Авторcтво: Иванова Оксана Валерьевна, учитель ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга |
Актуальной проблемой современного общества в целом и российского образования в частности, является проблема отсутствия полноценной читательской деятельности, а следствием этого является неумение работать с информацией. Однако ФГОС ООО нового поколения читательскую компетенцию, работу с информацией и преобразование информации определяет фундаментом всего последующего образования.
Объективные требования к уровню чтения учащихся велики. В современном обществе умение читать не может сводиться к овладению техникой чтения. Теперь мало прочитать, т.е. озвучить – необходимо понять, что почитал. Какую информацию обучающийся извлек из прочитанного и как ее может интерпретировать, использовать [1].
ФГОС начального общего образования относят «овладение навыками смыслового чтения в школе различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы.
Под смысловым чтением в школе во ФГОС понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. По сути, в данном определении заложен перечень основных умений, которые постепенно должны осваивать учащиеся в начальной школе.
Смысловое чтение требует от учащихся овладения различными видами работы с информацией. А это в свою очередь, приводит к необходимости развития умений работы с различными текстами [2].
Проблемы, связанные с пониманием и переработкой информации при работе с различными видами теста, в основном связаны с поверхностным пониманием прочитанного. Многие учащиеся показывают непонимание содержания прочитанного как художественного материала с элементами описания, так и научно-популярного текста. Трудности восприятия научно-популярного материала обусловлены наличием в нем числовых данных, названий географических объектов, незнакомых учащимся слов, значение, которых надо понимать из контекста. Трудности восприятия художественного текста связаны с бедность словарного запаса, непонимания средств выразительности, с дефицитом соприкосновения с «высоким художественным словом» (негативное влияние прессы, общения в социальных сетях и т. д.)[3].
Многие учащиеся, лишь вербально считывающие материал, зачастую не понимая смысла прочитанного, не готовы работать с материалами незнакомыми по форме и содержанию, справляться с отвлекающей информацией.
Оценка планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ. В них на основе прочитанного текста, ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру. При этом учащиеся должны осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме. Практика работы в школе показывает, что дети часто затрудняются работать с текстом не только в начальной школе, но и в среднем и старшем звене.
Для целенаправленного формирования навыков смыслового чтения текстов у учащихся начальных классов и работой с информацией появилась необходимость ввести в практику работы начальной школы программу « Учусь работать с текстом».
Цель курса:
формирование умений работы с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), умений извлечения из текста требуемой информации и обработки её, а также решение учебных задач на основе сформированных конкретных универсальных учебных действий, развитие речевого внимания к языковой стороне текста.
Задачи курса: решать учебные задачи на основе сформированных конкретных универсальных учебных действий;формировать умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм);формулировать самостоятельные выводы;выстраивать логические связи по содержательной линии текста; усваивать детальную информацию;давать самостоятельные обоснованные суждения;уметь преобразовывать информацию.
Программа рассчитана на 1 год обучения в 4 классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Содержание программы
включает следующие темы: 1. Вводное занятие. Культура речевого поведения. 2. Текст – это…? План действий при работе с текстом. 3. Учимся работать со словом. Звук. Ударение. 4. Лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы (их виды). Учимся работать со словарем. 5. Учимся работать с предложением. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация. 6. Повествовательное предложение. Тон. Пауза. 7. Вопросительное предложение. Диалог. Монолог. 8. Побудительное предложение. Обращение. 9. Текст. Выделяй главное. 10. Выделение существенной информации из текста. 11. Основная мысль. 12. О чем говорит заглавие? 13. Распознавание и формулирование основной мысли текста. 14. Тема текста. Заглавие. 15. Герои текста. Главный герой. 16. Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы). 17. Опорные слова. 18. Учимся составлять план текста. 19. Какие бывают тексты? Определение типа текста. 20. Текст-описание. 21. Пишем изложение – описание. 22. Пишем сочинение-описание по прочитанному тексту. 23. Пишем сочинение- описание по картине. 24. Текст-повествование . 25. Пишем изложение – повествование. 26. Пишем сочинение-повествование по прочитанному тексту. 27. Пишем сочинение. 28. Знакомимся с текстом – рассуждением. 29. Как начать рассуждение? Тезис. Подтверждение тезиса фактами из текста. 30. Какие бывают стили речи? Определение стиля текста. 31. Учимся работать с текстом стихотворения. Рифма. Ритм. 32. Учимся работать с научно-познавательным текстом. 33. Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу. Понимание информации, представленной в виде диаграмм. 34. Итоговая комплексная работа на основе единого текста.
Текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, т.е. информации. Поэтому для работы над текстом учащийся должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. В программе обращено внимание на следующие умения: получение, поиск, фиксация информации; понимание и преобразование информации; применение и предоставление информации; оценка достоверности получаемой информации; наблюдение над языковой стороной текста. Построение программы построено по принципу « от элементарной частицы к общему понятию», т. е. работа ведется сначала на уровне звука, далее – слово, текст. И «апогеем» владения словом (т.е. информацией) – умение составлять собственное развернутое высказывание (сочинение текстов различных типов).
Занятие, посвященное поиску информации с опорой на карту, схему, таблицу. Понимание информации, представленной в виде диаграмм.
Учащиеся работают в группах.
· В начале занятия ребята вспоминают условные обозначения погоды (из курса «Окружающий мир») и получают памятку, которую впоследствии будут использовать в работе (облачность, осадки, явления, ветер). Рис. 1
Группы получают таблицу с обозначением погоды, анализируют, составляют рассказ о погоде по данной таблице. Каждая группа дополняет рассказ своими наблюдениями. Рис. 2
· Далее учащиеся получают текст-описание зимнего дня, сравнивают его с таблицей, делают выводы (соответствует ли информация о погоде в тексте-описании и таблице).
Мы шли всё дальше и дальше через поля. Вокруг было очень тихо. Снег продолжал падать редкими хлопьями. Тёмно-серые тучи низко повисли над нами. Начал подниматься ветер. Казалось, что он гонит ещё более тёмные тучи в нашу сторону. Мы заворожённо смотрели по сторонам. Поражал резкий контраст между почти чёрными тучами и белоснежным первым снегом.
Вдруг непонятно откуда пробился первый луч солнца! А за ним и все просторы, окружавшие нас, стали наполняться волшебными солнечными потоками.
Данное задание заставляет отбирать нужную информацию, необходимую для вывода, быть внимательным к деталям.
· Группы получают 3 текста с различным описанием погоды «Ураган», «Лето», «Ледяные красавицы» и 3 таблицы с обозначением погоды. Задача обучающихся соотнести художественный текст с таблицей.
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Ледяные красавицы
Март. Всё ярче и жарче светило весеннее солнце. Мягкий ветерок гнал, торопил облака. На балконах и крышах домов поселились сосульки. Днём солнечный луч играл с ледяными красавицами. Они сверкали, отливали серебром. Первые крупные капли упали на землю. Съехала с крыши большущая шапка снега.
Наступила ночь. Подморозило. Ледяная корка покрыла землю. Но весна рядом. В городе первые её вестники – сосульки.
Ураган
Нависли тяжёлые грозовые тучи. Ураган с рёвом напал на корабль. Он срывал верхушки волн и покрывал всё вокруг седой пылью. Полили страшный ливень. Засверкала яркая молния. Из облаков стали падать огненные шары. Возле мачт стояли матросы с топорами. Вдруг самая большая мачта повалилась и наклонила корабль. Громадные волны были готовы залить его. Прошёл час, другой, третий. Эти часы казались векам. Наконец ураган стал стихать.
Лето
Прекрасный июльский день. Светлое солнце приветливо и весело смотрит на землю. Небо покрыть множеством крупных высоких облаков. Они подобны островам среди бесконечной реки. Облака легки и лазурны. Они все пронизаны светом и теплом. Кое-где тянутся вертикальные голубоватые полосы. Это идёт едва заметный дождь.
По обеим сторонам тянутся поля поспевшей ржи. Прекрасны золотые отливы спелых колосьев. Какое богатство! И создано оно трудом человека.
Обучающиеся делают вывод о различных способах подачи информации.
Данное задание позволяет учителю понаблюдать за внимательностью обучающихся, за их отношением к заданию: некоторые ребята читают только начало текста, обращают внимание на дату в первом столбце таблицы и соотносят текст с таблицей, а некоторые читаю тексты до конца, обращая внимание на все детали.
· Следующее задание формирует умение преобразовывать информацию. Работа проходит фронтально. Ребята получают художественный текст «Первый дождь» и незаполненную таблицу. Читая текст, обращая внимания только на информацию, которая относится к описанию погоды, пользуясь «Условными обозначениями» обучающиеся должны заполнить таблицу недостающими данными.
Первый дождь
Весна уверенно входит в свои права. Последние дни стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыла тяжёлая серая туча. Она пролилась на землю живительной влагой. Три дня лил тёплый дождь. Затем на окрестность опустился густой белый туман.
Утром выглянуло ослепительное солнце. Зазеленела молодая травка. Пришла настоящая радостная весна.
Рис.6
Учащиеся демонстрируют свои варианты заполнения таблицы.
Рис.7
Рис. 8
Сравнивают с вариантом учителя.
Рис. 9
· Итоговое задание – самостоятельная работа: прочитать художественный текст, отобрать нужную информацию, проанализировать полученную информацию, преобразовать (слова в условные обозначения), оценить полученный результат.
Зимние забавы
Снег идёт густой. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За одну ночь всё в природе изменилось. Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний белоснежный наряд. Каждая маленькая былинка словно накрылась лебяжьим пухом. Ребятишки раскатали горку до льда. Они устремились к ней с санками, дощечками. Всем охота скатиться с ветерком! Щёки разрумянились. Малыши играли в снежки. Липкие комья снега летели во все стороны. Зима дарит людям много радости.
Рис.10
Рис.11
· В конце занятия учащиеся делают выводы о том, как важно отбирать нужную информацию, обращать внимание на детали. Делаю вывод о том что, тексты бывают разными, а одна и та же информация может быть дана разными способами.
.
Занятие «Учимся работать с научно-познавательным текстом»
· Учащиеся знакомятся с научно-популярным текстом «Синица».
Синица
Летом многие синички улетают в поля и лес, чтобы добывать себе пропитание. А вот в холодную пору они стараются быть поближе к людскому жилью.
Древнее слово синица образовано не от прилагательного «синий», а от звукоподражания «зинь-зинь» - чириканья. Со временем название немного переиначили, подогнав его под слово «синий», вот и вышла «синица».
Окрас перьев очень красив. Брюшко имеет желтый окрас, спинка оливкового оттенка, а щечки белые. Крылья у синицы серого цвета. Самцы владеют более ярким нарядом, нежели самки.
Питаются синицы в основном насекомыми, а также пищей растительного происхождения: ягодами и семенами. Эта птица никогда не сидит на месте. Все время синица проводит в поисках пищи. Синица полна энергии и часто поет красивые песни.
Анализируют описание синицы в научно-популярном тексте, составляют план:
1. Перелетная или зимующая птица?
2. Почему так называется?
3. Внешний вид.
4. Питание.
· Учащиеся анализируют художественный текст-описание «Снегирь»
Снегирь
Ты знаешь, что многие птицы с наступление холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири потому, что появляются у нас вместе со снегом. Для снегирей наши леса уже «тёплые края», ведь летом они живут севернее, где зимой очень сильные морозы…
Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу. Небольшими стайками перелетают они с дерева на дерево, вежливо уступая самкам лучшие гроздья рябины.
(По Ю. Дмитриеву)
Составляют план.
· Сопоставляют план художественного и научно-популярного текстов. Делаю вывод, что они одинаковые.
· Работают над различиями лексики художественного и научно-популярного текстов.
· Преобразовывают художественный текст «Снегирь» в научно-популярный.
Занятие «Учимся работать с текстом стихотворения. Рифма. Ритм»
Учащиеся работают с текстом стихотворения «Щенок» С. Михалкова, в котором скрыты некоторые слова – концы строк. Рифмующиеся слова помогают отгадать задания типа «Антоним к слову поздно». «Синоним к слову передвигаться».
Данное задание заставляет учащихся подбирать рифмующиеся слова и повторить такие понятия, как антоним, синоним, фразеологизм, устаревшие слова и т.д.
Щенок
Я сегодня ____1____-
У меня пропал щенок.
Два часа его ____2_____,
Два часа его_____3______,
За уроки не ____4_____
И обедать не могла.
В это ____5____
Очень _____8______
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам____7____,
Прыгать , лаять,
Всех ___8___.
Он увидел ____9___ -
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул -
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у __10___,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез и ___11____…
Может быть, его __12___,
На верёвке увели,
Новым именем ___13___,
Дом стеречь __14__?
Может, он в лесу __15__
Под кустом сидит __16___,
Заблудился, ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
|
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала: - __17___.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.
__18___
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно __19___,
Перекошена __20__,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: - Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. -
Весь укутанный,
в постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет __21__
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к __22__ -
Я сама его __23___.
С. Михалков
|
Задания для восстановления стихотворения
1. Фразеологизм.Очень устать от многочисленных забот и хлопот.
2. Синоним к слову кликала.
3. Замени фразеологизмтянула время, одним словом.
4. Антоним к слову вставала.
5. Антоним к слову вечер.
6. Антоним к слову поздно.
7. Синоним
к слову передвигаться.
8. Антоним к слову убаюкивать.
9. Синоним
к слову покрывало.
10. Синоним
к слову отец.
11. Антоним к слову появился.
12. Антоним к слову вернули.
13. Синоним
к слову нарекли.
14. Синоним
к слову принудили.
15. Антоним к слову редкий.
16. Антоним к слову гладкий.
17. Антоним к слову поспешим.
18. Синоним
к слову внезапно.
19. Синоним
к слову око.
20. Синоним
к слову ланита.
21. Синоним
к слову слегка.
22. Синоним
к слову лекарь.
23. Синоним
к слову врачую.
Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Список литературы
1. Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004
2. Воюшина, М. П. Методические основы литературного развития младших школьников / М.П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факул. нач. обуч. и учит.нач. классов./ Под ред. Т. Г. Рамзаевой. –СПб: Спец. лит-ра, 1996
3. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007
Поделиться: