Поиск по сайту

XXIII Лихачевские чтения «Память – четвертое измерение» - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

XXIII Лихачевские чтения «Память – четвертое измерение» 22.04.2021

20-21 апреля в 90 школе прошли XXIII Лихачевские чтения. Традиция научно-просветительских чтений поддержана очередным поколением школьников. Трудно организовать такое мероприятие, учитывая нелёгкую ситуацию санитарных ограничений, однако все сложности были успешно преодолены.

В XXIII Лихачевских чтениях приняли участие 49 учеников, которые под руководством учителей школы подготовили 36 докладов. Сферы познавательных и исследовательских интересов школьников весьма широки: история, литературоведение, лингвистика, география, информатика, история медицины, психология и физиология, музыковедение. Впервые была возможность принять участие в качестве выступающих у совсем юных школьников – учеников 3, 4, 5 и 6 классов.

Музыкальное приветствие приготовили ученики 11б класса: Данила Радькович, Александр Сюбаев, Алексей Алексеев, Кристина Медведенко, Анна Лепицкая,2.jpg Ярослав Лантух.

Нынешние чтения были посвящены теме «Память – четвёртое измерение». Участники чтений рассматривали память как с точки зрения физиологической, так и с точки зрения метафорической – память как способ хранения информации в языке, культуре, городском пространстве. Объектами интереса школьников стали имена персонажей мультипликационных фильмов, английские заимствования в современном молодёжном сленге и в компьютерных играх, улицы Санкт-Петербурга и их названия, интернет-мемы, посвященные Петербургу, забытые экспедиции и географические открытия, история своей семьи в контексте истории родного города и страны, современные памятники и сохранение традиции с античных времен. Современная сложная пандемическая ситуация обусловила интерес школьников к уже пережитому историческому опыту эпидемий с античных времен и до XXI века.

Наиболее интересные доклады представили Ксения Смаль (8б), Алексей Титов (8б), Иван Павлов и Алексей Панин (7б), Марианна Смирнова (9а), Даниил Голятин и Анастасия Тишкевич (9б), Аделина Попова (9а), Вероника Стенина (10б), Мария Якушева и Диана Андреева (10а), Алиса Емельянова и Диана Улыбина (5б), Вадим Лисицын (5а), Алина Иванова (7б), Ангелина Отрадных и Дмитрий Дементьев (7б), Хадича Хайрутдинова и Ксения Криволапова (9в), Максим Калиничев и Эмилия Шавалда (3а), Анна Осипова (3а), Юния Ефимова (3а), Смирнов Тимофей (4в).

Как использовать полученные знания в практической жизни? Ученицы 5а класса Диана Улыбина и Алиса Емельянова попытались вычислить свободную от мебели площадь комнаты, используя только знания школьной программы по математике на примерах собственных комнат; девочки произвели нужные замеры, вспомнили и применили известные пятиклассникам математические формулы и справились с поставленной задачей.

3.jpgАлексей Титов исследовал проблему разграничения двух направлений в русской литературе конца XIX – начала XX века – декадентства и символизм, выделил их общие черты и различия и, что особенно интересно, влияние декадентства на символизм, и в то же время некоторое сопротивление нового направления литературного творчества.

Человечество хранит память о первооткрывателях новых земель, но некоторые имена и факты хранятся под спудом и постепенно забываются. Ученицы 10а Мария Якушева и Диана Андреева отважно противостояли забвению, напомнив факты о некоторых географических открытиях и исследователях, чей вклад в изучение нашей планеты не должен стираться в нашей памяти.

Язык – это важнейший механизм сохранения человеческой памяти. И примеры сохранения памяти в русских топонимах на Аляске проанализировала ученица 8б Ксения Смаль, а примеры сохранения памяти в английских фразеологизмах-коммеморативах исследовала ученица 9а Марианна Смирнова. Внимание школьников привлекают и современные явления в языке и культуре. Так, ученица 9а Аделина Попова изучала проявление специфического петербургского юмора в интернет-мемах. А ученики 7б Ангелина Отрадных и Дмитрий Дементьев обратили внимание на целый ряд слов, который активно употребляется любителями компьютерных игр, и рассказали о происхождении этих слов. 4.jpg

Но есть и технические средства хранения информации. Какие из них выбрать и чем руководствоваться в своем выборе? Это вопрос изучала ученица 10б Вероника Стенина.

Память как физиологическое свойство человеческого организма – это очень тонкая и сложная материя для исследования. И такие исследования школьникам еще не по силам. Но дорога в тысячу миль начинается с первого шага. И школьники разного возраста внимательно и с интересом изучают этот вопрос, обращаясь как к популярным, так и к серьезным научным источникам. Свои работы, посвященные разным физиологическим аспектам памяти, представили Василиса Таракнова (4в), Никита Колотков (11б), Александр Сюбаев (11б), Александр Рог (11б). Но память – это свойство не только человека, но и некоторых природных субствнций, например льда; о его удивительных свойствах рассказала ученица 3а Юния Ефимова. Но особый интерес представляла исследовательская работа Ивана Павлова и Алексея Панина из 7б, которые изучали своих одноклассников на предмет сформированности у них разных видов внимания и его влияния на учебные достижения.

Одной из важнейших научных дисциплин, которая и занимается накоплением и анализом человеческого личного и общественного опыта, является история. И школьники с удовольствием и любопытством погружаются в различные исторические эпохи. Так, современная пандемия обусловила исследовательский интерес Андрея Чащихина из 4а, который собрал интересные факты о разных эпидемиях, поражавших человечество с античных времен. А ученицы из 10б Анна Евстафьева, Елизавета Янковская и София Беленко анализировали опыт наиболее близкой к нам по времени эпидемии испанки, поразившей мир 100 лет назад.

Но история – это не только социальная наука. В ней представлены судьбы отдельных людей. Изучая истории своих семей, Вадим Лисицын из 5б, Тимофей Смирнов из 4в и Анна Осипова из 3а показали, какой вклад вносили их предки в развитие нашей страны в XIX и в XX веках: двоюродный прапрадедушка Вадима Лисицына, действительный тайный советник, сенатор и министр юстиции активно боролся за отмену телесных наказаний в российской армии, предки Тимофея Смирнова участвовали во всех важнейших исторических событиях XX века в России в Ленинградской области, а общий педагогический стаж семьи Анны Осиповой насчитывает более 200 лет!

Отрадно видеть, что, будучи уроженцами самого красивого города на свете – Санкт-Петербурга, – школьники внимательно и с интересом изучают его. Если младшие школьники, как Иван Новосёлов из 4б, начинают свое изучение с главных достопримечательностей Петербурга, то старшие школьник уже рассматривают эти достопримечательности в историко-культурном контексте: ученики 9б Даниил Голятин и Анастасия Тишкевич нашли исторических «предшественников» знаменитых петербургских памятников и их современных «наследников». Хадича Хайрутдинова и Ксения Криволапова из 9в обобщили информацию о том, какой вклад в развитие медицины внесли ученые Санкт-Петербурга и какие места в городе связаны с их деятельностью. Названия улиц Петербурга для себя и для благодарной аудитории открывала ученица 7б Алина Иванова. Совсем юные исследователи из 3а Эмилия Шавалда и Максим Калиничев рассматривали формирование в России мозаичного искусства и развитие его до наших дней, все основные объекты их внимания находятся в Петербурге. А Илья Харитонов из 8в рассказал о одном мемориальном зале Эрмитажа – Военной галерее 1812 года. А Елизавета Жирнова из 3в рассматривала современные памятники Санкт-Петербурга.

Школьные научно-просветительские чтения не претендуют на серьёзную научность, у 5.jpgних другая задача: расширить горизонты познаний и интересов современных школьников. Часто современную школу упрекают в том, что она занимается только натаскиванием на ОГЭ и ЕГЭ. Как раз именно просветительские чтения противостоят этой опасной тенденции. Такие мероприятие нацелены на то, чтобы стимулировать познавательные интересы, научиться искать и находить нужную и полезную информацию, отбирать ее, сопоставлять, сравнивать, делать первые самостоятельные выводы. Конечно, не стоит ожидать научных прорывов от школьников. Они не волшебники, они только учатся! И процесс обучения имеет свои закономерности: сначала нужно научиться грамотно реферировать чужие мысли, делать первые обобщения, оформлять итоги реферативной работы. А потом уже учиться формулировать гипотезу, проводить эксперименты, искать доказательства своих предположений, подтвреждать и опровергать их. Это трудная, сложная дорога. Трудная не только для школьников, но и для их учителей-наставников. Ведь их основная функция – не исследовательская, а весьма рутинная. И далеко не каждый учитель может заниматься исследовательской деятельностью и обучать ей школьников. И тем ценнее те учителя, которые способны к интеллектуальному поиску и могут помочь талантливому школьнику сделать первые шаги на этом пути. Поэтому обязательно нужно быть благодарными тем, без кого XXIII Лихачёвские чтения не могли бы состояться, – это учителям школы № 90. Мария Геннадьевна Маловичко, Оксана Григорьевна Кожевникова, Любовь Леонидовна Гаврилина, Любовь Владимировна Смирнова, Татьяна Геннадьевна Байкалова, Марина Ивановна Шмидт, Алексей Сергеевич Полетаев, Татьяна Ивановна Устюгова, Елена Григорьевна Скапенко, Любовь Андреевна Кравченко, Ольга Евгеньевна Выборнова, Людмила Ивановна Иванова, Ольга Александровна Ежкова были первыми наставниками на этом сложном и трудном пути.

Работа с подрастающим поколением – это очень сложная работа. А подготовка к подобным интеллектуальным смотрам, конкурсам, чтениям – это всегда индивидуальная, скрупулезная, творческая работа. Здесь нет шаблонов и готовых решений. Учитель и ученик находятся в совместном творческом поиске. Какая помощь им нужна? Иногда оборудование, иногда доступ к редкой литературе, которой не найдешь в открытом доступе в интернете. Но абсолютно всегда им нужно время! Время, когда они могут без суеты и спешки читать и вместе изучать источники, сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, описывать… Научить этому можно только индивидуально! И как же нужно хоть немного свободного времени, которые талантливые учителя смогут посвятить нашим талантливым детям!




Ежкова О.А.,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ школа №90


Поделиться:

Возврат к списку