Авторcтво: Серова Любовь Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней общеобразовательной школы №124 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга |
На современном этапе развития школьного обучения особый интерес проявляется к предметам гуманитарного цикла, цель которого не просто дать хорошие знания по предмету, но и помочь каждому ученику развить то, что в нем заложено от природы, раскрыть его внутренние индивидуальные способности, дать основы нравственного воспитания и сформировать личность, способную адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни.
В школе с углубленным изучением иностранных языков должен присутствовать культурологический аспект в преподавании гуманитарных предметов.
Выработать у учащихся потребность в культуре (исторически накопленном духовном опыте человечества), научить входить в мир культуры – это одна из основных задач внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла.
Внедряя на практике концепцию культуротворческой школы, мы осознаем, что это единый учебный процесс, в результате которого необходимо сформировать у учащихся целостное восприятие мира и ощущение своей сопричастности с ним.
На современном уроке литературы, по какой бы программе учитель ни работал, не должно быть замкнутого пространства: личность писателя должна быть раскрыта в контексте его творчества, в контексте литературного процесса в своей стране (это выпускники и должны продемонстрировать на ЕГЭ по литературе) и мировой культуры в целом, а расширить образовательную среду помогает внеклассная работа по предмету.
Литературные экскурсии по Санкт-Петербургу и другим регионам России (Пушкинские Горы, Псков, Новгород, Печоры, Изборск, Валдай…) знакомят детей с истоками культуры нашей нации, пробуждают бережное отношение к русской культуре. «Первое путешествие, которое человек должен совершить, - писал академик Д.С. Лихачев, - это путешествие по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с ее памятниками, с ее культурным достоянием – это всегда радость узнавания привычного в новом». Данная работа интересна еще и тем, что она позволяет выйти на процесс сотворчества учителей, учеников и их родителей, так как после экскурсий идет совместная работа над презентациями фотоальбомов и видеофильмов. Подобная работа позволила некоторым старшеклассникам участвовать в городских конкурсах фотографов и художественных выставках и стать победителями в различных номинациях. Например, Митина Даша стала дипломантом в художественном конкурсе «Россия – мой дом, моя жизнь» (2008)и победителем в конкурсе «Моя семья. Моя страна» в номинации «Традиции и современность» (2010). А Пономарева Полина победила в районном конкурсе «Архитектурная азбука Выборгской стороны. Рисунок. Сампсониевский собор» (2011).
Интересен опыт внеклассной работы по литературе с учащимися среднего звена по курсу «Народная словесность», который помогает развивать у ребят интерес к познанию и желание творить. Данная работа требует не просто изучения, а проживания отдельных тем. Уроки-концерты, уроки-праздники с использованием народных игр, хороводов, элементов костюмов помогают ребятам осознать, что сказки, прибаутки родной прабабушки, которые некоторые из них еще могут слышать в деревне летом, даже вышитая одежда и домашняя утварь – русская культура, и это надо беречь, а хранителями культуры уже становятся они. Такая работа интересна и тем, что опирается на междисциплинарные связи школьной программы, где переплетаются знания по истории Санкт-Петербурга, природоведению, музыке, изобразительному искусству.
Подготовка и проведение таких праздников, как «Святки на Руси», «Широкая масленица», «Посиделки», «Субботея», требуют творческого подхода, так как ребята придумывают костюмы ряженых, элементы декораций, знакомятся с рецептами ритуальных блюд, обыгрывают не только элементы обрядовой культуры, но и сцены из кукольных и народных спектаклей. Данная работа дает представление учащимся о взаимосвязи культуры и быта, она позволяет учителю – словеснику объединять ребят разных возрастов. На праздники с удовольствием приходят и родители. Например, «Семейные посиделки с рукоделием» помогают раскрыть секреты русского костюма, где пословицы, поговорки и литературные цитаты дают яркое представление о русской традиционной одежде. Совместные семейные воскресные прогулки в парки города с проведением народных игр и потех не только помогают в работе над темой семейно-бытовой обрядовой культуры у русских, но и способствуют укреплению семейных отношений. Таким образом и осуществляется то единение учителей, учеников и родителей, которое и поможет восстановить лучшие традиции русской национальной культуры.
Современный учитель литературы во внеклассной работе, безусловно, использует элементы музейной и театральной педагогики. Важно помнить, что ребята должны не только узнать о зарождении театра, о возникновении первого Российского театра под руководством Федора Волкова, о театральном Петербурге, познакомиться с азбукой театральной жизни, посещать театры, но и сформировать свое отношение к театральному искусству. Однако без активного участия семьи привить любовь к музеям и театру сложно, так как вхождение в мир искусства – это процесс личный и творческий .Во время родительских собраний обязательно даются рекомендации для семейного посещения театров, а на школьном сайте размещаются аннотации к ряду спектаклей, интересных и желательных для просмотра. Здесь же возможен и обмен мнениями учителей, учащихся и родителей, что способствует укреплению связи не только между семьей и школой, но и внутри семьи. Особый интерес со стороны семьи вызвали совместные посещения в течение учебного года Государственной детской филармонии по абонементу «И смех, и слезы, и любовь…», где мы слушали не только литературные размышления по теме, но и арии из опер, музыкальные произведения Ф.Листа, Моцарта, Баха, Бетховена, Генделя, танго и фокстроты 20-х годов, что для некоторых детей было впервые.
Одна из воспитательных задач культуротворческой школы – это формирование у учащихся нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей, формирование толерантности по отношению к ценностям различных культур. Работая классным руководителем с данными детьми в течение пяти лет, я провела с учащимися ряд интересных дел, направленных на формирование дружного классного коллектива и укрепления межличностных отношений:
· Наш самый классный класс;
· Лицея день заветный;
· Добру надо учить, добру надо учиться;
· Подари игрушку детям;
· От сердца к сердцу;
· Мир начинается с дома;
· Традиции своей семьи и школы;
· День замечательных выпускников;
· День добровольного служения городу;
· Умеем ли мы отдыхать?
· Я, ты, он, она – вместе дружная семья…
Классные часы, литературные композиции, детские презентации, представление семейных альбомов, встречи с родителями-выпускниками нашей школы, участие в общешкольных мероприятиях позволяют учащимся развивать свои творческие способности и учат взаимодействию в классном коллективе. Наиболее ярким и запоминающимся оказался общешкольный праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», где ребята каждой параллели представляли культуру, обычаи и традиции разных стран и народов: Армении, Германии, Грузии, Вьетнама, Китая, Японии и, конечно, России. Учащиеся представили не только творческие познавательные презентации, но и удивили всех яркими костюмами, зажигательными танцами и блюдами национальной кухни.
. Внеурочная работа с детьми со стороны словесников направлена и на формирование речевой и коммуникативной культуру учащихся, для чего в классе совместно прорабатываются Правила для Говорящего и для Слушающего, что формирует речевой этикет учеников:
· Дружелюбие – основное условие успеха.
· Называйте собеседника по имени.
· Внимательно слушайте, не перебивайте.
· Не жалейте улыбок!
· Следите за мимикой собеседника.
· Сохраняйте межличностное пространство.
· Помните, что интонация важнее слова.
· Будьте искренними!
· Используйте в речи этикетные формулы выражения несогласия…
Процесс социальной адаптации детей происходит в коллективе, поэтому важно научить ребят класса совместным действиям, чему способствуют выработанные правила работы в группе:
· Уважение к говорящему.
· Активное участие в работе.
· Критикуя, предлагай лучшее.
· Говори точно и по делу, не повторяясь.
· Цель любого обсуждения – узнать больше о себе, о других и сделать мир лучше…
Внеклассная работа над гуманитарными дисциплинами в рамках культуротворческой школы направлена и на сохранение русского языка, русской речи и русской литературы ,поэтому учителя-словесники ищут ответы на вопросы:
как вернуть современному ученику интерес к книге, к чтению? Как научить отличать книги – однодневки от серьезной литературы? Как формировать у учащихся не только читательский вкус, но и интерес к хорошему кинофильму или спектаклю? Эти актуальные сегодня вопросы помогают учителям находить новые формы и методы работы с детьми, которые должны стать образованными, духовными, творческими личностями, адаптированными к современным условиям жизни, готовыми к взаимодействию, сотрудничеству и здоровой конкуренции.
Литература
А.С. Метелягин «Нравственное воспитание школьников», Псков, 1995 г.
Поделиться: