Поиск по сайту

Для успешной учебы в педвузе результатов ЕГЭ недостаточно - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

15.03.2010 Абитуриентам педагогических вузов, выбравшим профессию учителя, в этом году предстоит сдавать три единых госэкзамена: по русскому языку, математике и иностранному языку. Четвертый экзамен – по обществознанию, вуз может заменить на любой другой, соответствующий профилю подготовки будущего учителя. О том, как это может отразиться на вступительной кампании 2010 года, в интервью РИА Новости рассуждает  ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, академик РАО Геннадий Бордовский.

- Геннадий Алексеевич, по каким критериям до введения ЕГЭ оценивались абитуриенты, поступающие в педагогические вузы?

- Безусловно, решающими были оценки, полученные абитуриентом на вступительных экзаменах, но и личность поступающего много значила. Именно поэтому в педагогических вузах упор делался на устные экзамены. Это позволяло познакомиться с абитуриентом, понять, готов ли он по своим личностным качествам к профессии учителя. Учитывалась также предыдущая профориентация поступающего, его обучение на подготовительном факультете, какие действовали во многих педагогических вузах, в том числе нашем. Конечно, оценка достижений и знаний абитуриента была иногда субъективной, основанной на его коммуникативных способностях и умении преподнести себя, но ведь и профессия учителя во многом состоит из общения с учениками, а не только из знания предмета и методики его преподавания.

- Почему именно обществознание было выбрано основным профилирующим предметом для направления «Педагогическое образование»?

- Такой выбор продиктован жесткими рамками, в которые нас ставит ЕГЭ. Поступление в вузы по его результатам привело к абстрагированию процедуры приема от абитуриента. Однако, что более важно, появление ЕГЭ привело к тому, что на все профили по направлению «Педагогическое образование» утвержден единый список предметов, результаты ЕГЭ по которым должен представить абитуриент.

Фактически может получиться так, что и будущему учителю физики, и будущему преподавателю истории при поступлении придется сдавать одни и те же экзамены.

В такой ситуации выбор обществознания в качестве рекомендованного профильного предмета оказался наименьшим из возможных зол. Человек, который хорошо сдал обществознание, по крайней мере, с интересом относится к жизни социума и готов в нем работать, работать с людьми. Никакой другой предмет не позволил бы более удачно оценить потенциальные способности будущего педагога, которые одинаково необходимы каждому учителю, будь то преподаватель химии или учитель начальной школы.

- Каковы в связи с этим ваши ожидания от вступительной кампании 2010 года?

- Сюрпризов больших, чем преподнесла нам прошлогодняя кампания, ждать уже не придется, и это хорошо. Родители и абитуриенты немного сориентировались в новых правилах. Сама процедура также стала более организованной, ограничено число вузов и специальностей, на которые можно подавать документы, сокращено число волн приема. Все это, на мой взгляд, благоприятно повлияет на приемную кампанию.

Конечно, сократится конкурс: во-первых, потому что теперь выпускники школ будут подавать документы не в десятки вузов сразу, а только в те, куда действительно имеют шансы поступить; во-вторых, потому что абитуриентов по демографическим причинам становится меньше. Все это приведет к росту конкуренции среди вузов.

- Каким, на ваш взгляд, будет уровень подготовки абитуриентов?

- Не думаю, что он будет сильно отличаться от прошлогоднего. Также следует помнить, что под уровнем подготовки сейчас часто понимаются разные вещи. Если говорить о наличии остаточных знаний, с которыми первокурсники приходят 1 сентября на занятия, то они, как правило, оставляют желать лучшего, и с каждым годом все более и более сокращаются. С этим мы ничего поделать не можем.

Если за критерий подготовленности принять способность осваивать образовательные программы вузов, то тут картина также довольно плачевная. Учителя, абитуриенты с их родителями бросают все силы на подготовку к ЕГЭ, забывая, что для освоения вузовской программы одних знаний мало. Процесс это творческий, требующий инициативы и умения анализировать различные точки зрения. Подобные навыки подготовка к ЕГЭ не развивает.

- Как педагогические вузы могут восполнить недостатки, вызванные отсутствием должной профильной подготовки?

- Конечно, можно всех неуспевающих выгнать, но тогда учить будет почти некого, поэтому, на мой взгляд, выход у нас только один – компенсировать отсутствие предварительной подготовки занятиями в стенах вуза. Это, безусловно, приведет к увеличению нагрузки на студентов, которым придется в сжатые сроки осваивать материал, чтобы быть готовыми в полной мере воспринять образовательные программы по выбранным профилям. Но не прибегать к такой интенсификации обучения нельзя, иначе мы получим на выходе слабо подготовленных специалистов, не готовых для работы в школе.

РИА Новости

Поделиться:

Возврат к списку