Поиск по сайту

Мастерство в детской руке, или шерстяные чудеса


Авторcтво: Антипова Светлана Викторовна, воспитатель ГБОУ прогимназии №130 Выборгского района Санкт-Петербурга


Истоки творческих способностей и дарования детей

на кончиках их пальцев.

От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок.

А. Сухомлинский


Каждому из нас с детства хорошо знакомы валенки. Дети носили их в морозную зиму на прогулке, а людям пожилого возраста они согревали ноги своим теплом и комфортом в любое время года.

В последнее время популярность валяных изделий возросла, из валяной шерсти изготавливают головные уборы, юбки, платья, жилеты, декоративные панно, игрушки.

Валяние – древнейшая в мире техника изготовления текстиля. Наши предки начали валять шесть животных около 8 тысяч лет назад. Ковры и чепраки,ВкуснаяРябинка.JPG найденные археологами при раскопках в скифских курганах горного Алтая, датируются IV-V веками до н.э.

Существует легенда, что валять предметы одежды из шерсти люди начали еще во времена великого потопа. Животные, ютившиеся в тесных помещения Ноева ковчега, роняли свою шерсть на пол, а затем взбивали ее копытами. А когда животных вывели из ковчега, на полу остался свалянный ковер.

На самом деле валяние из шести возникло там, где были одомашненные овцы и козы. История фелтинга (валяния шерсти) связана с кочевниками. Свалянной овечьей шерстью покрывали юрты, чтобы защищаться от холодного степного ветра и зимней стужи, изготавливали верхнюю одежду, головные уборы, ковры, обувь. Валяную шерсть использовали в кузнечном и военном деле. Ее надевали вместо кольчуги, делали подкладки для шлемов, обшивали стены для защиты от стрел. Ее применяли в качестве шины, или современного гипса, в лечении переломов костей.

На Руси свалянные из шерсти изделия появились в период монгольско-татарского ига. Около 200 лет назад стали изготавливать валенки.

В настоящее время фелтинг стал любимым досугом для тысяч людей. Для творческих натур этот древний вид рукоделия стал способом художественного самовыражения.

Всю жизнь я занимаюсь в свободное время разными видами рукоделия, посещаю выставки, ищу новые идеи для своего творчества, осваиваю новые техники ручного труда. На одной из выставок меня заинтересовали изделия из войлока. Меня удивила разнообразие изделий из шерсти от пальто, до украшений интерьера, украшений к одежде, и игрушек. Я погрузилась в этот удивительный мир творения шерстью.

Шерсть это уникальный природный материал, она теплая, мягкая, пластичная. Существует два вида валяния: сухое (фильцевание) и мокрое (валяние руками с помощью воды и мыла).

Фильцевание – это уплотнение, сбивание и спутывание шерстяных волокон при помощи специальных игл. Шерсть многократно протыкается иглой, пока не получится однородный плотный материал. Сухое валяние привлекает своей простотой, в процессе этой работы человек эмоционально расслабляется, успокаивается, можно сказать, что сухое валяние – это своего рода лечебная терапия по преодолению стресса.

Мокрое валяние – шерсть, разложенная слоями на пупырчатую полиэтиленовую пленку, накрывается сеточкой, пропитывается мыльным раствором, приглаживается руками, постепенно пропитывая все слои шерсти. Лишняя вода промакивается сухим полотенцем. После того, как лишняя вода убрана, сетка снимается, мокрая шерсть накрывается пупырчатой пленкой. Затем по пленке катаем скалкой, постепенно увеличивая усилия нажима. При этом волокна шерсти плотно переплетаются и получается войлок.

IMG_0712.JPGОсваивая этот вид ручного труда, я поняла, что некоторые способы валяния шерсти доступны к освоению детьми дошкольного возраста. К сожалению, методических разработок и рекомендаций по этой теме для педагогов детского сада я не нашла. Проанализировав возможности детей группы, в которой я работаю (старший дошкольный возраст), за развитием которых наблюдаю уже третий год, знаю их интересы, увлечения, способности я предположила, что:

1) учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, тактильный контакт пальцев, ладони и всей кисти руки при взаимодействии с теплой мягкой шерстью не только доставит детям удовольствие, но и будет способствовать развитию мелкой моторики, следовательно, развитию речи, подготовит руку ребенка к обучению в школе.

2) Широкий спектр поделок из шерсти, вариативность их содержания дает возможность учесть интересы каждого ребенка.

3) Каждая поделка будет интересна детям по содержанию и найдет конкретное практическое применение в игре, или быту.

4) Обучения технике работы с шерстью будет нести обучающий и развивающий характер, и формировать интегративные качества личности

5) Результаты продуктивной деятельности ребенка будут способствовать более эффективному взаимодействию с педагога с семьей.

Валяние как вид декоративно-прикладного искусства позволяет творить из натурального материала, и в процессе этого творчества необходимо умениеIMG_0813.JPG сочетать цвета. Чувство сочетания цвета индивидуально. На подготовительном этапе, предшествующем непосредственному ознакомлению с техникой валяния мы с детьми рассматривали удивительные краски, идеальные пропорции цветовых соотношений в природе: на прогулке, в фотографиях пейзажей, птиц, картины художников. Обращали внимание на гармоничные сочетания, казалось бы, совсем не сочетаемых цветов, тонкий яркий цветовой баланс.

Задачей следующего этапа было стимулировать желание детей научиться делать изделия из валяной шерсти. Я принесла изготовленные мной игрушки, картины, декоративные поделки. Дети с интересом рассматривали их, трогали, обследовали, были сильно удивлены тому, что я сделала это сама, выразили желание научиться изготавливать такие вещи для себя.

Познавательная активность детей послужила предпосылкой к организации проектной деятельности «Чудеса из шерсти».

Работа с шерстью – это многоступенчатый и продолжительный во временном плане процесс, каждый выполняет работу в удобном ему темпе, при наличии желания этим заниматься. Поэтому форма организации может быть только в виде совместной деятельности, или индивидуальной работы.


Содержание работы с шерстью

Косвенные приемы

Темы работ

I этап игрушки из шариков

· Ознакомление со свойствами и качествами шерсти обследовательскими действиями.

· Скатывание шарика из шерсти между ладошек, смоченных мыльным раствором

· Изготовление из сваляных разноцветных шариков игрушек

Логические игры:

«Четвертый лишний», «Собери из шариков цветик-семицветик», «Разложи шарики в два обруча».

«Что изменилось», «Собери бусы по схеме»

«Поиск закономерностей»

«Бусы для куклы», «Браслет в подарок»

«Осьминожки», «Пчелки на лесной полянке»

«Чудесный мешочек» (из какого материала изготовлен шарик)

II этап «Шерстяная акварель»

(выкладывание картины из сухой шерсти в рамку под стекло, ориентируясь на картину/фотографию-образец)

1. Втягивание из пасмы (пряжи) волокон шерсти;

2. Раскладывание на картон, покрытый флизелином, вытянутых волокон, создавая фон для будущей картины, разграничивая шерстью соответствующих цветов небо, землю, реку, лес и др. (как при аппликации бумагой) ;

3. Выкладывание деталей заднего плана картины (облака, лес, горы, птицы и пр.)

4. Выкладывание деталей среднего и переднего плана картины, ориентируясь на картину/фотографию – образец.

5. Выкладывание деталей картины (скамейка, птицы) и деревьев (стволов, веток, сучьев) из скрученных волокон шерсти.

6. Раскладывание кроны деревьев пинцетом из шерсти, нарезанной ножницами.

7. Фиксация картины под стекло в рамку (это делает педагог).

Рисование пейзажей красками (акварельными и гуашью), цветными карандашами, восковыми мелками, передавая цветовой колорит осенней природы

Выставка детских рисунков «Краски осени»

«Загадочные волокна» («Узнай, что получилось», «На что это похоже»)

Пейзажи из шерсти

«Разноцветная осень», «Мое путешествие»

III этап.

Мокрое валяние

«Зима»

1. Подготовить основу для картины из бумаги на 1/3 превышающий размер будущего изделия.

2. Накрыть бумажное основание односторонней воздушно-пузырьковой пленкой пузырьками вверх;

3. Разложить фон будущей картины на пленке волокнами шерсти крест-накрест, чтобы волокна при высыхании давали одинаковую со всех сторон усадку.

4. Выкладывание картины также, как при сухом валянии, но прием скручивания шерсти не используется.

5. Выложенный пейзаж накрывается сеткой от комаров и равномерно поливается мыльным раствором. Периодически нужно прижимать картину руками, что пропитались равномерно все слои шерсти. Лишнюю воду с картины промокнуть сухим полотенцем. Убрать сетку.

6. Накрыть вторым куском воздушно-пузырьковой пленки пузырьками вниз.

7. Взять скалку и катать по пленке, постепенно усиливая нажим на скалку. Прокатать не менее 100 раз

8. Снять оба слоя пленки и сетку, смять изделие в комок и отбить его об пол до сжатия шерсти на 30%

9. Изделие выполоскать, сдавливая между ладонями, но не перекручивая.

10. Разложить на полотенце в расправленном состоянии, высушить, зафиксировать в рамку.

Игровые упражнения «Мыльные пузыри», «Чей мыльный пузырь больше»

«Узнай по запаху» (сухая, или мокрая шерсть)

«Большая стирка» («Кто больше выжмет воды»)

Наблюдения за зимней природой на прогулке.

Выставка семейных фотографий «Наш зимний выходной день»

«Зимний пейзаж»

«Птицы за окном»

IV этап

Бусы

1. Раскладывание волокон шерсти на воздушно-пузырьковой пленке в 2-3 слоя комбинируя цвета по выбору ребенка;

2. Накрыть сеткой и пропитать мыльным раствором, убрать лишнюю воду полотенцем.

3. Снять сетку, закрутить мокрую шерсть в «колбаску»;

4. Катать шерстяную «колбаску» по пленке, разложенной на столе, двумя руками, постепенно усиливая нажим, до тех пор, пока шерсть при нажиме пальцами не перестанет проминаться.

5. Получившееся изделие в сыром виде педагог разрезает на колечки шириной около 1,5 см

6. Колечки высушиваются, дети собирают из них бусы, чередуя с бусинками, бисером.

Экспериментирование с сочетанием цвета.

Игра «Кулинар» (изготовление многослойных «пирожных» «тортов», из пластилина), изготовление из бумаги многослойных «салютиков» для игр с ветром; игры с полочками Киюзенера.

Подарки к 8 Марта бусы, браслеты, брелочки.

IMG_0935.JPGВзаимодействуя с детьми во время этого кропотливого процесса, я увидела у них искреннее желание творить, проявление инициативности, настойчивости, терпеливости при ожидании результата. Меня удивили их настойчивость в преодолении трудностей, проявление взаимопомощи и поддержки друг друга. Ребята искренне восхищались успехами своих сверстников и стремились помочь в случае какой-то неудачи.

Это заметно сплотило детский коллектив, они стали дружнее и толерантнее друг к другу

Даже самые непоседливые дети стремились переделать работу, если их не устраивал получившийся результат. Дети просили родителей привести их в детский сад как можно раньше, обращались ко мне с просьбой объяснить родителям технологию работы, чтобы делать изделия из войлока дома.

В процессе изодеятельности более точной стала прорисовка мелких деталей рисунков, штрихов. То, что дети лучше стали владеть карандашом, отмечают даже родители.

Самым важным, на мой взгляд, является появившаяся у ребят уверенность в своих силах, умение высказать и доказать свою точку зрения. Эти качества особенно важны при переходе детей в 1 класс.

Несмотря на свою трудоемкость, опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в технике валяния шерсти, показал результативность и перспективность в развитии содействия и сотрудничества детей и взрослых, где ребенок становится полноценным участником образовательных отношений; на основе его собственной инициативы. В процессе этого вида художественно-ручного труда охватываются все образовательные области ФГОС дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


Поделиться: