Авторcтво: А. Б. Плакхин. |
тезисы:
1. Современные подходы к формированию открытого информационного пространства.
Открытое информационное пространство подразумевает две фундаментальные вещи:
1. Это возможность участникам образовательного процесса получать информацию из различных источников и иметь возможность экспертной оценки своих действий не только субъектами педагогической среды учреждения, в котором они учатся или работают, но и любого профессионала, не взирая на его территориальную принадлежность. А также иметь возможность осуществлять свое профессиональное общение со схожими специалистами других ОУ. В данном случае в качестве примера можно привести проблему использования цифровых лабораторий. Учителя школ, получивших её, находятся практически в состоянии самоизоляции. Встречаться друг с другом только по этому вопросу некогда, да и сам предмет взаимодействия требует кропотливой и постоянной работы. Вот здесь на выручку предметнику и могли бы придти преимущества открытого информационного пространства в форме сетевого временного творческого коллектива. Совместное дистанционное обсуждение проблем в использовании цифровых лабораторий и экспертная оценка методических разработок друг друга помогли преодолеть педагогически затруднения и эффективно использовать совместный опыт для интеграции нового средств, а информатизации в образовательный процесс каждого образовательного учреждения.
Другой пример: сетевые ученические проекты. В качестве доступного примера приведу возможный сетевой проект учащихся по формированию краеведческой карты муниципальной территории. Школьники разных школ средствами интерактивных карт или более простыми собирают и публикуют в открытом доступе информацию топонимического характера, сведения об исторических событиях имевших место быть на территории их проживания, о выдающихся людях и т. п. Видя результаты труда друг друга и не будучи связаны узами повседневного общения, они получат возможность непредвзятой оценки и формирования коллективного мнения.
Немаловажную роль в размыкании информационного пространства образовательного учреждения играет организация интерактивного взаимодействия с родителями и доступность информации о школе для любого члена общества.
2. Перспективные коммуникационные технологии в управлении ОУ.
Что же школа может сегодня предложить родителям и другим заинтересованным лицам. В одной из школ Петербурга классная руководительница ведет в интернете средствами Живого Журнала блог для родителей своего класса. Эта технология, базирующаяся на использовании принципов WEB 2.0 позволяет ей не только оперативно извещать заинтересованных родителей о делах класса и их собственных чад, но и свободно обсуждать с ними насущные проблемы и вырабатывать в диалоге приемлемое для всех решение. Более того, поскольку учащимся доступ к блогу также открыт - они тоже участвуют в процессе принятия решений. Разве не к этому мы стремились, развивая ученическое самоуправление?
Я не призываю сегодня всех броситься вести в интернете личные блоги, но может это позволит: во-первых, выйти учителям в мировое коммуникационное пространство и подтвердить свой высокий авторитет на территории зачастую чуждой нам сегодня, но своей для наших учеников, и, во-вторых, позволит сделать день открытых дверей в школе понятием круглосуточным.
Но не надо думать, что для тех, кто только начинает свой путь на просторах информатизации, нет доступных решений. Чем занят каждый классный руководитель в конце недели? правильно! Выставляет в листочки или дневник текущие оценки учащихся. Но сегодня в каждом образовательном учреждении Санкт-Петербурга функционирует АИСУ "Параграф", которая предусматривает web-расширение позволяющее классным руководителям выставлять оценки учащегося сразу в базу данных и сделать их доступными для родителей. Ольга Владимировна Иванова поставила перед нами задачу внедрения электронных дневников в повседневную практику ОУ. Мы же со своей стороны имеем все технические возможности: интернет, программное обеспечение. Необходимо начинать решать эту задачу уже сегодня
Особенно хочу остановиться на технологиях совместной работы над документами. Сегодня создавая документы, мы чаще всего их распечатываем, правим, распечатываем, правим... Но даже стандартные средства MS Word позволяют организовать совместную работу над одним документом в режиме исправлений нескольким пользователям. Преимущества такого подхода очевидны: экономится время и материальные ресурсы, вносимые исправления не заменяют старого текста и могут после обсуждения либо принимаются авторами документа, либо отвергаются, в обращении всегда находится только одна копия документа. А при подготовке к данному семинару я открыл для себя возможность одновременной работы над документом с удаленными пользователями. Технология “google documents” позволила всем авторам сегодняшнего семинара обсуждать подготовку к нему и создавать необходимые документы, не покидая своих рабочих мест. И при этом никакой путаницы и бесконечной пересылки по электронной почте бесконечных копий. Все в режиме он-лайн работали над одним документом, постепенно оттачивая его. Просто скажете вы и будите правы. Для того чтобы этим пользоваться не нужны специальные знания и подготовка, но необходимы желание и воля. И прежде всего воля руководителя.
3. Роль руководителя в формировании высокотехнологичной среды образовательного учреждения.
сформирована сеть 4 мультимедийных проектора, 2 интерактивных доски, 3 компьютерных класса, 3 административных компьютера
организован банк данных, отлажена процедура регистрации электронных ресурсов
Сколько не говори "халва, халва" во рту слаще не станет. Сколько не купи в школу техники - информатизация не наступит. К сожалению, необходимо сегодня констатировать, что информатизация на начальном этапе процесс принудительный. Это потом, когда уже все втянутся и не смогут без этого обходиться, нужно будет переходить к тактике сдерживания.
Что же должен сделать руководитель, чтобы запустить процесс (а это именно процесс, а не разовая акция) информатизации?
эффективность и экспериментальный мониторинг
Во-первых, убеждать личным примером. Не читать бумажных черновиков, использовать для самообразования интернет-источники, быть участником профессиональных интернет-сообществ. Использовать в своей повседневной деятельности преимущества автоматизированных информационных систем управления и ресурсов локальной сети. Так, например, при необходимости узнать контингент на сегодня, не кричать в приёмную: "Маша, сколько у нас детей сегодня?", а открыть базу данных параграф движение и посмотреть.
Во-вторых, создать мотивационную систему для внедрения средств информатизации в повседневную деятельность работников. Такая система должна сочетать в себе запретительные меры (например, отказ от рассмотрения рукописных или вообще печатных документов) и систему поощрений (например, за освоение новой техники или введение в практику новых форм или технологий работы).
В-третьих, четко регламентировать и планировать процесс информатизации образовательного учреждения.
В-четвертых, планировать подготовку кадров в соответствии с перспективой использования того или иного оборудования и технологий, помня при этом, что повышение квалификации осуществляется за счёт организации и следовательно можно требовать от работников соответствующей отдачи.
4. Взаимодействие учреждений
И последнее о чем я хотел поговорить сегодня. В условиях нарастающей, в силу объективных причин, самоизоляции учреждений резко возрастает роль телекоммуникационных технологий в организации межшкольной коммуникации. Скажите, где мы с вами можем обсудить насущные для нас проблемы? Только по телефону или на подобном совещании. Но если бы мы не стояли в стороне от развития телекоммуникационных технологий сегодня, то имели бы возможность, используя самые простые средства, организовать виртуальные площадки для обсуждения насущных вопросов. Вот сегодня Комитет по образованию ставит перед нами вопрос о том, какой должна быть школа будущего Петербурга. Я знаю, что некоторых руководителей школ приглашают для личной беседы по этому вопросу. Не сомневаюсь, что у многих из нас есть свои мысли по этому поводу, но многие ли могут сказать, что видят картину целиком? И здесь, используя например технологию ”google documents”, мы могли бы с вами оперативно обменяться мнениями по этому вопросу, выработать взвешенную позицию, объединив потенциал каждого в общий эгрегор.
Поделиться: