Авторcтво: Кириллова-Минова Алла Валерьевна, учитель ИЗО ГСКОУ для обучающихся с отклонениями в развитии школы №487 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Важной частью системы работы школы вот уже несколько лет являются дни здоровья. В этой системе находит отражение не только здоровьесозидающая деятельность, но и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Идея проведения предлагаемого дня здоровья была связана с социальным ориентированием, которое предполагает применение различных форм и способов обследования окружающего мира для улучшения адаптации воспитанников. Социальное ориентирование в школе – начало социализации в обществе. Здесь начинает проявляться интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми ребенок встретится в самостоятельной жизни, с теми трудностями, которые предстоит преодолеть, а проблемы решить. Общая цель состояла в развитии двигательной активности через включение в социальные взаимоотношения. Задачами Дня здоровья были:
- совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие навыков взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель;
- совершенствование ориентировки в пространстве школы;
- коррекция психо-эмоционального состояния.
Предполагаемые результаты направлены на овладение детьми определенными ролями, выполняемыми на станциях, установлением адекватных связей, развитием навыков самообслуживания, снятие эмоционального напряжения.
Взаимодействие учитель-ученик выступало, как стремление педагогов обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к окружающему миру, создание условий для его развития. Всего было пять станций: Строительная, Столярная, Музыкальная, Арттерапия, Дорожная азбука.
В кабинете изобразительного искусства была станция «Арттерапия». Тема – «Море».
В процессе подготовки к работе был использован опыт, полученный на семинарах по теме «Элементы арттерапии в педагогической и психотерапевтической работе», предложенный голландским психотерапевтом Марией Молл, с которым педагоги нашей школы имели возможность познакомиться на базе школы № 25.
Подготовительная работа на станции требовала заготовки довольно большого количества красочных колеров определенной консистенции. Особо надо отметить необходимость педагогических действий по развитию мотивации детей к выполнению предполагаемой работы. Тем более что учитель, организующий встречу детей на станции, работает не во всех классах, а потому знает не всех детей. Большого количества времени потребовала подготовка по подбору музыкального сопровождения, которое совпадало бы по ритму с ощущением движения воды. Определенные трудности вызывала ограниченность работы на станции во времени. Станция работала не более десяти минут. За хронометражем наблюдали специально назначенные педагоги. В подготовке и сопровождении детей на станции важную роль играли воспитатели, которые адаптировали цели и задачи Дня здоровья на конкретных детей и готовились к тому, чтобы оказывать необходимую помощь им на станции. (Некоторые педагоги заранее разучивали стихи с ребятами). Был сделан прогноз на случай неравномерного выполнения задания во времени отдельными детьми и для них готовились дополнительные палитры с желтой и красной краской для возможного изображения солнца. У доски – мольберт с изображением моря. На доске написана тема занятия и нарисованы простые и сложные волны, левая часть доски пустая.
Дети работали в технике «работа гуашью по-мокрому».
Цель: создание эмоционально благоприятных условий для пробуждения творческой активности детей и выражения своих способностей.
Задачи:
- Образовательная – обучение практическим навыков работы на большом формате, в новой технике (по-мокрому);
- Воспитательная – создание благоприятного микроклимата, способствующего росту адекватных коммуникативных связей;
- Коррекционная – коррекция мелкой и крупной моторики, разрядка эмоционального напряжения.
Оборудование: мольберт, на котором плакат с изображением моря. Бумага для акварели или ватман формата А-3. Банки для воды и красок. Кисти (щетина №3, №7, №8). Тряпки хлопчатобумажные. Гуашь, разведенная в банках. СD-диск Антонио Вивальди «Времена года».
![море.jpg море.jpg](/upload/medialibrary/0e4/hkjg.jpg)
В ходе работы станции важную роль сыграл организационный момент, когда участники не только приветствовали друг друга, но и приветливо улыбались, хором читали стихи, что и создало благоприятный микроклимат для детского творчества. Группа учащихся с воспитателем и учителем в класс работали четко по времени.
Дети, сидя за партой (на каждой парте бумага, кисть, банка с водой), выполняли задание индивидуально.
Во вступительной беседе учитель рассказал о теме занятия, предложил детям помечтать: представить себя на берегу моря. Затем подошел к доске и большой плоской кистью чистой водой нарисовал волнистые линии и предложил детям повторить эти линии на бумаге.
Дети с удовольствием сделали это. Кто испытывал затруднения, тому оказывали помощь сопровождающие педагоги. Таким образом, бумага была подготовлена к работе по-мокрому. Учитель и помощники раздали на каждую парту баночки с красками (разведенная водой гуашь – ультрамарин, берлинская лазурь).
Учитель предложил ребятам начать рисовать кистью море с нижней части листа, постепенно поднимаясь вверх волнообразными движениями кисти. При этом можно было менять, чередовать краски теплого и холодного оттенков так, как хотелось. Краска красиво расплывались: два синих цвета плавно взаимопроникали, создавая неповторимые, разнообразные гамма. Белые просветы бумаги только украшали картину, создавая ощущение воздуха.
![рисуют.jpg рисуют.jpg](/upload/medialibrary/317/eaxplb.jpg)
Интересным оказался процесс наблюдения за взаимодействием на станции Арттерапия. Никто из ребят не отказался рисовать море. Дети проявили следующие мотивы: интерес, желание, любознательность: что из этого выйдет? Моменты совпадения музыкальной волны и движения кистью вызывали удовлетворение: улыбку, «неговорящие» произносили отдельные звуки, показывали свои творения воспитателю, соседу. Необычными для ребят были большие кисти и крупный формат бумаги, что вызвало первоначально у четверых ребят растерянность. Помощь педагогов была своевременной и заключалась в словах поддержки, изображении первой красочной точки на бумаге.
В тех группах, где получилась дружная команда (когда дети, учитель по изобразительной деятельности, вос
питатель и учитель класса работали сообща), осталось время, и ребята успели нарисовать не только море, но и солнце над ним.
Работали весело, легко. Во время работы красками звучала музыка Антонио Вивальди «Времена года».
По окончанию работы все рисунки сложили на полу, чтобы они просохли. В итоге работы станции у доски появилась выставка: огромное море – спокойное и бурное, ласковое и грозное, с восходом и закатом солнца и без него. Каждая работа имела свой неповторимый характер, свое настроение. Для ребят и родителей было особенно приятно то, что они взяли рисунки с собой и украсили ими свой дом. «Выставка рисунков» стала формой рефлексии детей. Педагоги провели общую рефлексию после всех станций, где были отмечены результаты Дня здоровья и каждой станции, в частности.
Поделиться: