Поиск по сайту

«Тяжело в ученье, легко в бою» (к вопросу о гендерном образовании в школе)


Авторcтво: Подгорная Светлана Георгиевна, учитель начальных классов высшей категории; Антонова Марина Вениаминовна, учитель начальных классов высшей категории ГОУ СОШ № 106 Приморского района Санкт-Петербурга


            


Подгорная С.Г.

"Тяжело в ученье, легко в бою"


С 2001 по 2004 год – класс мальчиков (по программе 1-3);

С 2004 по 2008 год – класс девочек (по программе 1-4).

Мне было очень тяжело согласиться перейти на раздельное обучение, да к тому же ещё сразу класс мальчиков. Но воодушевившись примером своей подруги, своего наставника, отличного педагога, сделавшей не один выпуск по раздельному обучению, Антоновой М.В., посетив её уроки, я поняла, что всё получится и первого сентября 2001 года взяла класс мальчиков. 33 мальчика 1 СЕНТЯБРЯ – это круто!!! (в классе раздельного обучения должно быть не более 20 учеников, тогда будет заинтересованность и самих учителей).

Да, это совсем не так, как казалось. Готовясь к урокам, я ждала от них, того что было бы ближе мне, но сначала не понимала их «мужской» психологии: казалось, что чем труднее задание, тем им интересней, будь то математика или обучение грамоте. Они идут от самого сложного - к простому, и на обратный путь их не свернуть. Первый месяц было тяжело понять, о чём они думают, потому что на их лицах не было ни капли сомнения, удивления. И что он, этот мальчик выдаст очередной раз, ты можешь только догадываться. Да, они переживают в душе, в них борется всё внутри, хотя девочки всегда всё выражают слезами, эмоциями. Да и мальчики в смешанном классе не скупились на слёзы и на эмоции. В классе мальчиков задаёшь вопрос и внешне не видишь реакции. И кажется, что результата нет. На уроке мальчики задают вопросы, которые не ожидала, и приходится срочно менять схему урока. Девочки же чаще сомневаются, неуверенны в себе, при высоком то интеллекте, занимаются «самоедством».

Мне кажется на вопрос «Кого учить легче?» ответить нельзя. Ведь они, изначально, разные. Очень сложно бывало на уроках литературного чтения и развития речи в классе мальчиков. Они всё прекрасно понимают, но чтобы правильно и грамотно высказать свою мысль пускают в ход руки (пантомимика, жесты), и это, наверное, их козырь. Речь у девочек развита лучше, чем у мальчиков, они пользуются при размышлениях индуктивным методом.

С мальчиками тяжело в организационном плане. Их всё время надо переключать, загружать. Интересно сравнивать мальчиков и девочек, когда они выполняют одно и тоже задание. На одном из уроков в классе мальчиков и в классе девочек я спросила детей о том, какое желание они бы загадали золотой рыбке. Отвечали девочки и просили у золотой рыбки: колечко, какое-либо украшение, игрушку, красивое платье. Тот же вопрос я задавала и в классе мальчиков. Их ответы меня поразили: они говорили только о сложных жизненных проблемах. Например, мальчики просили у золотой рыбки улучшение жилищных условий, чтобы мама не болела. Вот ещё один из эпизодов нашей жизни: у нас проходил праздник «День защитника отечества». Класс девочек пришёл к нам в гости поздравить мальчиков, их было просто не узнать (мальчиков): сама элегантность и галантность (наглажены, подстрижены…) Повзрослели, одним словом. И вот в этом мальчики, одним словом, когда надо они на всё готовы, могут собраться с мыслями с чувствами в нужный момент - «Тяжело в ученье, легко в бою». А девчонки с неохотой шли поздравлять мальчишек, боялись, что их обидят, не так поймут. «Драка» шла за подарки, кто кому будет дарить, но это только в классе девочек. Моё обращение к мальчишкам «джентльмены» очень им нравилось, а девчонки таяли от слов «маленькие леди».

Мальчишки редко на перемене находятся рядом с учителем, если только надо пожаловаться, девочки же не отпускают учителя ни на секунду. Да девчонки постоянно стремились к мальчишкам на перемене, а мальчишкам было всё равно. Даже в смешанном классе девочки не дают прохода мальчишкам, а те избегают их общества.

Если говорить о родителях, то они все разные и это возраст, воспитание. Да конечно им легче найти общий язык, если у них единственный ребёнок (мальчик или девочка) с теми родителями, у которых похожая ситуация.

Мальчики очень подвижны, энергичны. Я пыталась удержать их на перемене, но потом «хваталась за голову» на уроке – пусть лучше выплёскиваю свою энергию на перемене. Мальчики раскованные, чего я не замечала в смешанном классе: они могут быть небрежно одеты, иногда употреблять грубые слова, причёски у многих, как и «Битлов». Я заметила, что пик отрицательной активности - среда, это же отмечают и родители. Мальчики жаловаться не любят и ябед не терпят, не любят задир, стараются ограничить своё общение с ними. Лидер у них нет, держаться одним комом («колобком»). На уроках мальчикам необходимы были (по крайней мере, первые 1,5-2 месяца) физкультурные минутки, но к середине первого класса они уже умеют слушать и слышать. На математике и окружающем мире мальчики любят логические упражнения и задачи. С девочками спокойнее. Первый год я думала, что всё время буду говорить одна я. Никогда от них не дождусь обратной реакции. Но, ни тут-то было, заговорили, да как?!.. У каждой своё мнение, доказательный и аргументированный ответ. Мне кажется, в этом есть плюс УМК «Школа 2100» и обучение в начальной школе 4 года.

Чем больше проходит времени, тем больше понимаешь, что именно раздельно их учить и надо. Но при этом воспитание и даже, может быть, и какие-то уроки должны проходить совместно (мальчики с девочками): музыка, технологии, этикет. Обязательно должно быть взаимопонимание в параллели между учителями, они должны быть единомышленниками. Тогда результат раздельного обучения будет заметен не только учителям, работающим в раздельных классах, но и родителям и всем окружающим. А вообще должен быть стимул (для учителей), которые берут раздельные классы.

Подгорная Светлана Георгиевна работает учителем начальных классов с 1995 года, в ГОУ школа №106 Приморского района Санкт-Петербурга.

С 2003 года учитель высшей категории. За время работы показала себя высокопрофессиональным педагогом в совершенстве владеющим современными методами обучения. Постоянно повышает свой профессиональный уровень, обучаясь на различных курсах.

Светлана Георгиевна сделала четыре выпуска в школе. Высокий уровень педагога подтверждает успеваемость – 100% и высокое качество знаний 80 %. Наличие призеров и победителей олимпиад, конкурсов подтверждает высокий уровень обученности детей.

В течение многих лет является учителем - экспериментатором по раздельному обучению. Выпустила класс мальчиков (1-3), класс девочек (1-4). Делится опытом раздельного обучения на межрегиональных, городских, районных мероприятиях (мастер – классы, конференции, семинары, круглые столы). 14 апреля 2010 года выступила на городском семинаре «Реализация гендерного подхода в начальной школе».

В 1998 году завоевала звание лауреата районного конкурса Педагогических достижений. С 2001 года успешно возглавляет МО начальных классов. В 2007 в конкурсе педагогических достижений Приморского района «Педагогический проект» и получила диплом IΙI степени. Является педагогом-наставником молодых специалистов. Постоянно делится своим педагогическим опытом, как на районном, так и на городском уровне.

        


Антонова М.В

                                             

«В классе мальчиков и девочек: контрасты и сравнения»


Первый раз я приняла класс девочек в 1993 году. После первого выпуска я вновь работала в классе девочек и сейчас я с девчонками, а в 2000 году впервые взяла мальчиков. Таким образом, я получила возможность сравнить работу с детьми разного пола в классах девочек и мальчиков.

Работая в классах раздельного обучения, можно заметит, что коллектив мальчиков и девочек формируются по-разному. Если девочки концу 1-го года могли выбрать лидера, то у мальчиков во 2-ом классе лидера до сих пор нет. Каждый стремиться оказаться на верхней ступени в разных номинациях, периодически уступая, друг другу дорогу. Кто-то оказывается первым в физическом отношении, кто-то преуспевает в учёбе, у кого-то огромный запас информации и так далее. Из-за этого происходит много шумных «разборок», иногда драк. Но за общее лидерство они не дерутся.

Мальчики более активные, бурные, жизнерадостные. Они выясняют отношения кулаками, а когда становятся постарше – жестами. Мальчикам просто хочется толкнуть, задеть, не для того, чтобы подраться, а для того чтобы погоняться, друг за другом, но игра часто перерастает в драку. О всегда должны дать сдачи. На урок они приходят иногда злые, красные и взъерошенные, но никто их низ не подходит жаловаться. Если мальчик плачет, а к нему подошёл учитель, то слёзы не усиливаются, в отличие от девочек.

У девочек лидер появляется концу 1-го класса. Две-три девочки могут «построить» всех остальных. Мальчики после драк быстро отходят, если сумели выяснить отношения, и на следующей перемене драка не продолжается: на уроке они успевают переключиться на другую деятельность. Девочки дуются дольше, радостно мирятся и превращают примирение в целый спектакль.

Ни один урок в классе мальчиков не прошёл, как было задумано. Они заставляют меня выбирать свой путь. Мальчики никогда не начнут с первого шага – им важен конечный результат. Их ответы преломляются через их «мужской» опыт, а я даю им материал через свой опыт - «женский». Они хотят соревнования на уроке.

Для девочек я писала и пишу план и работаю по нему, иногда даже не выполняя то, что наметила. Урок у мальчиков часто непредсказуем. Когда мы куда-то шли, мальчики шли за мной, как за вожаком. Девочки стараются оказаться ко мне поближе, прикоснуться, держать за руку, могут поссориться из-за места рядом со мной. Мальчики выражают свою любовь иначе: они никому не позволяют обидеть своего учителя, они всегда на моей стороне. При работе с мальчиками нужны хорошие голосовые связки, они слышат того, у кого громче голос.

На звонок с урока мальчики и девочки реагируют по-разному. Для девочек это сигнал к завершению работы. Они не спешат сдавать тетради: завершают начатое задание, проверяют написанное. Они готовы пожертвовать переменой. для мальчиков это особый сигнал. Он заставляет их отбросить все дела, та как настало время отдыха. Для иллюстрации приведу один пример: мальчик пишет сочинение-сказку. Прозвенел звонок. Он ставит точку и пишет следующее предложение: « На сегодня всё, до свидания». Перемена для них дело святое. Звонок на урок тоже действует по-разному. Девочки уже готовы, рабочие места в порядке. Можно начинать! С мальчиками совсем иначе. Звонок на урок означает только команду: «зайди в кабинет» и всё! Тут они могут вспомнить, что не съели бутерброд, не успели попить или сходить в туалет, приготовиться с следующему уроку.

Да и учителю готовиться к урокам надо по-разному. Особенно «Новый материал». Чтобы подготовить девочек к восприятию нового материала, нужно проделать несколько подготовительных упражнений и только потом ставить проблему: «а как же справиться с этим?», на основе предыдущих тем они строят новый алгоритм. И таким образом, справляются с более трудным для них заданием. Им нужна логическая цепочка. С мальчиками наоборот. Им сразу представляется проблемная ситуация. Доказывая, как получился ответ, они проходят к первоначальному алгоритму, правилу или закону. Если возникают трудности, они сами заглядывают в пройденный материал. Если мальчикам задаётся вопрос «где?», они мысленно отвечают на него. А вслух начинают доказывать, отвечая на вопрос «почему?».

У девочек всё последовательно. Они сначала отвечают на вопрос «где?», а если задаёшь вопрос «почему?» отвечают на него.

Мальчикам не страшны никакие вопросы. Они всегда знают ответы, не всегда, правда, правильные. Девочки сначала подумают, затем дадут возможность высказаться сильным ученицам, чтобы убедиться в правильности своего ответа. Мальчики более творческие натуры. Думают, делают, мечтают, чувствуют и видят нестандартно, чем очень удивляют и вдохновляют учителей, зато у девочек более развита речь. Один и тот же момент, событие они представят с разных сторон.

Родители в классах мальчиков намного отзывчивее. Понимают, что один мальчик «не сахар» и всячески стараются помочь. Какой можно сделать вывод? В классе девочек, конечно, работать намного спокойнее. Но с мальчиками – интереснее.


Об учителях – авторах статей:


Подгорная Светлана Георгиевна работает учителем начальных классов с 1995 года, в ГОУ школа №106 Приморского района Санкт-Петербурга.

С 2003 года учитель высшей категории. За время работы показала себя высокопрофессиональным педагогом в совершенстве владеющим современными методами обучения. Постоянно повышает свой профессиональный уровень, обучаясь на различных курсах.

Светлана Георгиевна сделала четыре выпуска в школе. Высокий уровень педагога подтверждает успеваемость – 100% и высокое качество знаний 80 %. Наличие призеров и победителей олимпиад, конкурсов подтверждает высокий уровень обученности детей.

В течение многих лет является учителем - экспериментатором по раздельному обучению. Выпустила класс мальчиков (1-3), класс девочек (1-4). Делится опытом раздельного обучения на межрегиональных, городских, районных мероприятиях (мастер – классы, конференции, семинары, круглые столы). 14 апреля 2010 года выступила на городском семинаре «Реализация гендерного подхода в начальной школе».

В 1998 году завоевала звание лауреата районного конкурса Педагогических достижений. С 2001 года успешно возглавляет МО начальных классов. В 2007 в конкурсе педагогических достижений Приморского района «Педагогический проект» и получила диплом IΙI степени. Является педагогом-наставником молодых специалистов. Постоянно делится своим педагогическим опытом, как на районном, так и на городском уровне.


Антонова Марина Вениаминовна учитель начальных классов. Педагогический стаж работы 25 лет.

С 1993 года работает в ГОУ школа № 106 Приморского района учителем начальных классов, с 1998 года учитель высшей категории, наставник молодых специалистов. В 2006 году МО начальных классов получило диплом III степени за участие в конкурсе Педагогических достижений в номинации «Педагогический проект», Марина Вениаминовна член МО начальных классов ГОУ школы №106, являлась идейным вдохновителем и исполнителем данного проекта.

Знакома с различными системами развивающего обучения. В течение многих лет является учителем - экспериментатором по раздельному обучению. Выпустила 2 класса девочек(1-3), мальчиков (1-3), класс девочек (1-4). Делится опытом раздельного обучения на межрегиональных, городских, районных мероприятиях (мастер – классы, конференции, семинары, круглые столы). 14 апреля 2010 года выступила на городском семинаре «Реализация гендерного подхода в начальной школе».

Имеет победителей городских творческих конкурсов в 2007 году. В этом учебном году, 2009-2010, её класс участвовал в городском конкурсе по Правилам дорожного движения и занял III место по городу. Так же её ученики принимают активное участие в интернет - олимпиадах по математике (дипломы 3 и 2 степени).

                                                                                                                          

Маренникова Вера Владимировна, заместитель

                                                                                                                           директора ГОУ СОШ № 106 Приморского

                                                                                                                           района Санкт-Петербурга


Поделиться: