Авторcтво: Ключинская Светлана Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ школы №411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга |
Значительная мысль, выраженная в сжатой форме,
приобретает вид мудрости, подобно тому,
как уже в семени прозревает большое дерево.
Деметрий
С внедрением образовательных стандартов второго поколения повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. Поэтому перед школой встает задача создания инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, который заключается в личностной вовлеченности ученика в процесс учения. Ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется [Вяземский Е.Е.].
Технология критического мышления должна научить школьников терпимости, ответственности за свою точку зрения, умению слушать, мыслить, сотрудничать, способности критически оценивать свои действия.
Критическое мышление понимается как некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем. В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом [Халперн Д., Грудзинская Е.Ю.]. Между тем, явление это должно быть одинаково понятно всем. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.
Характеристики критического мышления:
• Должно носить индивидуальный характер. Каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
• Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
• Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
• Стремится к убедительной аргументации.
• Есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию [цит. по Грудзинская Е.Ю.].
С приемами критического мышления я знакома давно, хотя применяла достаточно редко. Но взяв в сентябре 2010 года второй класс, познакомившись, и изучив ребят, пришла к выводу, что это именно тот класс, где нужно использовать технологию критического мышления. Почему? Я столкнулась с тем, что у учеников недостаточно развито умение работать в паре, в группе; среди учеников есть такие, которые не приемлют другого мнения, считают верным только свое, а другие мнения считают ошибочными; нетерпимы по отношению друг к другу; боятся высказать свою точку зрения.
Для преодоления возникших трудностей в образовательном процессе, целенаправленно стала уделять большое внимание выработке личностных качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Позитивное изменение межличностных взаимоотношений в классе, безусловно, способствует социализации учеников (развитие логического мышления, способности принимать нестандартные решения, действовать в ситуации неопределенности).
Существует много методов и приемов, способствующих освоению учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, пробуждающих в них интерес к исследовательской работе, умение обобщить приобретенные знания. Самой эффективной формой по развитию критического мышления (ТРКМ) у учеников начальной школы является работа в парах сменного состава и малых группах. На каждом из своих уроков я стараюсь применять эту форму работы. В начале, когда я только стала использовать этот прием, часть учеников отказывались работать с соседом, они занимали пассивную роль, отмалчивались, не выполняли задания, иные часто спорили и не хотели идти на компромисс, уступать друг другу, подавляли остальных. Но от урока к уроку процент таких учеников сокращался. Ученикам понравилось работать в группе. Они сами распределяют роли, выбирают капитана, договариваются, кто будет отвечать, а кто записывать информацию. Учатся слушать и слышать друг друга. Так дети учатся быть уверенными в своих знаниях и умениях. Работа в группах сплачивает коллектив класса.
При использовании приемов ТРКМ дети получают не только удовольствие от общения и совместной работы, но самое главное учатся планировать свою работу, анализировать ее, составлять план действий, выделять главное в деятельности, хотя в большинстве случаев и не замечают этого.
На уроках мы часто применяем:
1. «Кластеры» («гроздья»).
Кластеры – графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда – это наша тема, вокруг нее – планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Кластеры помогают актуализировать, систематизировать имеющиеся у учащихся знания по той или иной проблеме, обобщить и запомнить материал. Кластеры позволяют сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала, для установления причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками, исправления неверных предположений.
Хочу привести примеры кластеров, которые составили ученики на уроках окружающего мира.
• Кластер, составленный на этапе вызова.
• Кластер, составленный на этапе рефлексии.
Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем. Например, при изучении темы «Твои друзья» (предмет «Окружающий мир»), ученики, разбившись на группы, на этапе вызова составили кластер:
2. Мозговая атака (мозговой штурм) – используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с научно-познавательным текстом.
Сначала учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, по данной теме, потом происходит обмен информацией. Не делаются ограничения для количества идей, все идеи приветствуются и не критикуются. На заключительном этапе анализируются и выбираются верные идеи.
Я провожу мозговую атаку в паре и небольшой группе (3-4 человека). Это очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед всем классом. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой.
3. Групповая дискуссия
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Ученики учатся уважать различные точки зрения, совместно ищут решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача – обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
4. Чтение с остановками – используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
Этот прием можно использовать, если текст неизвестен для учеников; динамичный, событийный сюжет; неожиданная развязка, проблемный финал. Учащимся предлагается заранее разделенный на смысловые части текст с подготовленными вопросами и заданиями, направленными на развитие различных мыслительных навыков.
Этот прием эффективнее использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
Например, читая английскую народную сказку «Хромая Молли» (учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Поглазова О.В.), учащимся в ходе чтения после каждой части предлагается ответить на вопросы:
• Что увидела Молли, заглянув в замочную скважину?
• О какой помощи попросила Нелли свою подругу?
• Что девочки найдут в чашке, когда эльфы выпьют воду?
• Как эльфы накажут Молли за ее леность и нелюбезность?
• Чем может закончиться сказка?
• Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец?
После ответов на вопросы ученики обсуждают прочитанное, высказывают свое отношение к героям произведения.
5. Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Этот прием эффективнее использовать на уроках литературного чтения.
Перед чтением на стадии вызова учащиеся строят гипотезы о содержании произведения по его названию.
- Прочитайте название.
-О чем может быть произведение с таким названием?
На доске появляются предположения.
Например, вот что предположили учащиеся о сказке Б. Заходера «Серая звездочка»: звезда, которая плохо себя вела; потухшая звезда; лошадка со звездой во лбу; добрая кошка, грустное солнце, скромная певица; мышка со светящимися глазами.
6. Синквейн – это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Краткость формы развивает способность обобщать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
• Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
• Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
• Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
• Четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
• Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Синквейн может быть использован как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть предложен и на стадии вызова.
• Вода
Прозрачная, чистая
Течет, журчит, льется
Воду надо беречь и не загрязнять.
Жизнь
• Друг
Лучший, добрый
Помогает, не ссорится, понимает
Друг поможет в трудную минуту.
Доверие
• Золушка
Добрая, красивая
Убирала, стирала, мыла
Золушка очень добродушная и жизнерадостная
Терпение
7. Мини-сочинение.
Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме, подытожить определенный вид работы. Но, работая в культуротворческой школе, применяю этот прием и во внеучебной деятельности. Для нас нормой являются и выездные классные часы, и дистанционное обучение, и виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу. Мини-сочинения – это возможность получить обратную связь. При ежедневном написании таких сочинений можно видеть, как развивается навык придумывания и написания, способность уловить главное.
Например, после выездных классных часов, посвященных освоению социокультурного пространства Санкт-Петербурга, ученики на стадии рефлексии так описали свои впечатления от увиденного.
Петропавловская крепость
В Петропавловской крепости мы видели памятник Петру I. Дальше наш путь проходил мимо стреляющей пушки. В 12-00 мы услышали выстрел. От грохота я сильно испугался. Мне очень понравилось. Я даже не устал. (Миша Ч.)
Петропавловская крепость
Мне понравилось в Петропавловской крепости. Она красивая и очень большая. На ней стоит золотой ангел. Ангел послал Мише перышко. Это он так думает. (Лиза Г.)
Эрмитаж
Мы видели очень интересные сказочные часы и разные скульптуры. Были в картинной галерее. Вдруг я увидела там трон Екатерины I. (Арина П.)
Лицей
Эта поездка мне очень понравилась. Когда я была в Лицее, представляла маленького Пушкина. Он сидит за партой и сочиняет стихи. (Вика И.)
8. Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Чаще всего применяю этот прием на уроках русского языка и математики при знакомстве с новым правилом. Ученики читают правило, а потом задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Применяя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, я убедилась в их эффективности. Они делают урок мобильнее, экономят время, структурируют изучаемый материал. Обучение становится более осмысленным, так как учащиеся учатся выделять главное, сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Кроме этого ученики лучше понимают друг друга, смелее выражают свои мысли, активнее участвуют в работе групп, учатся сотрудничать, дружелюбнее относятся друг к другу.
В своей педагогической деятельности буду использовать ТРКМ, пробовать новые методы и приемы. Ведь любая педагогическая деятельность в итоге должна быть направлена на формирование и развитие личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
Литература
1. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности. // Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал, 2009.
2. Генике Е. «Как преподавать студентам, которые не хотят учиться?», //журнал “ALMA MATER” № 10, 1999.
3. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990199_West_innov_2005_1%286%29/23.pdf
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 284с.
5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 192с.
6. Приемы технологии РКМ http://kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
8. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: «Питер», 2000.
Поделиться: