Поиск по сайту

"Использование новых средств информационных технологий – мультимедийных презентаций на уроках истории в начальной школе"


Авторcтво: Громова М. В.


   Основные направления модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Содержание образовательной области «обществознание» начального общего образования создает основу для формирования у младших школьников элементов научного мировоззрения, развития абстрактного мышления и речи, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и культуре своей страны.


Имея в содержании образования конкретные исторические события, задумаемся: достаточно ли учебника и слова учителя для максимально эффективного усвоения учебного материала? Содержащиеся в учебниках иллюстрации, иногда карты являются наглядной опорой учащимся в изучении событий, персоналий в истории, но их недостаточно для воссоздания целостной картины события, эпохи. Часто их количество и качество изображения оставляют желать лучшего (мало иллюстраций, сложно разглядеть детали).  Мало упражнений на сопоставление, рисование, разгадывание и в рабочих тетрадях к учебникам «Введение в историю». На помощь учителю могут прийти новые информационные технологии.


Психической особенностью младших школьников является преобладание наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам. Более 80% информации воспринимается через зрительный анализатор. Недаром английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».


Уроки с использованием информационных технологий имеют большое дидактическое достоинство: создается эффект присутствия (Я это видел!), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать исторические представления, формировать начальные исторические умения у младших школьников.


При обучении истории младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (карты, мультимедийные презентации).


Одним из средств подачи учебного материала являются мультимедийные презентации. Особенностью этих средств обучения является то, что каждый кадр, соответственно заложенной в нем программе, может выводить на экран содержащую в нем информацию одномоментно или послойно (например, изображение, стрелки – указатели, текст-пояснение). Кадры мультимедийной презентации могут демонстрироваться последовательным рядом или выборочно. Благодаря системе гиперссылок один кадр может указывать на другой, связанный с ним информацией, к которому можно моментально обратиться, если требуется пояснение. Иллюстративно-текстовая организация мультимедийных презентаций также может содержать в себе карты, таблицы, иметь аудио-сопровождение.


Включение в презентации видеофильмов, помогает детям «погрузиться» в событие, выделить в нем роль исторических персонажей, дать им личностные характеристики, представить различные точки зрения на событие.


Основными достоинствами мультимедийных презентаций являются возможности использования в них звука, анимации, гиперссылок, макросов. Материал становится динамичнее, ярче, в нем можно выбирать порядок изучения подтем, тестировать знания по уроку.


Использование информационных технологий дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.

Поделиться: