказке «Как медведь трубку нашёл», я назвала его «Медвежья находка». Это название не противоречит оригинальному названию и в то же время отражает идею спектакля о поиске смысла жизни после краха личности. Для Медведя этим смыслом стала новая жизнь по имени ЦИРК. К тому же Медведь приобретает новых друзей, что является очень ценной находкой в принципе. Ключевым решением спектакля можно считать нахождение способа выразить эмоциональный накал действия через сценическое восприятие материала, путём погружения в заданную атмосферу.
Атмосфера спектакля соответствует времени написания сказки С. В. Михалковым – пятидесятым годам – по своему темпоритму и способам общения персонажей. В общении сквозит пионерское начало: делаем всё вместе, дружно, отвечаем друг за друга, порицаем за проступки тоже вместе и громко. Но и помощь оступившемуся оказываем искренне, безвозмездно, с верой в светлое будущее и лучшую жизнь! И хотя эта история с Медведем не имеет временных и действенных рамок, стиль автора неизбежно просматривается в самой стилистике подачи материала.
5. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ.
Пространственное решение спектакля не обременено декорациями и большим количеством реквизита. Роли Деревьев исполняют участники спектакля, весь необходимый реквизит спрятан у них в рюкзачках. Получается – абсолютно пустая сцена? Да. До появления Детей. А потом на сцену Медведь выносит предмет, который нашёл в овраге. Это всего лишь одна курительная трубка, но невероятно больших размеров. Исполнитель роли Медведя имеет возможность обыгрывать этот предмет, как полноценный реквизит знакомясь с ним, оседлать его, перелезать через него, проверять на вес и на запах, пока не вспомнит, что ЭТО курил человек! Большого размера трубка – символ большого зла. И это «зло», от которого не удается избавиться в течение всего первого действия, прицепившись к Медведю, сопровождает его до кульминационного события. Ещё одно появление трубки произойдёт в финале, как главное событие: она окажется в руках несчастного Волка, который попробует повторить «подвиг» Медведя…
Световое оформление спектакля соответствует световой партитуре. В нашем театральном классе очень скудная световая аппаратура, поэтому нет больших возможностей использовать художественный свет. На большой сцене можно было бы использовать свет, как неотъемлемую часть сценографии при появлении Медведя с трубкой, при попытках спрятать трубку, чтобы бросить курить, и, конечно, во втором действии – на цирковой арене. Ещё одна важная деталь - подсветить Волка с той же трубкой зловеще красным цветом!..
Музыкальное оформление спектакля так же соответствует партитуре озвучивания спектакля. Первое моё образование – специальное музыкальное – преподаватель музыкальной школы по классу сольфеджио и хора, поэтому затруднений в озвучивании, как правило, не возникает. Главное правило – не брать в качестве лейтмотива спектакля или основных тем героев популярную, известную музыку. Каждое музыкальное произведение имеет свои характерные особенности и обязательно несет в себе образ, если уже использовалось где-либо (будь то кинофильм, спектакль или просто классика, звучащая по радио). Поэтому музыкальные темы должны подбираться грамотно, соответствовать характеру персонажа или события в спектакле и составлять единое стилистическое музыкальное решение спектакля.
Костюмы так же должны быть решены в единой стилистике и отвечать идейному и тематическому соответствию спектакля.
По мотивам сказки С.В.Михалкова
«Как медведь трубку нашел»
Медвежья находка
(Сценическая постановка)
Действующие лица: Медведь, Лиса, Волк, Дятел, Дети
Лесная поляна.
Музыка. Появляются Дети
Дети – Раз, два! Три, четыре!
- Три, четыре! Раз, два!
Дети распределяются по сцене,
активно выполняя движения под песню «На зарядку становись!»
1 действие
Звучит музыка.
Появляется Медведь с огромной трубкой.
Дети разбегаются на 2 группы
Дети - А давайте расскажем о том, что в лесу случилось?..
- И давайте покажем, что с Медведем приключилось!..
- Пусть каждый узнает, как Мишка попал!..
- Он круто попал: он едва не пропал!..
- А с чего всё началось?..
- А всё началось с того, что лесник трубку выбросил...
- А Медведь трубку нашёл!..
Медведь пробует трубку курить
Медведь – Вот так находка!..
Дети - Стал Медведь трубку курить!..
Ритмичная тема. Все сходятся в круг. Снимают цветные бейсболки,
достают из рюкзачков листья.
Расходятся по площадке в качестве «деревьев»
Пантомима «Медведь с трубкой»
Деревья - Раньше, бывало, Медведь проснётся, в траве покувыркается-разомнётся…
- На реку бежит купаться, да рыбку ловить…
- А потом в малинник за малиной, или по дуплам мёд искать!..
- А теперь чуть свет глаза продерёт, сухим листом трубку набьёт…
- Сунет её в пасть и лежит под кустом, кольцами дым пускает.
- И всё бы ничего, да стал Мишка прихварывать…
Ритмичная тема. Все сходятся в круг.
Один из участников меняет листья на шапочку лисы.
Из круга появляется Лиса
Лиса – Миша, друг мой, ты ли это?
Не видались мы всё лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою, ты больной?
Медведь – Сам не знаю, что со мной.
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Лиса – Что ж ты к Дятлу не пойдёшь?..
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Медведь – Вот недельку обожду,
Станет хуже, так пойду.
Дети - Вот прошла неделька…
- Вот прошла другая…
Ритмичная тема. Все сходятся в круг.
Один из участников меняет листья на шапочку волка.
Из круга появляется Волк
Волк – Слушай, Миша-Михаил,
Что ты делал? Как ты жил?..
Провалилися бока,
Шкура стала велика!..
Ты хвораешь?..
Медведь – Да, хвораю.
Волк – Что с тобою?..
Медведь – Сам не знаю.
Нездоровится мне что-то:
Деревья - Лезет шерсть, в костях ломота…
Медведь – Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, совсем не спится!
Деревья - Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Медведь – Колет в сердце, в лапах дрожь…
Пропадаю!
Волк – Пропадёшь,
Если к Дятлу не пойдёшь.
Он у нас такая птица:
Разберётся, даст совет:
Да – так да, а нет – так нет.
Медведь – Завтра я к нему пойду.
Волк – А найдёшь его?..
Медведь – Найду!..
Волк уходит.
Деревья - Заболел совсем Медведь.
Нету сил: ни встать, ни сесть…
Ритмичная тема. Все сходятся в круг.
Один из участников меняет листья на шапочку дятла.
Из круга появляется Дятел
Медведь – Дятел, Дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук!..
Дятел – Ба!.. Топтыгину привет!..
Ты здоров ли?..
Медведь – Видно, нет…
Нездоровится мне что-то:
Деревья - Лезет шерсть, в костях ломота,
- Ничего почти не ест –
Аппетита нет совсем!
- Стал он раньше спать ложиться,
Да не спит, совсем не спится!
- Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
- Колет в сердце, в лапах дрожь…
Дятел – Верно, куришь, коль не пьёшь?
Медведь – Да, курю, откуда знаешь?..
Дятел – Больно дымом ты воняешь.
Ну-ка, сядь под этот сук…
Дай-ка спину!..
Деревья - Тук- тук-тук. Тук- тук-тук.
Дятел – Да-с, выстукивать не просто
Медведей такого роста!..
Не дышать и не сопеть!..
Ты больной, хоть и медведь.
Деревья - Тах-тах-тах-тах!.. Тах-тах-тах-тах!..
Дятел – Ну-с… Мне всё как будто ясно…
Медведь – Не смертельно?.. Не опасно?..
Дятел – Накопилась в лёгких копоть.
От куренья вся беда.
Ты, топтыгин, хочешь топать?..
Брось куренье навсегда.
Медведь – Бросить трубку, зажигалку,
И с сухим листом кисет?..
Не могу!.. Не брошу!.. Жалко!..
Дятел – Выполняй-ка мой совет!..
А не то, в своей берлоге
Скоро ты протянешь ноги!..
Дятел улетает.
Музыка.
Пантомима «Прощание с трубкой»
Медведь уносит трубку в кусты.
Деревья - День не курит наш Медведь…
Медведь решительно ходит туда-сюда
- Два не курит наш Медведь…
Медведь поглядывает на кусты
- На третий день не выдержал!..
Медведь бросается в кусты, достаёт трубку, начинает курить
Деревья – Тук- тук-тук! Тук- тук-тук!
Медведь пугается и закидывает трубку в овраг
Деревья - Неделю не курит наш Медведь…
Медведь ходит туда-сюда и ложится ничком
- Две не курит наш Медведь…
Медведь сидит, раскачивается, воет
- На третьей неделе не выдержал!..
Медведь достаёт трубку и прячется за портал, курит
Деревья – Тук- тук-тук! Тук- тук-тук!
Медведь опять закидывает трубку в овраг
Деревья (одна группа)- Что же делать нам с медведем?..
Вторая группа снимают листья, надевают цветные бейсболки,
становятся Детьми
Дети (другая группа)- Как, что делать?.. В цирк поедем!..
2 действие
Ритмичная тема. Все сходятся в круг.
Все участники меняет листья на маски зверей.
Ритмичная проходка,
расходятся полукругом.
Пантомима «В цирке»
Животные по очереди исполняют цирковые номера,
Медведь выезжает на самокате
- В нашем цирке есть Медведь!
- Приходите посмотреть!
- Смел и ловок мишка бурый.
И ребята говорят,
- Что артист с мохнатой шкурой –
Самый лучший акробат!..
- Если кто проходит мимо
С папиросою во рту…
Медведь останавливается и изучающе смотрит на зрителей
- Или с трубкой… - запах дыма
Мишка чует за версту!..
- И, топчась на задних лапах,
Начинает вдруг реветь!..
- Потому что этот запах
Не выносит наш медведь!..
Вдруг, из кулис появляется Волк, нашедший трубку.
Все замирают.
Пантомима «Волк с сигаретами»
Животные снимают маски, надевают цветные бейсболки.
Дети распределяются по сцене,
маршируют и отправляются за Волком.
И Волка надо спасать, пока не поздно!
КОНЕЦ
Поделиться: