Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Модель учета внеучебных достижений учащихся «SCHOOL-GALAXY 457»
Главная черта современного мира – стремительные перемены. Курс страны на преобразование в экономической, политической, общественной жизни влечет за собой изменения во всех социальных институтах общества и приводит к пересмотру многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. В новых условиях школа не может развиваться, не обновляясь. И как следствие, возникает проблема рассмотрения жизни школьного коллектива, достижений школьников с учетом этих условий. В современном мире ребенок должен обладать не только знаниями, достаточным объемом информации не выходя из школы, но и выпускником, способным оценивать изменяющийся мир, уметь осмыслять этот мир через взаимодействие с людьми, обладать общечеловеческими ценностями, коммуникативностью, уметь самореализовываться. И всему этому школьники должны научиться. Именно в школьном коллективе создаются условия для формирования развития и реализации личности. Чаще всего внеучебное время школьников заполняется или может заполниться отрицательными моментами: влияние улицы, «хорошие» друзья. И в связи с этим важной задачей школы является вовлечение во внеучебную деятельность каждого школьника, чтобы, по возможности, сгладить это отрицательное социальное воздействие. Занимаясь внеурочной деятельностью с учащимися школы, мы пришли к выводу, что у современных школьников может появиться инфантилизм, равнодушие, развиться безответственное отношение к своим поступкам, появиться отсутствие чувства коллективизма, если формы внеурочной деятельности будут такими же, как 20-30 лет назад. Мы поняли, что по-старому работать неинтересно ни детям, ни взрослым. Пришло решение разработать модель учета внеучебных достижений учащихся силами творческой группы, состоящей из членов администрации и неравнодушных к проблеме достижений учащихся учителей - классных руководителей. Данная статья посвящена разработке модели учета внеучебных достижений учащихся в нашей образовательной организации. Директор Л. И. Янкунова.
Если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? В.В. Маяковский Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности [6]. И, если на сегодняшний день уже существует устоявшееся ранжирование учебной деятельности по 5-ти бальной шкале, то результат внеучебной деятельности требует разработки модели учета внеучебных достижений учащихся. Внеучебная деятельность учащихся в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности педагогов и руководства учебного заведения. Не следует забывать, что для образовательного учреждения внеучебная работа является неотъемлемой частью выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника [5]. В связи с этим такая деятельность, как правило, не имеет объективной оценки и имеет серьезный недостаток – оценка направлена исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на внутренний контроль, направленный на самоорганизацию и самооценку учеником собственной деятельности. Таким образом, разработка модели учета внеучебных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время не существует целостной системы оценки и учета личностных достижений учащихся. Существующие традиционные системы оценки и учета внеучебных достижений учащихся оценивают достижения лишь по отдельным группам показателей. Вводимая во многих образовательных учреждениях система Портфолио для учета внеучебных достижений учащихся рассматривает в основном индивидуальные сертифицированные достижения учеников. Все это лишает учащегося возможности самому оценить уровень своих личностных достижений. Кроме того, вне оценки остаются такие важные личностные показатели как уровень сформированности общеучебных навыков и умений, ключевых компетентностей, не учитывается социальный опыт ребенка, а это очень важные показатели современной мобильной личности. Поэтому сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества внеучебных достижений учащихся в общеобразовательном учреждении лишь частично соответствует требованиям модернизации образования, и, следовательно, комплексная система оценки личностных достижений учащихся, устраняющая и решающая проблемы традиционной системы чрезвычайно актуальна в современной школе [6]. В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты, для эффективности внеурочной деятельности учащихся, в основу разработанной модели внеучебных достижений легли 3 предмета диагностики: - личность самого воспитанника; - детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика; - профессиональная позиция педагога [3]. На протяжении учебного года учащиеся живут по сложившейся системе воспитательной работы в учебном заведении: выполняют поручения классного руководителя, учителей-предметников, администрации, участвуют в школьных праздниках, различных олимпиадах и конкурсах, соревнованиях, как в школе, так и за ее пределами, занимаются в кружках, секциях, получают сертификаты и призовые места. Все это является внеучебной деятельностью учащихся. Но, как показывает практика, с развитием современных технологий, в большей степени – интернета, социальных сетей и виртуальных игр, учащиеся теряют интерес к школьной жизни и все реже выбирают внеучебную деятельность в стенах школы. В связи с этим для активизации общего интереса учащихся к внеучебной деятельности в основе разработанной модели мы предлагаем достаточно эффективную методику – методику соревновательного характера внеучебных достижений учащихся. В человеке от природы заложен дух состязательности, желание быть лидером и личностью, быть замеченным и выделенным среди окружающих. Порой это стремление выделиться любой ценой выражается в виде молодежного эпатажа, юношеского максимализма, неподчинения требованиям взрослых, а иногда и полному игнорированию их. [4] Всех этих трудностей в жизни учащихся можно избежать, пробудив у школьников желание соревноваться. Поэтому в нашей модели учета внеучебных достижений учащихся и отражен дух соревнования. Описание модели: Мы представили, что наша школа является Галактикой, по-другому School Galaxy, так как название соответствует статусу нашего ГБОУ – школа с углубленным изучением английского языка. В состав этой Галактики входят три созвездия, которые учитывают возрастные особенности учащихся в разработанной модели внеучебных достижений учащихся: - созвездие начальной школы (young constellation); - созвездие основной школы (average constellation); - созвездие средней школы (senior constellation). Каждый класс в данных созвездиях представляет собой звездную систему, имеющую свое название. Например, 8 «в» класс – система Сириус (Sirius system). В свою очередь каждая система – это планеты (учащиеся). На протяжении учебного года учащиеся зарабатывают звезды, принимая участие как во внеучебных мероприятиях внутри класса, так и во внеучебных мероприятиях школы и за ее пределами. Развитие личности ребенка – это главное в системе воспитательной работы. Каждый учащийся имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу поиска получения и передачи информации и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка [2]. Поэтому каждый учащийся имеет право, в том числе самостоятельно, выбирать поручения и мероприятия по силам и душе. Необходимым условием самоутверждения личности является развитый детский коллектив. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой – необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления внеучебной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений [1]. При всем при этом необходимо учитывать позицию педагога (классного руководителя), потому что только его позиция представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации базовых ценностей. Педагогическая позиция, по словам В.И. Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных педагогических целей). Не лишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития. В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности. Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.
Модель оценки внеучебных достижений учащихся внутри класса: Классный руководитель самостоятельно выбирает формы, методы и средства оценки внеучебной деятельности учащихся, руководствуясь следующими рекомендациями: Основанием для оценки и учета внеучебных достижений учащихся служит таблица (приложение 1), выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки внеучебной деятельности учащихся, которая является составляющей рейтинга учащихся, складывающегося из заработанных звездочек. Всего таких звездочек 5 типов:
1 звезда участия в полугодии за занятия в кружке, студии, секции, участии в научном сообществе, творческой, проектной группе (звезды можно суммировать). · звезда класса – посещение экскурсий, музеев, театров, походов, классные дела; 1 звезда в месяц за дежурство (дежурство по классу, столовой и школе суммируются), ведение дневника, наличие школьной формы, поведение и т.п. Цвет и форма звезды – на усмотрение классного руководителя (печати, рисунки, наклейки). На усмотрение педагога учащийся может зарабатывать не только «звездочки», но и «черные дырочки» – штрафные санкции за дисциплинарные нарушения, невыполнение своих обязанностей. Если штрафных санкций накапливается достаточное количество, ведется дополнительная работа и с детьми, и с родителями. В течение недели классный руководитель отмечает внеучебные достижения своих воспитанников в бланке (приложение 1), который находится в классном уголке, отмечая звезды. В конце месяца классный руководитель подводит рейтинг. Учащиеся, набравшие наибольшее количество звезд поощряются внутри класса (грамотой, сладким призом, похвалой). На следующий месяц звезды считаются с нуля. В конце триместра, полугодия подводится новый рейтинг, учитываются все звезды за период. Учащиеся, набравшие наибольшее количество звезд, поощряются на школьной линейке (грамотой, сладким призом, похвалой). На следующий период звезды считаются с нуля. В конце года подводится итоговый рейтинг, учитываются все звезды за год. Учащиеся, которые набрали наибольшее количество «звездочек», поощряются на итоговой школьной линейке (грамотой, сладким призом, экскурсией), участвуют в Параде планет, после чего им присваивается звание «Звезды класса», и фотография ребенка заносится на доску Почета. Помимо индивидуального рейтинга внутри классного коллектива, параллельно учащиеся зарабатывают звезды для класса, модель учета внеучебной деятельности практически дублируется с небольшими изменениями. Модель оценки внеучебных достижений класса: Учет достижений класса ведет заместитель директора по воспитательной работе в рейтинговой таблице классов (приложение 2), которая вывешена на всеобщее обозрение. В течение определенных периодов: месяца, триместра, года, класс зарабатывает звезды, где учитывается участие любого учащегося из класса во внеучебной деятельности школы и за ее пределами. Рейтинг ведется по созвездиям (ступеням образования). Таких звезд также 5 типов:
1 звезда участия в полугодии за занятия в кружке, студии, секции, участии в научном сообществе, творческой, проектной группе (звезды можно суммировать). · звезда школы (красная) – посещение экскурсий, музеев, театров, походов классом и т.п.; 1 звезда в месяц за дежурство (дежурство класса по школе, столовой суммируются), ведение дневников, наличие школьной формы, поведение и т.п. За дисциплинарные нарушения, невыполнение своих обязанностей, класс зарабатывает черные дыры – штрафные санкции. 1 черная дыра съедает 1-ую заработанную звезду, 2-ая – 2-ую и т.д. В конце каждого месяца подводится рейтинг. Классы, набравшие наибольшее количество звезд поощряются на школьной линейке (сладким призом). На следующий месяц звезды считаются с нуля. В конце триместра, полугодия подводится новый рейтинг, где учитываются накопленные звезды за период. Классы, набравшие наибольшее количество звезд, поощряются на школьной линейке (грамотой и сладким призом). На следующий период звезды считаются с нуля. В конце года подводится итоговый рейтинг, учитываются все звезды за год. Классы, набравшие наибольшее количество звезд награждаются на итоговой школьной линейке (дипломами и подарками), фотография помещается на доску Почета. Разработанная модель была введена в нашем общеобразовательном учреждении в 2012-2013 учебном году. Апробируя на практике данную модель, за месячный период мы увидели активизацию общего интереса учащихся к внеучебной деятельности как внутри класса, так и внутри школы.
Литература 1. А. Я. Психология. Группы. Детский коллектив [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/soc95.html 2. Конвенция о правах ребенка. Статья 13 [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/2540422/ 3. Презентация "Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников по реализации ФГОС" [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://uosheb.ucoz.ru/load/razvitie_obrazovanija_i_vospitatelnaja_rabota/obshhee/vneurochnaja_dejatelnost_fgos/8-1-0-118) 4. Радченко Т.И. Концепция разновариантных соревнований обучающихся//Первое сентября. Физика N09 (945), 1-31.10.2012 [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200702310 5. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов. Проект "Информатизация системы образования". Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [Электрон. ресурс].- 2006/ Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt6.html 6. Система оценки внеучебных достижений учащихся в МОУ «СОШ с.Лох» [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://lsshbur.narod.ru/13.htm
Поделиться: |