Авторcтво: Максач Елена Трофимовна, почетный работник общего образования РФ, методист ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» Приморского района, Санкт-Петербург; Киселева Алла Борисовна, руководитель структурного подразделения РОЦ БДД ГБОУ ДОД «Молод |
Для качественного обучения детей безопасному поведению на дорогах, формированию транспортной культуры нужны компетентные педагогические кадры. В статье описан многолетний практический опыт апробации модульных программ по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в системе образования Санкт-Петербурга и конкретно Приморского района. Организация процесса обучения детей безопасному поведению на дорогах на новом качественном уровне возможна за счет эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров при использовании потенциала взаимодействия ВУЗов, ОГИБДД, УДОД и ОУ всех типов.
Одна из главных причин детского дорожно-транспортного травматизма – отсутствие у детей навыков безопасного поведения на дороге и низкая транспортная культура. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении на заседании президиума Государственного Совета по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения, говоря о комплексном решении данной проблемы, о повышении уровня культуры участников дорожного движения, особо подчеркнул, что к этой работе необходимо подключать все российские образовательные учреждения, начиная с дошкольных. Особое значение в решении проблемы безопасности дорожного движения имеет своевременная подготовка детей к умению правильно оценивать дорожную обстановку и соблюдать Правила дорожного движения (далее - ПДД).
Известно, что для качественной работы по обучению безопасному поведению детей на дорогах, формированию транспортной культуры нужны компетентные по данному вопросу педагогические кадры. Подготовка педагогических кадров, обеспечивающих профилактику детского дорожно-транспортного травматизма (далее-ДДТТ) и формирование основ безопасного поведения детей на дорогах, осуществляется в системе среднего и высшего педагогического образования. Но в педагогических колледжах и педагогических институтах, занимающихся подготовкой учителей начальных классов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей ОБЖ не в полной мере преподаются Правила дорожного движения в объеме знаний безопасного поведения пешеходов на дорогах (1. 100). И естественно, встает необходимость организации различных форм повышения профессиональной компетенции педагогических кадров в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
В Санкт-Петербурге подготовка преподавателей ОБЖ проводится на факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Профессиональную переподготовку и повышение квалификации преподавателей ОБЖ и педагогических работников, обеспечивающих профилактику ДДТТ в настоящее время осуществляют: кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека и кафедра профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО).
А еще два десятилетия назад, когда в Санкт-Петербурге был открыт один из первых в России Центр безопасности «Автоград» в статусе государственного учреждения дополнительного образования детей, в его функции среди прочих входила работа по оказанию методической помощи ОУ по профилактике ДДТТ, повышению компетенции педагогических работников школ в вопросах обучения безопасному поведению детей на дорогах и в транспорте. Совместно с Санкт-Петербургским Университетом МВД России, РГПУ им. А.И. Герцена на базе ЦБ «Автоград» проводились первые семинары-практикумы для учителей начальной и общеобразовательной школы, классных руководителей по вопросам организации работы по профилактике ДДТТ. Но все это оказывало незначительное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма в регионе.
В связи с этим, начиная с 2006 года, во исполнение федеральных и региональных целевых программ по обеспечению безопасности дорожного движения Комитетом по образованию Санкт-Петербурга принимаются меры, направленные на активизацию работы в сфере профилактики ДДТТ, повышение эффективности и качества обучения детей дорожной безопасности (распоряжение от 12.04.2006 №335-р «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»).
Во-первых, по поручению Комитета по образованию СПбАППО был разработан учебный модуль «Дорожная безопасность» по курсу ОБЖ для учащихся 1 - 9 классов и, начиная с 2008 года, организовывалось повышение квалификации преподавателей ОБЖ по внедрению учебного модуля «Дорожная безопасность» на основании новых учебных пособий «Дорожная безопасность» по правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5-9 классов (авт. Данченко С.П., Форштат М.Л.) и методических рекомендаций в помощь учителям для проведения уроков по правилам и безопасности дорожного движения (авт. коллектив Григорян Н.В., Данченко С.П., Форштат М.Л.) [2, 45].
Во-вторых, на базе СПбАППО успешно проводились курсы повышения квалификации: «Освоение учащимися технологий безопасного и эффективного социального поведения» (72/120 часов); проблемно-целевые курсы» «Дорожная безопасность» (24 часа), целевые курсы «Теория и методика преподавания ОБЖ» (120 часов) и др. формы повышения квалификации.
В-третьих, в системе дополнительного образования детейв целях оптимизации сети реорганизуется государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Санкт-Петербургский центр детского технического творчества (СПбДДТТ) и на его базе создается городской ресурсный центр по профилактике ДДТТ (далее - ГРЦ БДД), в функции которого входило также организация различных форм повышения квалификации специалистов, ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях.
По план –заказу Комитета по образованию ГРЦ БДД в течении 3-х лет проводились краткосрочные и годичные КПК для различных категорий педагогических работников системы дополнительного образования. Так, краткосрочный курс повышения квалификации педагогических работников УДОД «Система знаний по профилактике ДДТТ и безопасности дорожного движения» закончили более 90 чел. (категория слушателей - зав. отделами УДОД, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы). Совместно с СПбАППО проводились научно-практические конференции, целевые консультации и семинары на тему: «Методика преподавания раздела «Дорожная безопасность» (по заявкам школ, ГМО вожатых, ГМО зам. директоров по воспитательной работе школ).
Вместе с тем, учитывая высокую значимость данного направления деятельности, а также с целью дальнейшей активизации образовательных учреждений в решении вопросов, связанных с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма в декабре 2008 года Комитетом по образованию были перераспределены функции и пределы компетенции различных типов образовательных учреждений, подведомственных Комитету, по данному вопросу (информационно-методическое письмо от 03.12.2008 № 04-5389/08 «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»). В соответствии с план-заказом Комитета по образованию СПбАППО разработаны и реализуются по модульному принципу новые образовательные программы подготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма согласно концепции непрерывного образования. Но и этого было недостаточно для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, насчитывающий более 700 общеобразовательных учреждений и более 3000 дошкольных учреждений. К этой работе подключаются учреждения дополнительного образования детей всех 18 административных районов, на базах которых функционируют районные опорные центры по профилактике ДДТТ (далее-РОЦ БДД), которые служат площадкой для отработки инновационных и перспективных программ и методик в сфере профилактической работы по предупреждению ДДТТ с детьми от 6до 18 лет и взрослыми. Являясь районными организационно-методическими центрами в работе по профилактике ДДТТ, они осуществляют проведение индивидуальных и групповых консультаций для ответственных за профилактику ДДТТ в образовательных учреждениях, заместителей директора по ВР, классных руководителей школ (по согласованному графику); проводят семинары, открытые занятия, мастер-классы и другие мероприятия по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров (по заявкам школ).
К этой работе подключены и районные информационно-методические центры. Повышение квалификации педагогических кадров по профилактике ДДТТ осуществляется через проведение совместных конференций, семинаров для методистов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, классных руководителей с привлечением инспекторов ГИБДД и профессорско-преподавательского состава ВУЗов.
Вместе с тем, перед российским образованием федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы», поставлены новые задачи, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма и организацию процесса обучения детей безопасному поведению на дорогах на новом качественном уровне. Особый акцент сделан на разработку модульных программ повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образований детей по вопросам обучения обучающихся, воспитанников навыкам безопасного участия в дорожном движении и рекомендаций по их использованию [3].
В нашем государственном бюджетном учреждении дополнительного образования ГБОУ ДОД Дворец детей и молодежи ««Молодежный творческий Форум Китеж плюс» с 2009 года также функционирует РОЦ БДД, являющийся организационно-методическим центром по профилактике ДДТТ в Приморском районе Санкт-Петербурга.
В соответствии с ежегодным планом совместной работы отдела образования и ОГИБДД УМВД России по Приморскому району на базе РОЦ БДД реализуются различные образовательные проекты для детей и педагогических работников района, в том числе и в сфере повышения профессиональной компетенции. Так, на основании договора о сотрудничестве совместно с СПбАППО с 2012 года реализуется образовательная программа повышения квалификации педагогических работников «Организация работы по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ГОУ». Программа в объеме 72 часа реализуется двумя модулями: для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов общеобразовательных школ (всего 120 чел. получили свидетельства установленного образца об окончании курсов СПбАППО).
Для достижения поставленных целей по повышению эффективности деятельности в сфере профилактики ДДТТ на базе РОЦ БДД в тесном контакте с районным отделом ГИБДД проводятся ежемесячные совместные совещания с ответственными по профилактике ДДТТ в образовательных учреждениях района, где анализируются пути достижения сокращения случаев ДТП с участием детей; проводятся совместные семинары по обмену опытом в организации занятий, мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ.
Проанализировав весь спектр форм и методов организации повышения квалификации педагогических работников в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в системе образования, мы пришли к выводу, что организация процесса обучения детей безопасному поведению на дорогах на новом качественном уровне возможна за счет эффективной системы повышения профессиональной компетенции педагогических кадров при использовании потенциала взаимодействия ВУЗов, ОГИБДД, УДОД и ОУ всех типов по данному направлению.
Кроме этого мы учитывали тот факт, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации дополнительных общеобразовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации [4, 5].
Нами разработан специальный проект, направленный на решение задачи повышения профессиональной компетенции педагогов, методистов, воспитателей, педагогов-организаторов в сфере профилактики ДДТТ, а, следовательно, на повышение эффективности и качества процесса обучения детей безопасному поведению на дорогах. Блок "Дорожная безопасность" является учебным модулем в программе повышения квалификации педагогических кадров.
Специфика учреждения дополнительного образования детей, на базе которого функционирует РОЦ БДД, ориентированного на апробацию и внедрение инноваций, позволяет использование потенциала взаимодействия ВУЗов, ОГИБДД и образовательных учреждений всех типов района в повышении качества процесса обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Проект предусматривает построение образовательного процесса повышения квалификации на основе модульного обучения, что в свою очередь связано с реализацией главной цели обучения – создания мотивации для постоянной, осмысленной работы слушателей над учебной информацией в реально удобных для него жизненных обстоятельствах. Слушатели могут изучать все модули обучающей программы или выбирать только определенное их количество, время на изучение модуля может быть фиксированным или выбираться обучаемым самостоятельно в соответствии с необходимостью, весь или часть материала изучается индивидуально. Изучение модулей может осуществляться в результате самостоятельной работы слушателей или чередованием групповых и индивидуальных форм обучения.
Реализацию проекта мы начали с районного постоянно-действующего семинара «Современные подходы к организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях». В соответствии с планом работы ГБОУ ДОД «Молодежный творческий форум Китеж плюс» на 2013-2014 учебный год и во исполнение условий договора с общеобразовательными учреждениями Приморского района была разработана программа семинара. Заказчиками программы семинара стали педагогические работники, ответственные в учреждении за профилактику ДДТТ. Их количество 60 человек. Среди них: учителя ОБЖ, учителя географии, иностранного языка и др. категории специалистов. Данной работой 30% занимаются более 5 лет, 26%-2-3 года, остальные – начинающие. В связи с этим программа семинара реализуется соответственно в 3-х модулях.
Цель программы постоянно-действующего семинара: формирование системы педагогических знаний и практических навыков по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, способствующих эффективному и качественному обучению детей безопасному поведению на дорогах, обеспечению безопасности дорожного движения, сохранению здоровья и жизни детей.
Новизна программы заключается в том, чтоблоки программы можно использовать независимо друг от друга или включать в другие программно-тематические модули по направлению профилактики ДДТТ.Программа рассчитана на 12 (24) или 32 академических часа. Формы учебной работы: лекции, деловые игры, семинары-практикумы, практикумы, тренинги, профессиональные встречи, посещение лучших ОУ города. В результате реализации программы слушатели: смогут повысить свою компетентность в современных проблемах безопасности дорожного движения и осознать свое место в профилактической деятельности ДДТТ; познакомятся с новыми нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений по профилактике ДДТТ и БДД; познакомятся с системой знаний и технологиями по обучению учащихся ПДД и безопасного поведения на дорогах; познакомятся с лучшим опытом работы образовательных учреждений в создании и деятельности отрядов ЮИД; смогут спроектировать систему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в учреждении; овладеют современными методами организационной и образовательной деятельности по профилактике ДДТТ с педагогами, родителями, детьми.
Для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нами апробирован модуль «Игровые программы с использованием напольного детского игрового комплекта «Азбука дорожного движения» в работе с дошкольниками по воспитанию культуры безопасного поведения на дорогах и в транспорте». Он реализовывался в форме семинара-практикума для воспитателей ГБОУ №№70, 77, 80, 45 Приморского района.
Кроме этого по заявкам школ и ДОУ внедряется модуль «Выездные занятия по дорожной безопасности»: проводятся выездные семинары, открытые занятия, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации и другие мероприятия по повышению профессионального мастерства педагогических кадров образовательных учреждений района с использованием инновационного оборудования: напольный игровой комплект «Азбука дорожной безопасности», «Мобильный детский автогородок», мультимедийное компьютерное оборудование и др.
В заключении следует отметить, что повышение качества образования в значительной степени обусловлено уровнем подготовки и возможностью постоянно совершенствоваться в своей профессиональной компетентности педагогов, что связано с эффективной организацией работы по повышению квалификации.
Наш некоторый опыт апробации модульных программ повышения профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных и дошкольных учреждений по вопросам обучения детей безопасному участию в дорожном движении с привлечением потенциала вузов (СПбАППО, Санкт-Петербургский университета МВД России, РГПУ им. А.И. Герцена), ОГИБДД, лучших образовательных учреждений отмечается (по мнению педагогов) как достаточно результативный.
Работая в режиме саморазвивающейся системы, модульная технология в системе повышения квалификации способствует росту профессионального уровня слушателя. Этот факт также можно отнести к категории основополагающих и дающих основание подчеркнуть, что модульная технология обучения – это не только гарантия нового качества образования, это, прежде всего гарантия непрерывного повышения образования.
Следует также отметить, что решение задачи повышения качества образования по вопросам обучения детей безопасному участию в дорожном движении за счет использования различных форм повышения профессиональной компетенции педагогов Приморского района уже дает некоторый положительный результат:
-ГБОУ лицей №64 Приморского района стал победителем городского конкурса среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности-2009»;
- ГБОУ детский сад №70 Приморского района в 2013 году отмечено дипломом 2 –ой степени с присвоением звания «Лучшее дошкольное учреждение по профилактике ДДТТ» на городском конкурсе среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности-2013»;
-ГБОУ лицей №540 и ГБСКОУ №657 стали победителями районного конкурса среди образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности-2014» и представлены на городской этап Всероссийского конкурса.
Главный результат-снижение уровня ДДТТ по вине детей в Приморском районе.
Литература
1. Материалы региональной научно-практической конференции «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: состояние, проблемы, перспективы», /под ред. С.В.Алексеева, Н.В.Груздевой – СПб.: СПбАППО, 2010.
2. Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга /Сост. Голубева Т.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2008 .
3. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 г. № 864 «О федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы».
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Поделиться: