Поиск по сайту

Активизация познавательной деятельности младших школьников


Авторcтво: Забава Наталья Александровна, учитель начальных классов ГБОУ №110 Выборгского района Санкт-Петербурга


Опыт моей работы в школе уже достаточно большой – 22 года. Целью своей педагогической деятельности ставлю создание условий для раскрытия природы каждого ребёнка, дать ему возможность реализоваться, открыть себя миру, осознавать свою личность как ценность.

В достижении поставленной цели я опираюсь на педагогику сотрудничества, в основе которой лежит глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью, вовлечение детей в совместную с взрослыми активную, творческую, преобразующую окружающий мир деятельность, опора на интересы и потребности детей, учет их реальных сил и способностей.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не обретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо высоких душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста и в дальнейшей жизни.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету у младших школьников занимает учёных, учителей, всегда является актуальной. Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я. А. Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». [Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения - М., 1955.]

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя. Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению.

В своей работе с детьми я ежедневно применяю личностно-ориентированный подход, для повышения интереса учащихся к процессу познания на уроках использую современные образовательные технологии, разнообразные формы работы детей. На разных  этапах урока использую дидактические игры, нестандартные задачи, жизненные ситуации, сказочные сюжеты, стихи, загадки, ребусы, лабиринты, упражнения на развитие внимания и логического мышления, памятки, схемы, опоры, карточки, таблицы и др.

Обязательно в урок включаю проблемные вопросы, проблемные ситуации, решение которых позволяет детям учиться самостоятельно ставить цель своей деятельности, искать возможные пути решения проблемы, создавать алгоритм действий для достижения цели, следовать плану и оценивать результаты своей работы, вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, осознавать изменения, произошедшие с ним в результате деятельности.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом. На моих уроках этому способствует организация работы учащихся в парах и группах. В процессе взаимодействия у детей  вырабатывается умение вступать в учебное общение,  умение организовывать работу в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества, вести диалог.  Выполняя различные роли в группе, ребята учатся сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа. Однако процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, разные категории учащихся, добиваюсь того, чтобы каждый учащийся улучшал свои достижения по отношению к предыдущим результатам. Для этого стараюсь создать максимально комфортные условия для обучающихся, каждого поставить в ситуацию успешности. Особое внимание уделяю тем детям, кому трудно усвоить учебный материал.

В 1-2 классах игровая деятельность ребёнка является ведущей. Однако даже к 4 классу многим детям со слабой нервной системой игровые задания, опорные карты, слова, жесты просто необходимы. Дети с особым удовольствием выполняют учебные задания, требующие многократного повторения, если они оформлены необычным образом.

1. Задания с пропусками:

77:□= 11

М . роз, гря . ка.

Пропуски закрываются листиком, капелькой (осенью); снежинкой (зимой); тучкой, солнышком, зайчиком (весной); кляксой  (в любом случае). КляксаКляксаможет закрыть целое слово или часть выполненного задания. Или Дракоша «огнём прожёг» числа, буквы.

2. «Рыбная ловля»,  «Домино».

На фигурках рыб написаны примеры из таблицы умножения (или на + и -). «Рыбу ловить» можно каждый урок: по одному, по парам, всем классом и т.п. Эти же примеры можно записать на карточках по типу домино.

3. Путешествия – на машине, поезде, корабле, самолёте, с дикими гусями и т.п. на усмотрение и воображение учителя увлекает детей на весь урок.

4. «Шарики с кармашками» легко превращаются в вишенки (изучается состав числа, приемы сложения, вычитания, умножения и деления), цепочку 7*4:2*3:1*0= , бусы, гусеницу, воздушного змея, лошарика.

5. Фигурные карточки: то же письмо с пропусками (см. приложение).

6. Составление дома задач с рисунком (по данной теме) и решение их в классе.

7. Работа (индивидуальная) на «переносках» – маленьких досках для письма мелом или маркером. Работу проверяет учитель, весь класс, кто-либо из учащихся, сам ученик по эталону, взаимо- и самооценка.

8. Памятка при работе над ошибками (по русскому языку).

Говоря словами Дж. Родари, «педагогический процесс не должен протекать угрюмо». С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в школе. Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к учебе,  развитию учебных и социальных компетенций учащегося, его творческих и познавательных интересов. Появилась возможность привлекать информационно-образовательные технологии и различные приёмы представления и извлечения знаний на уроках и внеурочной деятельности. Я учу своих детей не останавливаться на достигнутом. В жизни всегда есть что познать. Сама в урок стараюсь включать что-то новое, интересное, выходящее за рамки учебника. Однако многие интерактивные задания созданы на основе давно забытых старых бумажных пособий, когда-то решавших проблему активизации познавательной деятельности учащихся, которые с интересом выполняли скучные задания. И может быть, в век высоких технологий кого-то из учеников долго будет спасать «волшебное» правило: «жи-ши пиши зелёной пастой».

Быть успешным в учёбе помогают ребятам правила, которые учат их заботиться не только о здоровье тела, но и о здоровье духа, позволяют  им сохранить здоровье в учебной деятельности:  «Держи спину ровно», «Береги зрение», « Делай разминку», «Соблюдай режим дня», «Поднимай настроение», «Будь спокоен», «Поверь в себя».

Для развития познавательной активности обучающихся и оказания помощи их родителям я создала рабочий сайт. Здесь взрослые и дети могут найти полезную информацию, дополнительные задания по учебным предметам, поделиться своими творческими работами. Совместная деятельность ребёнка и родителя придаёт сил и уверенности ученику, в то же время учит самостоятельности, ответственности. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества: ↔ учитель ↔ ученик ↔ родители. Это возможно только в содружестве, атмосфере взаимопонимания, полного доверия и взаимного уважения.

Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Приложения

ПАМЯТКА ПРИ РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

(1-2 класс)

1.    Большая буква, точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Делай так: Выпал пушистый снег.

2.    Большая буква в именах собственных. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Делай так: Иванов–фамилия, Петров, Соколов, Фёдоров. Сергей–имя, Андрей, Ольга, Ирина. Петрович–отчество, Иванович, Александровна, Николаевна. Жучка–кличка, Мурка, Зорька, Шарик. Москва–название города, Новгород, Тула, Париж. И т. д.

3.    Пропуск букв, замена букв, вставка букв, перестановка букв. Выпиши слово, раздели на слоги: ри/су/нок.

4.    Слог. Раздели слово на слоги. Делай так: у/чи/тель. Запомни! Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

5.    Ударение. Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. Например: алфавит, портфель, свёкла, щавель

6.    Звуковой анализ слова. Выпиши слово. Укажи, сколько в нём слогов, звуков, букв. Делай так: книга–2 сл., 5 зв., 5 б.

7.    Перенос слов. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: малень-кий, ма –ленький, до-гнал, ран-ний, чай-ка, оси-на, ру-чьи.

8.    ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Делай так: мыши, малыши, карандаши.

9.    ЧН, ЧК, ЧТ, СТ. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Делай так: речной, дочка, мечта, листик.

10. Мягкий знак–показатель мягкости согласных. Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 3 слова на это правило. Делай так: письмо, коньки, тень, пять.

11. Разделительный  ь. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Делай так: вьюн, воробьи, обезьяна, варенье.

12. Разделительный ъ. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Делай так: съезд, подъём, объявление.

13. Словарные слова. Напиши слово с допущенной ошибкой правильно. Подбери однокоренные слова. Например: морковь, морковочка, морковный (сок), морковник.

14. Раздельное написание предлога со словом. Выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Например: в (каком?) лесу, в (густом) лесу. Помни! Предлог со словом пишется отдельно.

15. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: заехал, уехал, переехал, приехал. Помни! Приставка–это часть слова. Она пишется слитно со словом.

16. Двойные согласные в слове. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Например: перрон, класс, аллея, суббота.

17. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Определи в слове ударную и безударную гласные. Подбери проверочное слово. Делай так: горы–гора, зимний–зима. Помни! Безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.

18. Парные звонкие и глухие согласные. Прочитай слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подбери проверочное слово. Делай так: грибы–гриб, шуба–шубка. Помни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

19. Непроизносимые согласные л, д, в, т в корне слова. Прочитай слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подбери проверочное слово. Делай так: солнышко−солнце, сердечный−сердце. Запомни: лестница, праздник, чувство. Но! опасен−опасный.

(3-4 класс)

20. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же приставкой. Например: полетели, побежали, потянули; сделать, сбежать, сшить.

21. Правописание суффиксов. Выпиши слово правильно. Выдели в нём суффикс. Запиши ещё 3 слова с этим же суффиксом. Например: садик, домик, листик, стульчик; беленький, маленький, сладенький, Машенька; лодочка, курочка, веточка. Верочка.

22. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 3 слова на это правило. Например: дочь         ( ж.р.), мышь, течь, рожь; камыш (м.р.), врач, гараж, товарищ.

23. Частица не с глаголами. Выпиши глагол с частицей не. Запиши ещё 3 слова на это правило. Например: не пришёл, не выучил, не знал. Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.

24. Предлог перед местоимением. Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 3 местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, для нас. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с существительными) пишутся  отдельно.

25. Правописание наречий. Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Например: справа, справа, справа. Запомни! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы а, о.

26. Безударные падежные окончания имён существительных. Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание. Делай так: у опушки−1 скл., Р.п.( у земли), о космосе− 2 скл., П.п.(о коне), по площади−3 скл., Д.п.(по степи). Запомни! Безударные падежные окончания имён существительных пишутся так же, как и под ударением.

27. Безударные падежные окончания имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Делай так: озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) дальнему.

28. Безударные личные окончания глаголов. Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Делай так: писать (не на -ить, не искл., 1спр.) − пишет; строить (на -ить, 2 спр.) − строят; смотреть (искл., 2 спр.) − смотришь.

29. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Например: играешь −2-е л., ед.ч., наст.вр.; сидишь, читаешь, решаешь. Запомни! На конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени пишется мягкий знак.

Приложение:

Методическая разработка Классный час: «День Победы»


Поделиться: