Авторcтво: Харлова Елена Викторовна, преподаватель ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга» |
В ноябре 2014 года ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга» включился в проект. Организация в России – ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт - Петербурга», ГБДОУ детский сад № 49 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга. Организация в Болгарии - ЦДГ № 8 „Христо Ботев” г. Варна. Научное руководство проектом осуществляет коллектив ООО «КОнтрАст» (сопровождение профессиональной деятельности образовательных учреждений) г. Москва, руководитель к.п.н. Комаровой О.А. Первоначально проект назывался «Мой город, моя страна».
Цели проекта:
1.Оптимизация интегративного подхода в дошкольном образовании на основе взаимообмена профессиональным опытом, организации взаимодействия между педагогами и детьми России и Болгарии;
2. Развитие инновационной деятельности дошкольных организаций на основе углубленного решения задач в рамках образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Выдержка из положения о Российско -болгарском проекте: (Утвержден приказом ООО «КОнтрАст» от 01.09.2014 г. №09)
Реализация проекта началась с организации круглого стола в г. Москва (скайп - включения). Педагоги России и Болгарии презентовали свои дошкольные образовательные организации, рассказали о первом опыте общения (в письмах и посылках). Со студентами и педагогами мы начали переписку с детским садом из Варны. Детский сад из Варны ответил на наше письмо, где поделился ин-формацией об условиях воспитания и обучения детей, методах работы с родителями. Кроме традиционных форм работы, мы выделили организацию благотворительной помощи нуждающимся. Родители с детьми организовы-вали концерты и базары, распродажу кулинарных изделий. Средства пере-дают в помощь социально - неблагополучным семьям. В свою очередь мы поделились своим опытом в организации совместных праздников: «День Матери», «Новогодний праздник». Педагоги ГБДОУ № 49 Калининского района Санкт-Петербурга под руководством старшего воспитателя Жидеевой О.В. и заведующей Михайловой Н.В. постоянно организуют конкурсы, мастер - классы для семей воспитанников. Исследования ученых показали, что решение задач повышения родительской компетентности в вопросах коррекции и адаптации, реабилитации детей с ОВЗ происходит в процессе знакомства родителей с эффективными способами
общения, игровыми технологиями реабилитации детей, участия в совместных проектах. [3]
27 января 2014 состоялся круглый стол (скайп - включение - организатор в Санкт-Петербурге Харлова Е.В. на базе детского сада № 49 Калининского района) по теме «Ценности Мира». Закончился круглый стол деловой игрой, в которой приняли участие педагоги и студенты в Москве, Московской области, Варны и Петербурга. Педагоги и студенты из нашего города разрабатывали тезис «Уважение к старшим» и антитезис «Пренебрежение».
Вспомнили сказки, в которых заложено уважение к старшим: «Кукушка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Мороз Иванович». Мультфильм «Вова в Тридевятом Царстве»; пословицы и поговорки: «Старый умен, но не силен», «Старших уважай, младших воспитывай», «От совета старых людей, голова не болит», «Нет такого дружка как родная матушка». Педагоги разных стран одновременно играли и в конце деловой игры обсудили результаты. Предварительное анкетирование позволило выяснить, что уважение к старшим у современной молодежи стоит не на первом месте. Необходимо с дошкольного возраста формировать в детях уважение к труду
взрослых, уважение к родителям.
Итоговый круглый стол 2014 -2015 года состоялся в г. Москва 29 июня, на базе ГБОУ СОШ 1394 (СП «Детский сад № 2101»), где были вручены сертификаты активным участникам проекта по итогам года. 27.10 2015 был организован круглый стол на базе педагогического колледжа, что позволило привлечь к проекту студентов, преподавателей, специалистов. Интересные формы работы представили педагоги из Москвы, Московской области, Болгарии, Санкт - Петербурга, из Германии. Мы узнали, что в дошкольном учреждении в Германии педагоги разговаривают с детьми на родном и интернациональном языке (немецком и английском). Дни, посвященные каждой национальности, сопровождаются выставками и кулинарными блюдами национальной кухни семей воспитанников. Весной на свои средства подготовили посылку в Болгарию, затем пришла посылка из Болгарии. Студенты, педагоги, дети рассматривали сувениры, детские рисунки, наборы открыток о Болгарии. Мини - музей ГБДОУ № 49 Калининского района Санкт - Петербурга пополнился новыми экспонатами. В июне 2016 года мы Педагогический колледж №4 , детские сады Калининского района № 49, №12 приняли участие в фестивале художественной самодеятельности среди образовательных учреждений – участников проекта «Ребенок в мире без границ», «Мы танцуем и поем» заочно. Красной нитью через весь проект, на наш взгляд, проходит работа с семьей, воспитание семейных ценностей перекликается с проектом «Крепкая семья».
Укрепление института семьи и семейных ценностей стоит на первом месте в целеполагании проекта «Крепкая семья». Одна из ключевых идей Федерального проекта «Крепкая семья» - пропаганда семейных ценностей. [5]
Действительно, в базовые ценности россиянина включены: семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. «Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия». [2]
Среди задач, решаемых ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Детей дошкольного возраста необходимо активно приобщать к социальным и культурным нормам, а также к семейным и общественным традициям. [4]
Исследование приоритетов в семьях, состоящих в официальном браке показало, что важнейшей ценностью они считают рождение детей в семье, по отношению к которым готовы проявлять любовь и ответственность за их
воспитание, и осознают необходимость участия обоих родителей в жизни ребенка. Одно из самых значимых мест отводится родственным отношениям, взаимопомощи, взаимовыручке, поддержанию теплых отношений и общению
между родственниками. Кроме того, многие официально зарегистрированные пары ориентированы на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни и совместное времяпрепровождение, труд и отдых. Они
высоко ценят внутрисемейное общение и взаимодействие, участие в интересах и хобби других членов семьи, а также положительно относятся к внешним коммуникациям семьи. [2]
Не случайно, в этом году темой нашего проекта становится «Мой дом -моя семья». Совместно с московскими коллегами мы определили перечень наших подпроектов:
«Русский быт»,
«Народная культура и традиции России»,
«Любимые блюда нашей группы»,
«Наша семья и её традиции»,
«Я и моя семья»,
«Новогодние истории российских семей»,
«День Матери - новые и старые традиции»,
«Мамы разные нужны, мамы разные важны»,
«Масленица в Петербурге»,
«Наши питомцы - члены семьи»,
В этом году мы планируем в результате проектной деятельности принять участие в литературном конкурсе среди родителей «Моя семья» (сказки и рассказы, иллюстрированные членами семьи и ребенком). Ведется большая
работа среди воспитателей, привлекаются студенты. В семье чтут традиции, проводят совместный досуг с детьми, общаются, обмениваются мнениями. Вот некоторые фрагменты из презентаций и рассказов семей. Например, семья Игоря Л. пишет: «В этом году гостями праздника были члены военно-спортивного объединения «Варта». Их выступление было посвящено правилам древнего ведения поединка холодным оружием, возрождению традиций русско-славянского воинства, воспитанию морального духа. Было очень интересно и взрослым, и детям». Настя М.: «С мамой и папой везде хорошо. Папа нас всегда фотографирует. Мы ездили в парк Сосновка в выходные.
Катались на санках, на ватрушках с горы. Слепили снеговиков-великанов». В детском саду организуются праздники, прививается уважение к труду родителей, что находит отражение в рисунках детей. Ежегодно проводится
праздник с участием пап. Воспитывается чувство значимости своей семьи, сопереживания детей за родителей, родителей за детей чувство сопричастности к жизни ребенка в условиях детского сада.
Суть искусства семейного воспитания, по мнению Шалвы Амонашвили, в том и заключается «... что какие бы силы ни таились в ребенке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека. Совершить чудо: сделать, воспитать, создать из него человека - серьезная задача для мудрых, любящих взрослых, и в первую очередь для пап и мам» [1].
Приложение: презентация
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. Искусство семейного воспитания.7-е изд.(пер) Педагогическое эссе, издательство Амита, 2016 г.
2. Иванова И.В., Дударева Т.В. «Семейные ценности в официальном и гражданском браке // Психологические исследования: электронный научный журнал. - М.: Солитон, 2009. №2
3. Петрова Е.А. Система работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебно - методическое пособие. - Спб. АППО, 2012.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ Министерства обра-зования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва/ Российская газета №6241- 2014. -1 017
5. Проект Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Крепкая семья - крепкая Россия! //
http://yandex.ru (электронный ресурс).
Поделиться: