Авторcтво: Кузнецова Екатерина Дмитриевна, методист ОДОД «Северное сияние» ГБОУ школы №102 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Планирование – это не догма, а творческий процесс…
Это заблаговременное определение порядка и последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. Хорошо продуманный и своевременно составленный план помогает заблаговременно подготовить к занятиям необходимые наглядные пособия, дидактический материал, правильно спланировать проведение теоретических и практических занятий и является проектом учебной деятельности педагога.
В соответствии с определением планирование – это управленческий процесс, заключающийся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние объекта или деятельности; путей, способов, средств его достижения.
Планирование педагогической работы обеспечивает соблюдение таких принципов организации образовательного процесса как систематичность, последовательность, преемственность и т.д.
Планирование работы педагога дополнительного образования регламентируется основными нормативными документами разного уровня, например:
· международного — Конвенция о правах ребенка;
· федерального — Закон об образовании;
· регионального — распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга;
· локального (на уровне образовательной организации) — устав, образовательная программа, план работы ОДОД, рабочая программа педагога.
Педагог дополнительного образования осуществляет разные виды планирования:
- перспективный план – определение целей и задач, концепции деятельности, описание прогноза ожидаемых результатов работы, механизмов их фиксации и оценивания (фактически – пояснительная записка к учебной или образовательной программе);
- календарный план – «развертка» учебно-тематического плана учебной программы (отражающаяся рабочей программе и записях в журнале учета работы педагога дополнительного образования);
- тематический план – описание содержания по темам, по занятиям, по блокам (для педагогов с небольшим стажем работы или тех, кто занимается обобщением своего опыта и созданием методического пособия – конспекты занятий).
Педагог дополнительного образования составляет календарно-тематический план, который является его основным рабочим документом.
Составление календарно-тематического плана основано на образовательной программе данного объединения и соотносится с расписанием занятий.
Календарно-тематическое планирование составляется по следующей схеме: порядковый номер, номер темы занятия, тема занятия, сроки, количество часов: теория и практика, примечание.
Тема занятия формулируется строго по учебно-тематическому плану. Если количество часов на занятие составляет более 4, то темы каждого часа (теоретического или практического занятия) расписываются строго в соответствии с программой.
• Экскурсия, поход выходного дня – 8 часов.
• Многодневные походы: однодневный – 8 часов, двухдневный – 14 часов, трехдневный – 22 часа.
• Конференции, игры, конкурсы, соревнования – 4 часа.
• Практические работы – 2 часа.
• Практические работы на местности - 4 часа
Участие в массовых мероприятия, конкурсах, соревнованиях, проводимых на районном, городском, краевом, федеральном уровнях, запланированных образовательной организацией не планируется в календарно-тематическом планировании. Такого вида мероприятия учитываются в рамках плана воспитательной работы. Запланировать можно только лишь подготовку к этим мероприятиям.
Объем учебного материала не может быть сокращен, увеличен или переименован. Он должен соответствовать учебно-тематическому плану и содержанию программы.
После планирования тем занятий, необходимо установить даты их проведения.
В соответствии с государственными требованиями к содержанию и оформлению календарно-тематического планированию оно должно быть оформлено в виде нормативного документа, согласованного с заместителем директора учреждения по учебно-воспитательной работе или руководителем ОДОД.
В соответствии с Федеральным законом РФ№ 273 «Об образовании в Российской федерации» образовательная организация может создавать свои локальные документы, руководствуясь разделом 1 параграфом 7.
Одним из таких документов может стать положение о рабочей программе (п.1.ч.1ст.48 Федерального закона РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой), одним из компонентов которой является календарно-тематический план.
Поделиться: