Поиск по сайту

Стационарный детский автогородок как объективная необходимость при проведении учебно-тренировочных занятий по дополнительным образовательным программам для подростков


Авторcтво: Барков Станислав Гаррисонович, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД «Молодежный творческий форум Китеж плюс» Приморского района Санкт-Петербурга


С течением времени дорога стала опаснее, парадоксально, но это оборотная сторона улучшения ее качества, благосостояния населения, совершенствования автомобилей и увеличения их численности.

Современные автомобили оснащаются эффективными двигателями, мощными тормозами, способными рассеивать колоссальные энергии и останавливать автомобиль в считанные секунды. Появляются и системы, позволяющие держать безопасную дистанцию... Но человек остается прежним. Максимум его защитных технических средств — это светоотражающая одежда. Остальное — только обучение и навыки. Нет у пешеходов парктроников и систем экстренной остановки, срабатывающих за тысячные доли секунды. Для выработки умений и навыков, способных обезопасить пешехода, а также начинающего водителя и предназначен автогородок.

Первые реально работающие автогородки известны с конца 90-х годов прошлого века (в Ростове-на-Дону и в Санкт-Петербурге).

Что такое современный автогородок? Это прежде всего территория площадью от 1000 м2 (максимальная площадь на ограничена) с дорожной инфраструктурой (сеть проезжих частей, тротуаров и площадок для вождения) и техническими средствами организации дорожного движения (светофоры, шлагбаумы, дорожные знаки, дорожная разметка). Геометрические характеристики оборудования автогородка и ширина проезжих частей приняты в соответствии с нормативами ГОСТ, регламентирующими технические средства организации дорожного движения, дорожные знаки, светофоры, разметку.

Современные автогородки оборудованы на базах ДООЛ «Заря», «Солнечный» ГБОУ «Балтийский берег», подведомственному Комитету по образованию Санкт-Петербурга.

В настоящее время во многих городах России возрождаются и успешно функционируют великолепно оснащенные автогородки. Однако большинство из них имеют лишь только дорожную составляющую, в лучшем случае, с учебными классами.

В нашем городе в каждом административном районе на базе учреждений дополнительного образования детей за счет средств целевых программ по безопасности дорожного движения оборудованы учебные классы ПДД компьютерной техникой и мультимедийной аппаратурой, стендами по ПДД, базовым комплектом светового оборудования с дистанционным управлением, напольными игровыми комплектами «Азбука дорожного движения, велосипедам, приобретены мобильные автогородки.

В нашем ГБОУ ДОД «Молодежный творческий форум Китеж плюс» с 2009 года тоже оборудован учебный класс ПДД и ведется работа с детьми по дополнительным образовательным программам, а также проводятся различные соревнования, конкурсы, обучающие игровые программы для детей начальной и средней школы.

Детские автогородки, площадки с разметкой и игровые зоны по обучению детей дошкольного возраста ПДД при детских садах №№60, 25, 9, 34, 49, 58, 78, 62 оборудованы за счет средств муниципальных образований при непосредственном участии ОГИБДД по Приморскому району. Но для привлечения подростков и старших школьников, для их профессиональной ориентации, отвлечения «от улицы» нужны современные учебно-тренировочные площадки.

Автогородок, который будет построен в ГБОУ ДОД «Молодежный творческий форум Китеж Плюс», дополняется автослесарными мастерскими, позволяющими прививать обучающимся начальные профессиональные навыки. Более того, реализовывать эти навыки на практике. Так, в мастерских автогородка предполагается творческая разработка экологически безопасного велоэлектромобиля. Группа ребят вдохновлена идеей создания

«Транспорта Будущего», способного двигаться при помощи электричества, в том числе вырабатываемого мускульной силой человека, солнечными батареями, и накапливающего энергию при торможении.

Первые автогородки (в том числе и в крымском «Артеке») подготовили отличных водителей, которые теперь уже являются «бывалыми» участниками дорожного движения. Некоторые из них стали известными гонщиками. К слову сказать, по результатам отдельных частных опросов (репрезентативные проверки не проводились) аварийность у таких водителей значительно ниже, чем у выпускников только стандартных автошкол. К несчастью практика использования автогородков и сами автогородки в начале «нулевых» были незаслуженно забыты. И вот теперь «Китеж Плюс», объединенный идеей безопасности на дорогах, совместно с администрацией Приморского района снова возрождают автогородок.

Что есть на настоящий момент? Готовится Проект. Предполагается создать двухэтажный комплекс учебных классов и автомеханических мастерских в обновленном здании по адресу: ул. Сердобольская, д. 12. Автомастерские будут обеспечены современным оборудованием, позволяющим детям сделать первые шаги в профориентации и совершенствоваться в дальнейшем. И, как было сказано выше, реализовывать творческие проекты. Техническая база автослесарных мастерских позволит выполнять работы на уровне современных автосервисных станций.

Учебные классы будут оснащены мультимедийным оборудованием последнего поколения, автотренажерами. Учебная площадка комплектуется транспортом: автомобилями, скутерами, мотоциклами — той самой техникой, которую можно увидеть на современных дорогах.

Современные автотренажеры, на которых стажируются наши дети, не только адекватно имитируют кабину автомобиля, дорожную обстановку, но и считают ошибки, сообщают о нарушениях. И происходит это не субъективно и в полной безопасности. Говоря, о работе обучающихся на автотренажере надо заметить, что это одна из бесспорных возможностей научить будущих водителей сохранять самообладание в сложных дорожных ситуациях. А такие ситуации случаются в условиях города каждый день!

Несколько слов отдельно о скутерах и мотоциклах. С введением новых категорий транспортных средств (ТС) это особенно актуально. Статистика показывает, что в ДТП с пострадавшими участие одноколейных ТС, по отношению к авариям обычных автомобилей, выше на порядок. Культура вождения современных «доморощенных» мотоциклистов оставляет желать лучшего, что часто вызывает неприятие байкеров всех сортов другими участниками движения. Часто можно увидеть открытую агрессию с обеих сторон. А ведь не секрет, что агрессия, зачастую, порождается элементарным страхом и незнанием. Водители автомобилей вздрагивают от «непредсказуемых» (в кавычках) мотоциклистов. При этом мотоциклисты страдают от непредсказуемых перестроений, неожиданно открытых дверей и отправляющих за рулем СМС-ки водителей. Всему этому, в том числе и культуре вождения, можно и нужно обучать в автогородке, моделируя различные дорожные ситуации в абсолютно безопасных условиях.

Ценность идеи организации автогородков — создание маленьких островков, безопасно воспроизводящих большой и непрощающий ошибок город...

«Молодежный творческий форум Китеж плюс» в альянсе с правительством города и района — создает новый, современный городок, оснащенный технически, способный на основе профессионального управления учебным процессом подготовить грамотных детей и подростков и, тем самым, снизить дорожный травматизм.


Поделиться: