Поиск по сайту

«Олимпийское движение» как ресурс духовно-нравственного развития и воспитания детей


Авторcтво: Худякова Галина Петровна, инструктор по физической культуре, Михлина Маргарита Яковлевна, музыкальный руководитель, ГБДОУ детский сад №133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Перестройка, изменения политической, социально-экономической, образовательной систем в стране привели к смене ценностных ориентиров в российском обществе, к изменению принципов и правил жизни, к некоторому недостатку согласия в обществе по национальным, религиозным, социальным вопросам, к отсутствию созидательных ориентиров смысла жизни. Об актуальности, важности решения этих проблем говорится в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны…». Новая российская общеобразовательная система должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В детском возрасте человек наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию, все упущенное в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Именно в дошкольном возрасте ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения, у него появляется понятие духовно-нравственной общепринятой нормы поведения. Стратегия духовно-нравственного воспитания в детском саду это организованный в игровой форме педагогический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на усвоение, принятие, практическую реализацию системы базовых общечеловеческих ценностей, национальных, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является развитие нравственных качеств личности ребенка (формирование нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения). В контексте духовно-нравственного воспитания выделяют следующие высшие духовные ценности: индивидуально-личностные, семейные, национальные, общечеловеческие. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Реализация процесса духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание социально открытого пространства, при согласовании усилий всех социальных участников воспитания: педагогов, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Современные государственные образовательные стандарты дают возможность реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, который тесно связан с принципом интеграции организационных форм, образовательных областей, различных видов детской деятельности, что способствует формированию в сознании ребенка целостной картины мира.

Темы (события), в рамках которых могут решаться образовательные и воспитательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях. Искусство, музыка, спорт - это одни из тех областей, в которых может закономерно происходить эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, приобретает в вопросах духовно-нравственного восприятия личности особое значение, развивая такие качества как стремление к прекрасному, тактичность, чувство меры, стремление осознать себя в окружающей действительности. Физическая культура и спорт, создавая благоприятные условия для естественного и гармоничного становления, развития и совершенства форм и функций растущего организма ребенка способствует также умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. В процессе «тренировок над телом» происходит и воспитание характера. Физкультурная деятельность в коллективе, сопряженная с выполнением определенных норм, правил поведения это благоприятные условия для развития морально-волевых качеств личности (смелости, силы воли, решительности, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, честности). Эмоционально окрашенная двигательная деятельность активизирует творческую активность, воспитывает лидерские качества, способствует выработке активной жизненной позиции в будущем. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать красоту тела, эстетику движений, необходимость бережного отношение к своему здоровью и как следствие этого в нем зарождается уважение и любовь к себе, стимулирующие дальнейшее духовно-нравственное и физическое развитие.Известно также, какое большое значение для духовно-нравственного воспитания имеет сила примера - исторического, общественного, личностного. Слово педагога — это главный инструмент духовно-нравственного воспитания дошкольников. Именно педагог, разбирая поведение реальных людей и персонажей произведений, дает нравственную оценку их поступкам, раскрывая сущность происходящих явлений и событий жизни, формирует представление ребенка о нравственной норме и правилах поведения. Мастерством педагога моделируются специальные условия, в которых дети будут активно проявлять свое отношение к деятельности, товарищам, будут вырабатывать собственную, личную позицию по отношению к окружающему миру, обществу, культуре. Такой средой реализации процесса, важнейшим ресурсом и инструментом духовно-нравственного развития и воспитания детей могут стать такие явления, события мирового масштаба как ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ОЛИМПИАДА 2014.

Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, объединяющая миллионы людей, вне зависимости от их политических взглядов, религиозных убеждений или расовой принадлежности. Это значимое социальное явление, которое способствует укреплению мира, дружбы, претворению в жизнь прогрессивных олимпийских принципов, популяризации и развитию различных видов спорта, пропаганде здорового образа жизни, физического, нравственного и духовного воспитания детей.

В процессе работы по олимпийскому образованию (в период и на опыте проведения Олимпиады – 2014 в России, Сочи) в нашем дошкольном учреждении были поставлены следующие задачи духовно-нравственного воспитания детей:

1. воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение, традиции всемирного олимпийского движения в жизни человека, как действие добра, человечности, единения, формировать чувства сопричастности к наследию мировой культуры

2. содействовать развитию интереса детей к родной стране, планете, человечеству, формировать доступные системные знания об окружающем мире (географии, природе, многонациональности)

3. формировать уважение к своей нации, формировать чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитывать патриотические чувства

4. формировать у детей интерес к физическому совершенству через нравственный и эстетический опыт олимпиад (идеалы и ценности спорта, красоты, дружбы), формировать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни

5. совершенствовать художественный вкус, пополнять понятийно-словарный запас, расширять кругозор, развивать эмоционально-чувственную сферу, раскрывать творческий потенциал каждого ребенка

6. создавать условия для становления самосознания ребенка (самоанализа, самооценки), приучать детей к этическим нормам поведения и самодисциплине, формировать коммуникативные свойства личности и позитивное отношение к себе и людям, воспитывать инициативную позицию к окружающему миру, социуму, проявляемую в поведении

7. мотивировать родителей на содействие усилиям педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей, создавать среду эмоционального сближения родителей и детей, формировать ценностное отношения к семье, к развитию и сохранению спортивных, культурных и духовных традиций семьи

Организация процесса осуществлялась по всем направлениям развития (физическое, коммуникативно-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) на основе интеграции образовательных областей и разных видов деятельности. Ярким моментом нашей деятельности стал физкультурно-музыкальный досуг, посвященный Олимпийским играм 2014 с участием родителей. Приложение 1. Приложение 2.

Источники и литература

un-museum.ru, А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва «Мозаика-Синтез» 2010

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., «Мы живем в России» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва: «Издательство Скрипторий» 2008


Поделиться: